Использование дилэя поверх реверберации и наоборот
С появлением в программах Cubase и Nuendo возможности создания сложных каскадов из эффектов, как результат введения FX-каналов, стала доступна целая область, бывшая ранее в распоряжении только стандартных микшерных консолей.
В аналоговых микшерных консолях возврат с эффекта может быть заведен на обычный канал пульта, а затем, используя AUX посылы, можно контролировать работу любого другого эффекта. Таким образом, очень просто сделать возврат с ревербератора на дилэй и наоборот. К виртуальной микшерной консоли этот метод не совсем подходит, потому как, приложение при этом должно корректировать временную компенсацию в любой момент времени, что в данный момент не может быть реализовано для такой сложной конфигурации.
По этой причине в данный момент невозможно послать сигнал с эффекта на другой FX-канал. Для того, чтобы использовать каскадные эффекты с учетом этих ограничений, в данный момент возможным является размещение до 8 эффектов цепочкой
в одном FX-канале. Проще говоря, FX-канал похож на обычный канал микшера, в котором основной эффект размещен
в первой ячейке.
Абстрагируясь от уже упомянутых ограничений в использовании посылов, FX-канал является полнофункциональным каналом. Тем не менее, вы можете использовать посылы в FX-канале для выбора выходов для наушников, что позволяет
певцу, например, слышать себя во время записи вместе с эффектами.
По всем другим признакам FX-канал можно сравнить с каналом возврата эффекта в обычной микшерной консоли. Рекомендую вам самим попробовать различные конфигурации и разработать собственные настройки для различного применения. Это очень просто сделать с использованием опции полного сохранения настроек каналов.
Одним их традиционных вариантов является дилэй, к которому применена реверберация, или реверберация, которая пропущена через дилэй. Также существует неограниченное число других вариантов комбинации различных эффектов
как хорус, флэнджер, гейт и стерео-расширитель.
Заглушение
Некоторые продюсеры стараются записать как можно больше во время сеанса записи, чем разумно необходимо для сведения. В начале сведения часто получается так, что многие инструменты присутствуют на всем протяжении песни.
Сведение, таким образом, используется для определения динамичной и интересной структуры песни. Существует очень мало вещей, более скучных, чем песня, которая начинается всеми инструментами сразу и продолжается так до конца.
Переключатель заглушения (mute) является самым лучшим инструментом, который позволяет сформировать хорошую, впечатляющую структуру песни. Смена исполнителей - между инженером записи и инженером сведения, обеспечивает достаточную степень беспристрастности, которая требуется для объективного заглушения некоторых треков в некоторых частях песни.
Также это дает возможность для создания полностью новых кусков, таких как вокальные или ритмические части.
В следующем примере новая часть с вокальной акапеллой, которая изначально не существовала даже в исходной аранжировке, была создана простым заглушением и копированием.
Песня может также выиграть, если луп-сэмплы, шэйкеры или другие ритмические рисунки будут время от времени прерываться. Особенно в хип-хопе используется множество вариаций, для того чтобы сделать короткие повторяющиеся
луп-сэмплы более интересными.
Для создания разнообразия, инженер сведения и продюсер могут создать большое количество разнообразных дорожек,
в которых не будет индивидуальных заглушений отдельных частей или где будут заглушены только очень небольшие отдельные участки. Для обеспечения прозрачности микса рекомендуется беспощадное заглушение всех тех звуков,
которые даже на последней стадии сведения не имеют четко определенного расположения в трехмерном пространстве микса.
Зачем позволять звуку, который нельзя распознать даже на ваших первоклассных студийных мониторах, наносить ущерб всему миксу? Освободитесь от всего ненужного балласта и обеспечьте необходимое пространство для звуков и эффектов.
Если вам тяжело расстаться с некоторыми звуками, попробуйте найти им место в другой части микса, где может быть достаточно свободного места.
Вот способ, как сделать ваш микс прозрачным и интересным: если вы не придумали подходящее окончание для песни, вполне возможно создать интересную концовку уже при творческом сведении. Если продюсеру это не понравится,
вы всегда можете прибегнуть к проверенному затуханию (fade-out).
