Автоматизация панорамирования
Еще более важным средством обеспечения прозрачности микса является интеллектуальная автоматизация панорамирования. Используйте автоматизацию панорамирования для четко определенной передачи вашего замысла по построению панорамы. Другими словами, разумно размещая инструменты и звуки по сторонам панорамы согласно их частотной фактуры.
Используйте автоматизацию панорамирования, если какой-то участок микса звучит мутно. Например, если ведущий вокал конфликтует с подпевками только в пределах одного такта или просто кажется нечетким и неясным, спанорамируйте звуки которые уже раздвинуты по бокам от центра еще дальше - только на один этот такт.
А после этого такта восстановите их прежнюю панорамную позицию. Если упомянутые методы не дают эффекта,
по причине того, что конфликтующие звуки и так находятся на самых краях панорамы, используйте расширитель стерео-базы.
Установите регулятор расширителя стерео-базы в нейтральное положение и используйте автоматизацию для расширения стерео-базы только в необходимом участке. Не забывайте периодически использовать переключатель "моно" на выходе,
для того чтобы отслеживать моно-совместимость вашего микса.
Далее вы услышите, как правильное использование расширителя стерео-базы высвобождает пространство в звуке.
Сначала - без расширителя стерео-базы, затем - с расширителем.
Вся дальнейшая автоматизация представляет собой точную настройку параметров эквализации и настроек эффектов.
Это так сильно зависит от каждого конкретного сведения и исходного материала, что очень трудно дать какие-то четкие правила, однако, можно опять упомянуть о факте, который касается любой точной регулировки. Работа над окончательными 10-ю процентами сведения, которая заключается в добавлении автоматизации и небольших окончательных изменениях в регулировках параметров, занимает около 80-ти процентов общего времени, которое будет затрачено на все сведение целиком.
Если статичный микс без автоматизации хорош уже сам по себе, и уже подходит в качестве чернового варианта или
демо-записи после потраченных 3-4-х часов работы, в дальнейшем вам потребуется 12, а может и больше часов для окончательной доработки сведения, которое бы удовлетворяло высоким современным стандартам.
Если исходные треки, которые вам дали для сведения, требуют тщательной чистки и предварительно подготовки,
добавьте к общему и это время.
Ударные инструменты
Рискуя повторить то, о чем я уже рассказывал, я думаю, что все-таки важно систематизировать все советы, касающиеся записи и обработки отдельных инструментов. Вы можете обращаться к данному разделу за конкретным советом,
если зайдете в тупик во время сведения.
Если вы не до конца уверены, как еще можно улучшить звучание какого-либо инструмента, я последовательно расскажу обо всех инструментах, об их свойствах, об эквализации, панорамировании, динамической обработке, реверберации и специальных особенностях.
Редактирование ударной установки, записанной вживую, является достаточно сложной работой. Опыт и идеи данного урока могу быть также применены и к луп-сэмплам и к запрограммированным барабанам.
Большой барабан
Большой барабан без сомнения размещается только по центру панорамы. Иногда для большого барабана пишутся два трека. Первый - записывается при помощи микрофона, представляющего звук пластика, помещенного внутрь барабана рядом с пластиком. Другой трек записывается обычно конденсаторным микрофоном снаружи, рядом с передним пластиком или отверстием в переднем пластике, который содержит низкочастотный компонент.
Независимо от того, имеем мы один или два трека, в обоих случаях большой барабан имеет две частотные составляющие, которые важны для его функционирования и которые должны быть правильно обработаны.
Низ, или тело большого барабана находится в диапазоне между 65 и 110 герцами. А верх барабана, в области верхней середины между 3 и 5-ю килогерцами. В редких случаях - до 8-ми килогерц.
Для качественного звука большого барабана вы можете использовать эквалайзер для увеличения низких частот. При таком использовании значение параметра Q должно быть средним. Плагин UAD1 Pultec - чудесное средство для редактирования больших барабанов с недостающими низкими частотами. Выберите 60 или 100 герц и выставьте регулятор "Boost" в достаточное значение.
Регулятор аттенюации может быть использован для уменьшения ненужных среднечастотных компонентов большого барабана. Вторым фильтром вы можете точно контролировать верх звука большого барабана и, таким образом, его ритмическое восприятие. Большие значения параметра Q при увеличении уровня приводят к искусственности звука.
В зависимости от большого барабана, возможна установка центральных частот фильтра во всем спектре высокой середины
от 2 до 8-ми килогерц. В данный момент вы имеете инструмент управления частотами двух важных компонентов звука большого барабана. Следующим шагом будет уменьшение.
