Становление произношения у детей.
Общепризнанным является положение о том, что материальной основой возникновения устной речи ребёнка является становление и развитие 2-ой сигнальной системы во взаимодействии с 1-ой сигнальной системой в онтогенезе человека [56]. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения во взаимоотношениях первой и второй сигнальной систем.
В исследованиях Д.Б. Эльконина, изучавшего эти изменения, говорится о том, что существуют различия в их взаимоотношениях. В младшем дошкольном возрасте между системами существует наиболее простой тип взаимодействия, имеющий в своей основе передачу раздражений из первой сигнальной системы во вторую по путям «элективной ирридиации». Эти отношения непосредственной связи между сигнальными системами являются господствующими. У старших дошкольников возникают уже взаимодействия между сигнальными системами более высокого порядка – «индукционные отношения». Дошкольный возраст является периодом, когда между сигнальными системами устанавливаются отношения, при которых вторая сигнальная система, по словам И.П. Павлова, берёт под «сурдинку» деятельность первой [63].
По мнению физиологов и психологов (Н.И. Красногорский, А.А. Люблинская, И.М. Сеченов и другие), к моменту рождения ребёнка его нервная система, в основном, сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром, в том числе и для развития и функционирования устной речи: у ребёнка имеется наследственная анатомо-физиологическая база в коре головного мозга в виде специализированных кортикальных зон, связанных между собой пучками нервных волокон; сенсорная база для восприятия речи (слуховой и зрительный анализатор), речевой аппарат, а также врождённый имитационный рефлекс [54].
По мнению Ф.Ф. Рау, в конце второго – начале третьего месяца жизни у ребёнка появляется такой важный этап формирования речи как лепет. В отличие от крика, лепет представляет собой реакцию на более слабые раздражители, обычно положительного характера. Чаще всего ребёнок лепечет после еды или проснувшись неголодным. Уже ранняя пора лепета – гуление отличается от крика сравнительно большим фонетическим разнообразием. Когда ребёнок гулит, он произносит довольно разнообразные комплексы звуков, например, АГУ, УБУ, ЭБМ, ЭГН, ЭКХЕ. Эти звуки развиваются у ребёнка на базе врождённых двигательных координаций, связанных с актами дыхания, сосания и глотания [49].
В дальнейшем появляется тенденция к редупликации однородных слогов, то есть к их повторению. Произнесение того или иного слога вызывает определённые кинестетические раздражения, которые служат стимулом к повторному его воспроизведению.
Во время лепета у ребёнка устанавливается связь между работой речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями, что ещё более упрочивает тенденцию к самоподражанию, которая приобретает характер ауто-эхолалии. Образование подобной кинестетической и акустической обратной связи или обратной афферентации имеет огромное значение для последующего развития вокализации. Звукопроизносительный «репертуар» лепечущего ребёнка всё более расширяется [10].
Вскоре к самоподражанию присоединяется подражание речи окружающих (гетероимитация). Впервые ребёнок начинает отвечать звуками на голос матери уже в конце второго месяца. При этом в его звуках нельзя отметить тенденции к уподоблению слышимому образцу. Голос матери выполняет лишь роль пускового сигнала, приводящий в действие врождённый, безусловно-рефлекторный механизм эхолалии [49].
По данным В.И. Бельтюкова, эхолалическая реакция бывает 3-х видов:
1. стимулирующая, когда взрослый обращается к ребёнку теми звуками, которые есть в лепете ребёнка, и ребёнок живо их повторяет;
2. нулевая,когда в произношении взрослых нет звуков из лепета ребёнка, а ребёнок или не откликается совсем или отвечает теми звуками, которые он знает;
3. продуктивная –возникает, когда в речи взрослого есть звуки, близкие к звукам, составляющим лепет ребёнка, а ребёнок под влиянием звукового образца с помощью слухового контроля добивается совпадения [4].
Поток «речи» ребёнка получает некоторую дискретность, распадаясь на отдельные слоговые кванты. Это распадение настолько заметно, что лепет 5-6-месячного ребёнка на определённом расстоянии воспринимается как что-то вроде бормотания, и необходимо специально вслушиваться, чтобы заметить отсутствие в этом бормотании постоянно и чётко артикулируемых звуков. Попутно, как отмечает А.А. Леонтьев, что не чёткость, которая может в этот период быть довольно большой, а именно постоянство чётких артикуляций отсутствует в рассматриваемое время у ребёнка и является достижением следующего этапа [34].
Всё это означает, что у ребёнка сформировался физиологический механизм словообразования, как установил Н.И. Жинкин, автономный по отношению к другим речевым механизмам [20].
Около 6 месяцев речевые проявления ребёнка получают два новых качества. Во-первых, появляется некий эквивалент слова. Это сказывается в распадении потока речи на отрезки, состоящие из нескольких слогов и объединённые акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов.
В лепете 6-7-месячного ребёнка начинают появляться первые специфические черты, присущие языку, который он слышит вокруг себя, и, прежде всего, языку матери. Отныне слуховой анализатор приобретает решающую роль в развитии произношения ребёнка.
Физиологический механизм формирования произношения у ребёнка представляет собой формирование условно-рефлекторных связей, которые возникают благодаря способности организма ребёнка воспринимать раздражители (в том числе и речь окружающих с помощью слухового и зрительного анализаторов) и давать ответные реакции (с помощью речедвигательного анализатора и способности к подражанию). Огромную роль при этом играют речевые кинестезии, возникающие при работе речевых органов [27].
Таким образом, мы установили, что речевой акт осуществляется с одной стороны сложной системой органов, в которой ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга, с другой, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов.
Блестящие открытия русских учёных И.М. Сеченова (XIX в.), И.П. Павлова (начало XX в.) помогли в изучении физиологических механизмов, лежащих в основе психической деятельности. И.М. Сеченов показал, что в основе психической деятельности лежит принцип рефлекса «… все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». И.П. Павлов разработал научную концепцию рефлекса.
В процессе развития слова как «сигнала сигналов» для детей первых лет жизни имеет значение не только количество, но и характер рефлексов. Особенно большое значение в этом процессе имеют условные связи с двигательным анализатором. Ограничение участия двигательного анализатора, при условии широкого включения зрительного, чрезвычайно замедляет и затрудняет развитие обобщающего действия слова [27].
Согласно исследованиям Л.А. Чистович [49] и её сотрудников, процесс оценки звуков может осуществляться на двух различных уровнях, которые соответствуют двум одинаковым механизмам. Непосредственно восприятие звуков, протекающее очень быстро, осуществляется при ближайшем участии слуховой коры (акустическое выделение наиболее информативных признаков и возможность осуществления наиболее простых форм имитации предъявленного звучания). В то время как сложный процесс квалификации речевого звука требует некоторых дополнительных артикуляторных признаков звука и участия специальных «артикуляторных команд», осуществляемых при ближайшем участии кинестетических отделов коры, а возможно и других её более сложных аппаратов [36].