А, да - насчет затухания. Пожалуйста, никогда, никогда! не делайте затухание в конце песни при сведении (например,
при помощи автоматизации). Затухание добавляется только на стадии мастеринга, уже после того как весь трек подвергся редактированию!
Специальные эффекты
Помните о том, что нужно уделять особое внимание тому, как организовано начало песни. Именно первые несколько секунд, отвечают за распознавание песни, и таким образом часто делается вывод о том, хорошая она или нет.
Удостоверьтесь, что вы сделали начало песни как можно более запоминающимся, преимущественно, с элементами, которые можно легко распознать - особенно из припева. Экспериментируйте с интуицией. Песни, которые вы надеетесь выпустить
в эфир, заслуживают того, чтобы подождать, пока вы придумаете хорошее начало.
Набор решений включает в себя экстремальное использование всех доступных эффектов, необычное искажения звуков, звуки, проигрываемые задом наперед, звуки, которые пропущены через фильтры синтезатора, вокодеры, звуки, пропущенные через Лесли-эффект или гитарный усилитель с симуляцией и многое другое.
В миксе мне нравится экспериментировать с пространственностью, путем разумного контекстного размещения некоторых звуков в разных местах. Я научился этому приему у Тревора Хорна (Trevor Horn). Этот прием хорошо заметен на альбомах певца Seal. Прослушайте следующий пример.
Будьте смелым и обозначайте ваши декоративные элементы очень четко. Но слишком частое употребление ярких пятен затеряется в миксе, потому что они постоянно повторяются. Вы будете их слышать, но они не будут иметь никакого эффекта
на вас. Экспериментируйте с экстремальными настройками, так же как театральный актер усиливает свои жесты - для того, чтобы его было четко видно и с задних рядов зала.
Автоматизация
Четкий план работ является необходимым условием для удачной автоматизации. Иначе, использование автоматизации на ранних стадиях сведения, неизменно приводит к лишней работе и разрушает рабочий процесс. По этой причине, я настоятельно рекомендую начать со сведения статичного микса, который включает в себя все неизбежные компромиссы при сведении, особенно в области панорамирования, и уже является на 90 процентов успешным.
Статичный микс - это точка отсчета для добавления автоматизации. Добавление автоматизации, до того как все основные пропорции микса сбалансированы, практически неизбежно будет означать, что вам придется на последующих этапах заново редактировать практически всю автоматизацию.
В этом нет никакой радости, по крайней мере, если у вас нет консоли с моторизированными фейдерами, которые начинают записывать параметры автоматизации в момент вашего прикосновения, и останавливают запись параметров после отпускания.
Если в процессе создания статичного микса обнаруживается, что некоторые части песни в определенных фрагментах
или в группах фрагментов, по вашему мнению, являются слишком громкими или тихими, я рекомендую выполнить все необходимые изменения без использования автоматизации.
Для примера. Если только во втором куплете ведущий вокал слишком тихий, вы можете выбрать нужные фрагменты и увеличить громкость на необходимую величину. Регулирование громкости фрагментов в программах Nuendo и Cubase позволяет изменять громкость на целых 24dB, что перекрывает любые практические потребности.
Для того чтобы произвести такие изменения, захватите синий квадратик наверху фрагмента и тащите его вверх или вниз.
Эта функция работает как для отдельных фрагментов, так и для выбранной группы фрагментов в целом.
Очень удобно видеть, как при изменении уровня громкости фрагмента четко отображаются как изменение сигнала,
так и его результатирующий абсолютный уровень.
Для очень больших изменений уровня сигнала (более чем на 24dB) используйте специальную операцию для изменения уровня. После того как вы выбрали аудио-фрагмент, найдите эту операцию в подменю "Audio/Effects".
Обычно, таким образом, я отдельно работаю с ведущим вокалом. Я использую функцию редактирования громкости аудио-фрагментов для проверки и коррекции каждого слога для повышения его ясности и восприятия. Если нужно, разбейте фрагменты на множество мелких кусочков.
Вся остальная работа будет выполнена компрессором, а вы должны следить за ней на всем протяжении. Это необходимо, потому как любое изменения громкости сигнала, который идет на вход компрессора, автоматически меняет степень компрессии, потому как порог компрессии (Theshold) сдвигается.
