Состояние мимической мускулатуры.
1. Поднять брови (удивиться).
2. Нахмурить брови (рассердиться).
3. Прищурить глаза.
4. Надуть щеки.
5. Втянуть щеки.
Состояние артикуляционной моторики.
1. ГУБЫ: улыбка – трубочка (под счет до пяти).
2. ЯЗЫК: широкий – узкий (под счет до пяти), «качели», «маятник», цоканье.
Обследование уровня моторного развития детей 5-6 лет
Дата обследования_______________________
_______________группа №____ ГОУ № 2634 Логопед________________________
Фамилия, имя | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | Состояние речевой моторики | ||||||||||||
Состояние мимической мускулатуры | Состояние артик. моторики | ||||||||||||||
Условные обозначения:
+ задание выполнено правильно ~ нескоординированность движений
- задание не выполнено ≡ синкинезии
О вялость движений
Ө напряженность, скованность движений
Обследование уровня моторного развития
Детей 6-7 лет
(инструкция к проведению)
Состояние общей моторики.
1. Присесть, покатать мяч на полу от руки к руке.
2. Ударять мяч ладонью об пол под счет до пяти.
3. Завязать ленту узлом, бантом.
4. Прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из него.
Состояние мелкой моторики.
1. «Игра на рояле» пальцами.
2. Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).
3. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее наоборот.
4. «Пальчики здороваются» (на одной руке: все пальчики поочередно – с большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).
Состояние речевой моторики.
Состояние мимической мускулатуры.
1. Поднять брови (удивиться).
2. Нахмурить брови (рассердиться).
3. Прищурить глаза.
4. Надуть щеки.
5. Втянуть щеки.
Состояние артикуляционной моторики.
1. ГУБЫ: улыбка – трубочка (под счет до пяти).
2. ЯЗЫК: широкий – узкий (под счет до пяти), «качели», «маятник», цоканье.
Обследование уровня моторного развития детей 6-7 лет
Дата обследования_______________________
_______________группа №____ ГОУ № 2634 Логопед________________________
Фамилия, имя | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | Состояние речевой моторики | ||||||||||||
Состояние мимической мускулатуры | Состояние артик. моторики | ||||||||||||||
Условные обозначения:
+ задание выполнено правильно ~ нескоординированность движений
- задание не выполнено ≡ синкинезии
О вялость движений
Ө напряженность, скованность движений
Анализ результатов экспериментального исследования процесса внедрения технологии речедвигательной ритмики в систему коррекционно-логопедической работы.
В экспериментальном исследовании участвовало 90 детей дошкольного возраста. Подводя итоги исследования, мы можем констатировать, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обнаруживаются следующие особенности звукопроизносительной стороны речи и двигательной сферы.
Нарушения звукопроизношения детей полиморфны, в некоторых случаях наблюдаются стойкие дефекты, у 40% детей отмечаются дизартрические расстройства.
У 82 % детей были выявлены не резко выраженные двигательные нарушения, характеризующиеся изменениями мышечного тонуса, нарушением равновесия, координации движений, недостаточностью мелкой моторики рук, несформированностью орального праксиса.
Кроме того, психолого-педагогическое обследование детей экспериментальных групп выявляет у многих характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и пониженной умственной и физической работоспособностью. Наблюдаются нарушения памяти, внимания, гиперактивное поведение.
У 36 % испытуемых наблюдается поверхностность контактов, низкий уровень эмпатии, неадекватность в общении – эйфоричность, фамильярность, назойливость; преобладает ситуативное общение. Во многих случаях коммуникативная цель высказывания чаще всего не достигается в силу речевого нарушения.
Снижение коммуникативной функции у детей значительно осложняет речевую симптоматику и интеллектуальное развитие, формирование игровой деятельности и мотивационной сферы.
Глава 3. Содержание и основные направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей с использованием технологии речедвигательной ритмики.