Организация экспериментального исследования процесса внедрения технологии речедвигательной ритмики в систему коррекционно-логопедической работы.
Для решения задач экспериментальной деятельности нам потребовалось создание модифицированного варианта обследования моторной сферы и состояния звукопроизношения детей. В связи с этим нами были подобраны диагностические задания для детей в возрасте от 3-х до 7 лет.
Для обследования произносительной стороны речи мы опирались на традиционные методики, принятые в логопедической практике. Результаты обследования заносились в таблицы.
Модифицированная методика обследования моторных функций детей была разработана на основе существующих методик, предложенных такими авторами как Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова, М.Ф. Фомичёва, А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк, Н.И. Озерецкий, О.С. Бот, Н.А. Рычкова и др. Методика предполагала выявление состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики детей, мимической мускулатуры.
Исследование двигательных функций проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Задания выполнялись по словесной инструкции, в случае непонимания – по предварительному показу исследователя. Полученные диагностические данные заносились в таблицы. При этом фиксировались следующие особенности выполнения заданий: вялость или напряжённость движений, нескоординированность движений, наличие синкинезий.
Далее приводятся схемы обследования моторных навыков детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и таблицы для фиксации результатов диагностики.
Обследование уровня моторного развития
Детей 3-4 лет
(инструкция к проведению)
Состояние общей моторики.
1. Пройти по проложенному на пол шнуру.
2. Пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга.
3. Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую: над головой, за спиной, перед собой.
4. Перейти с бега на ходьбу.
Состояние мелкой моторики.
1. Расстегивать - застегивать пуговицы.
2. Рисовать горизонтальные и вертикальные линии.
3. Рисовать круг.
4. Складывать крупную мозаику.
Состояние речевой моторики.
Состояние мимической мускулатуры.
1. Поднять брови (удивиться).
2. Нахмурить брови (рассердиться).
3. Прищурить глаза.
4. Надуть щеки.
5. Втянуть щеки.
Состояние артикуляционной моторики.
1. ГУБЫ: улыбка – трубочка.
2. ЯЗЫК: широкий – узкий, вверх – вниз, влево – вправо.
Обследование уровня моторного развития детей 3-4 лет
Дата обследования_______________________
______________________группа №____ ГОУ № 2634 Логопед_____________________________
Фамилия, имя | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | Состояние речевой моторики | ||||||||||||
Состояние мимической мускулатуры | Состояние артик. моторики | ||||||||||||||
Условные обозначения:
+ задание выполнено правильно ~ нескоординированность движений
- задание не выполнено ≡ синкинезии
О вялость движений
Ө напряженность, скованность движений
Обследование уровня моторного развития
Детей 4-5 лет
(инструкция к проведению)
Состояние общей моторики.
1. Мяч бросить вверх – поймать; ударить об пол – поймать.
2. Пролезть через обруч, прыгнуть в обруч и выпрыгнуть из него.
3. Кругообразные движения рукой (левой, затем – правой) с лентой над головой.
Состояние мелкой моторики.
1. «Здороваются» пальцы правой и левой рук.
2. «Здороваются пальцы» только правой, только левой руки.
3. Складывание мозаики.
4. Застегивание пуговиц.
Состояние речевой моторики.
Состояние мимической мускулатуры.
1. Поднять брови вверх (удивиться).
2. Нахмурить брови (рассердиться).
3. Прищурить глаза.
4. Надуть щеки.
5. Втянуть щеки.
Состояние артикуляционной моторики.
1. ГУБЫ: улыбка – трубочка (под счет до трех).
2. ЯЗЫК: широкий – узкий (под счет до трех), кончик языка поднять – опустить, «маятник», цоканье.
Обследование уровня моторного развития детей 4-5 лет
Дата обследования_______________________
_______________группа №____ ГОУ № 2634 Логопед________________________
Фамилия, имя | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | Состояние речевой моторики | ||||||||||||
Состояние мимической мускулатуры | Состояние артик. моторики | ||||||||||||||
Условные обозначения
+ задание выполнено правильно ~ нескоординированность движений
- задание не выполнено ≡ синкинезии
О вялость движений
Ө напряженность, скованность движений
Обследование уровня моторного развития
Детей 5-6 лет
(инструкция к проведению)
Состояние общей моторики.
1. Пробежать, проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию от стола к окну и др.
2. Остановиться по сигналу после пробежки.
3. Бросить мяч педагогу и в ответном броске поймать.
4. Руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по слову логопеда).
Состояние мелкой моторики.
1. «Игра на рояле» пальцами.
2. Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).
3. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая – кулак, далее – наоборот.
4. «Пальчики здороваются» (на одной руке: все пальчики поочередно – с большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).
Состояние речевой моторики.