Компрессор ограничивает ваши изменения и иногда даже препятствует им, меняя степень усиления сигнала. Вы можете наблюдать это на следующем примере.
Компрессор установлен в разрыв вокального трека. В этой партии есть одно слово, которое я бы хотел сделать громче,
и я увеличиваю громкость фрагментов. В результате компрессор работает гораздо жестче, а результат не становится громче.
И вот в данный момент, как раз и следует использовать автоматизацию. Это взаимное влияние громкости и компрессии четко указывает на единственное решение проблемы. Для начала убедитесь, что все треки звучат ровно по громкости, и только потом используйте компрессию.
Использование автоматизации уровня имеет смысл только в следующих случаях: В случае, когда компрессор противостоит изменению громкости отдельных кусочков. Другими словами, тем изменениям - которые происходят ДО компрессора.
В случае, когда вам необходимо реализовать изменения громкости, которые не могут быть реализованы без автоматизации. Другими словами, изменение уровней отдельных кусочков с использованием амплитудной кривой, которая вырисовывается с помощью инструмента "Pen".
В случае, когда статичный микс уже практически готов, и вы хотите просто более четко обозначить вступления новых инструментов или эффектов.
Использование автоматизации в этих случаях - это часть традиционных приемов сведения. Для того чтобы представить слушателю новый инструмент в общем миксе, мы делаем его вступление более громким всего на один такт для того,
чтобы его было четко слышно, а затем быстро уменьшаем его громкость до обычного уровня.
И поскольку новый инструмент был уже замечен слушателем, его по-прежнему хорошо слышно, даже после понижения уровня громкости. Для подобного приема, очень важно иметь уже сбалансированный микс как исходную точку для отсчета, чтобы автоматизировать только небольшое увеличение громкости во вступлении.
Использование автоматизации допустимо для кратковременного усиления отдельных звуков, для того чтобы представить
их в выгодном свете.
Запрограммированные барабаны редко обладают натуральной динамикой - такой как у ударных, записанных вживую.
Если куплеты, припевы и бриджи уже хорошо аранжированы, но не различаются по динамике, решением проблемы будет являться автоматизация громкости барабанов.
Просто в куплетах немного убавьте громкость на группе ударных. Но предупреждаю, если, следуя рекомендациям,
вы посылаете сигналы на эффекты отдельно с каждого трека, доля реверберации возрастет при уменьшении громкости
на всей группе. Потому как это будет равнозначно посылу в режиме "pre-fader", уровень посыла остается прежним,
а сухой сигнал становится тише.
Если необходимо, вы можете решить эту проблему автоматизацией трека с сигналом ревербератора ударной группы.
Только в случае затухания предусмотренного аранжировкой, или, другими словами, затуханий отдельных треков, которые смещены во времени, есть смысл в использовании автоматизации. Общий выход (master-bus) не должен затухать, потому
как создание этого эффекта выполняется только на этапе мастеринга.
Вот как выглядит затухание отдельных треков, которое предусмотрено аранжировкой.
При использовании автоматизации помните, что все изменения уже автоматизированных параметров могут быть выполнены только при помощи автоматизации же. Для примера, если вы использовали автоматизацию для повышения громкости ведущего вокала после третьего припева, а потом поняли, что вокал должен быть немного потише в первом куплете - это должно быть реализовано с помощью изменения автоматизации или перезаписано с использованием автоматизированного фейдера.
Иногда можно допустить оплошность - когда трек уже автоматизирован, а вы вручную выполняете регулировку уровня
на микшере. Как только песня проигрывается, и значения автоматизации автоматически прочитываются, позиция регулятора устанавливается согласно значению автоматизации, а ваши изменения не учитываются.
По этой причине всегда смотрите на зеленую кнопку чтения автоматизации, включение которой означает, что автоматизация трека активна. Если вы поняли, уже, после того как, автоматизация уровня трека полностью установлена, что весь трек полностью звучит слишком громко или тихо, необходимо выделить и сдвинуть все значения автоматизации одновременно.