На практике, сначала необходимо уменьшить необходимые области, и только затем увеличивать. Если большой барабан слишком низок необходимо применить крутой обрезной фильтр на 40 герцах, для того чтобы басовый сектор был чистым.
Еще более важна область низкой середины между 120 и 350-ю герцами. В этой области большой барабан не нужен и, если
он начинает там мешать, вы можете использовать фильтр для того, чтобы уменьшить уровень сигнала в этом диапазоне.
Таким путем вы создадите больше места для бас-гитары и других звуков, которым этот диапазон крайне нужен для раскрытия своего потенциала. Если у вас есть два записанных трека как было упомянуто ранее, вы можете использовать
это для четкого моделирования и последующего соединения двух частотных компонентов.
Для этого, вы должны применить обрезной ВЧ-фильтр с достаточно высокой частотой среза к треку с высокими компонентами для того, чтобы вырезать с этого трека все низкочастотные компоненты. Для большого барабана компрессор выполняет две функции.
Первая функция - функция ограничения динамики сигнала, для того чтобы обрезать отдельные сильные пики - также именуемая лимитированием пиков.
Вторая функция - добавление энергии путем создания искусственных переходных процессов в звуке с помощью большого значения времени атаки (Attack). При установке больших значений времени атаки небольшие создаваемые щелчки помогают ритмическому определению и перкуссионности большого барабана.
Примеры этого мы уже видели в разделе, посвященном компрессии.
Гейты перестали быть популярными в физической записи из-за удобности рабочих станций при ручном разделении нужных звуков от посторонних шумов в аудиоредакторе. Долгое время, гейты, доступные в виде физических устройств, назывались "гейтами", но на самом деле не являлись ими по своей сущности.
Сейчас существуют гейты, которые эмулируют классические устройства, такие как Drummer DS2R1 и которые могут быть эффективно использованы для формирования звука. Один из примеров - это плагин Sony Oxford Dynamics Gate для платформы PowerCore.
Гейты - это, в первом приближении, противоположность компрессору. Как только уровень сигнала падает ниже установленного порога, сигнал уменьшается согласно таким же, как и у компрессора параметрам. Это позволяет отделить полезный сигнал от проникающих шумов. Но присущим недостатком является то, что звук становится искусственным.
Для большого барабана наличие таких искусственных признаков приемлемо, во благо создания четкости и мощи. Однако, если на ваш вкус, большой барабан с гейтом звучит уж очень искусственно, вы можете сделать копию трека с большим барабаном, обработать гейтом копию и свести ее с исходной.
Укороченный звук большого барабана, обработанного гейтом, допускает более сильную обработку эквалайзером без значительного увеличения низких частот, которые бы разрушили общий звук. Причиной этого является то, что короткие звуки теряют тоновую основу. Вы всегда можете добавить в микс исходный, необработанный звук большого барабана, для того чтобы сохранить впечатление естественности барабанной установки не обработанной гейтом.
Чем ниже центральная частота низкочастотной составляющей звука большого барабана, тем более короткий звук должен выходить после гейта, для того чтобы сделать его менее тональным и конфликтующим со звуком бас-гитары.
С другой стороны, большой барабан с большим сустейном и слабым заглушением, может быть обработан только небольшим увеличением всей полосы низких частот для того, чтобы избежать перенасыщения низкочастотной области.
В таком случае, большое повышение Bell-фильтром может звучать немного жирно и неразборчиво. Будьте внимательны
с дозированием реверберации для большого барабана! Слишком большое количество реверберации увеличит верхнюю частотную составляющую в верхней части спектра. И сделает переходные процессы неточными и мерцающими.
Используйте реверберацию без предварительной задержки (pre-delay) для того чтобы избежать дрожания из-за ритмического смещения. Мой любимый способ - добавить немного реверберации от ревербератора малого барабана, для того чтобы создать связь между большим барабаном и остальной установкой.
Полностью "сухой" барабан может звучать вне контекста и несвязанно, но и такой вариант используется в некоторых стилях. Например - хип-хоп. Реверберация большого барабана должна быть очень небольшой - настолько, чтобы ее отсутствие
при отключении ревербератора сразу же замечалось, но включение реверберации не должно звучать слишком сильно
или прорезающе.
В наши дни, очень объемная реверберация для большого барабана используется очень редко, потому как это приводит
к очень нечеткому и мягкому общему звуку. Плагин Wizoo W2 имеет хорошие пресеты для большого барабана. Он приводит буквально к накачиванию большого барабана.
Малый барабан
Малый барабан также размещается по центру панорамы. Как и большой барабан, малый барабан имеет две частотных составляющих. Единственное отличие, состоит в том, что нижняя частотная составляющая находится немного выше
в частотном диапазоне нижней середины.
В зависимости от размера малого барабана или от используемого готового сэмпла, центральная частота располагается
в диапазоне от 120 до 350 герц. Очень часто малый барабан записывается с помощью микрофона сверху и микрофона снизу. Цель верхнего микрофона состоит в том, чтобы записать энергию в диапазоне верхней середины, а целью нижнего микрофона является запись частот в диапазоне от верхней середины до высоких частот.
Вот что записывает микрофон сверху.
А вот что записывает микрофон снизу с наличием высоких частот.
В диапазоне высоких частот малый барабан создает широкую полосу вплоть до 20 килогерц. В случае записи малого барабана с помощью двух микрофонов, особое внимание должно быть уделено их фазированию. Если фаза нижнего микрофона не была переключена, в течение записи, оба трека будут уничтожать друг друга в диапазоне нижней середины так сильно,
что звук потеряет большую часть энергии.
Попробуйте сами - управлять переключателем фазы нижнего микрофона при одновременном проигрывании обоих треков
на одинаковой громкости.
Мне всегда кажется интересным в процессе записи ударных инструментов то, что малый барабан звучит хорошо и открыто только тогда, когда к его звуку подмешивается трек с оверхедами. Очевидно, что малому барабану требуется расстояние,
чтобы раскрыть его высокочастотный компонент.
Поэтому вам будет всегда требоваться больше чем один микрофон для полного раскрытия звука. Если в звуке малого барабана вам чего-то так и не хватает, существует две частотные области, где вы можете внести изменения. Низ и обертоны.
Вдобавок я рекомендую установить обрезной фильтр на 80 герц. И если нужно - заглушение для того чтобы высвободить место в диапазоне средних частот. Обрезной фильтр на низких частотах очень важен для заглушения посторонних звуков
от большого барабана.
Полутоновый звук металлического малого барабана добавляет еще одну переменную к данному уравнению. Эти частоты могут быть усилены или ослаблены с помощью фильтра средних частот. Тон малого барабана, который подходит к тональности песни, легко стилистически внедрить в эту песню.
Если тон малого барабана расходится с тональностью песни на полутон, то, скорее всего, все вместе будет звучать отвратительно. Не бойтесь использовать функцию смещения частоты для транспонирования всего трека малого барабана
к нужной ноте. Например, к тонике основной тональности песни или ее квинте.
В некоторых из своих песен, Red Hot Сhili Peppers успешно использовали тон металлического барабана в общем звуке. Однако, если такой звук кажется вам назойливым, вы можете использовать метод удвоения трека (который мы рассмотрим позднее) для отдаления этого звука на задний план.
Для вырезания тональной компоненты малого барабана я рекомендую использовать шельфовые фильтры с высоким разрешением или параметрические фильтры с низким значением параметра Q. Наряду с другими функциями редактора,
я рекомендую изучить быструю комбинацию клавиш для вызова диалога изменения тона - для быстрого и удобного
доступа к этой функции.
Для того чтобы выборочно изменить частоту выбранных ударов или всего трека целиком просто выберите необходимые аудио-фрагменты, откройте диалог изменения тона с помощью комбинации быстрых клавиш и настройте тональность.
При финальном редактировании вокала легко установить нужный тон слово - за - словом на нужном треке.
Компрессия малого барабана преследует три цели. Первая цель - ограничение и компрессирование пиков для уменьшения динамики сигнала. В этом случае, необходимо делать это с осторожностью - чтобы быть уверенным в том, что естественная атака и переходы не пострадали при компрессии.
Потому что в ином случае звук может стать похож на звук картонной коробки от стирального порошка. Как будто кто-то выкачал из барабанов воздух. Это происходит по причине слишком больших искажений естественных переходных процессов вследствие чрезмерной динамической обработки.
Вторая цель - увеличение щелчка и перкуссивности через большое значение времени атаки (Attack).
Третья цель - настройка звучания тихих звуков, особенно звука натянутых пружин с помощью малых значений времени отпускания (Release). Чем быстрее отпускание компрессора, тем больше уровень звучания сетки.
При обработке живых барабанов стандартной процедурой является использование гейта на малом барабане или на копии
трека с малым барабаном.