Развитие пространственного восприятия и памяти
Выполнение заданий.
— Поставь стакан рядом с термосом, тарелку — между ложкой и вилкой. Где стоит термос?
Выполнение аналогичных заданий с использованием наречий и предлогов перед, справа, слева, за.
Игры «Что где стояло?», «Что изменилось?».
Итог занятия
— Какой звук вы повторяли? Вы очень старались, мне и Незнайке понравилось, как вы красиво произносили звук [с].
Конспект занятия 2
Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях
на основе лексической темы
«Путешествие в Оранжевую страну»
Оргмомент
Сообщение темы занятия.
— Сегодня мы с вами отправимся в сказочную Оранжевую страну. Покажите, достаточно ли у вас сил, чтобы добраться туда.
Релаксационные упражнения.
«Сильные и слабые». «Тренировка» в поднимании штанги.
— Садитесь к зеркалу. Сделаем разминку для пальчиков.
Развитие моторики пальцев рук
— По дороге мы пойдем, в Оранжевую страну придем. (Прикасаются пальчиками к столу, имитируя ходьбу.) Труден будет путь у нас, я на корабль приглашаю вас. (Сложите из ладошек кораблик.) По волнам, по волнам плывем к далеким островам. (Дети рисуют пальцами обеих рук волны, произнося слоги ра-ро-ру-ры.)
Массаж или самомассаж
Легкий ветерок — бриз — ласкает ваши лица (поглаживание). Налетела туча, пошел дождь (постукивание подушечками пальцев), поднялись огромные волны (глубокое разминание, приподнимание углов рта и щек четырьмя пальцами). Опять выглянуло солнышко и ласкает ваши лица (поглаживание, расслабление).
Мимические упражнения
Поднялся шторм. Покажите, как вам стало страшно. А теперь покажите, какие вы смелые, мужественные и храбрые.
Артикуляционные упражнения(на усмотрение логопеда)
Развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции
Произносить слоговые сочетания гро-гру, гры-гра на одном выдохе со сменой высоты голоса. Волна подняла наш корабль вверх (произносится слог гра высоким голосом), опустила вниз (произносится слог гру низким голосом).
Произнесение сочетаний, состоящих из существительных и прилагательных. Согласование существительных и прилагательных в числе и роде
Наш корабль приплыл к Оранжевому острову. Здесь все ... (оранжевое). Трава ... (оранжевая), ручьи ... (оранжевые), рыба в ручьях ... (оранжевая). Дома ... (оранжевые), крыши на домах ... (оранжевые). На фруктовых деревьях растут ... (оранжевые)персики, груши, (оранжевая)хурма и даже (оранжевый)виноград.
— Повтори, что ты увидел. А вот и жители Оранжевой страны. Поздоровайся с ними. Придумай им имена со звуком [р]. Какая рубашка на мальчике? Какие на нем брюки? В какой сарафан одета девочка? (Оранжевый сарафан.)Восхитись одеждой мальчика и девочки. (Какой красивый у тебя сарафан! Какая красивая у тебя рубашка!)Они спрашивают, какого цвета бывают предметы в нашей стране. Расскажи, какие предметы красного цвета ты знаешь. (Красные помидоры, перцы, астры, георгины. В комнате можно увидеть красный ковер, красные покрывала, шторы, дорожки.)
Развитие памяти
Игра «Чего не стало?». (Не стало оранжевой хурмы.)
Фонематический анализ и синтез слов хурма, астры с использованием символов
— Покажи Роме и Рае, как мы обозначаем звуки в словах.
Чтение или составление слов из букв разрезной азбуки
— Пора возвращаться домой. Жители Оранжевой страны дарят нам оранжевые сапоги-скороходы, в них мы быстро вернемся обратно.
Развитие фонематических представлений
— Где мы с вами побывали? Какие предметы со звуком [р] ты запомнил? Называй сразу два слова — оранжевый... .
Автоматизация звука в предложениях
Структура занятия
Стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи — основные задачи этого периода. Работу по автоматизации звуков у детей с общем недоразвитием речи необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений.
Сначала перед малышами ставятся самые простые вопросы: Кто это? Что это? Что делает мальчик? Что делает собака? Что делают молотком? Что делают ручкой? Затем вопросы усложняются, и дети постепенно овладевают предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых (распространенных и нераспространенных) и сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложений.
Модели предложений
Утвердительные предложения. Что это? Это стол.
Отрицательные предложения. Это табурет? Это стул? Нет, это стол.
Двусоставные нераспространенные предложения. Мальчик рисует. Девочка играет. Матрешка стоит.
Двусоставные предложения с местоимениями 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа в роли подлежащего. Я рисую. Мы рисуем. Кто выполняет это действие — он, она или они?Что он(а)делает? Что они делают?
Односоставные предложения. Неопределенно-личные. Книгу читают. Иголкой шьют. Ручкой пишут.
Употребление местоимения 1-го лица в косвенных падежах в роли дополнения. Меня обидели.
Двусоставные распространенные предложения. Модель: «существительное (подлежащее) + глагол (сказуемое) + существительное в винительном падеже (дополнение)». Что делает девочка? Девочка пьет чай.
Модель: «существительное (подлежащее) + глагол (сказуемое) + существительное (дополнение) + существительное (дополнение)». Девочка кормит козу сеном. Девочка дает траву кролику.
Предложения из 4—5 слов с предлогами. Предлог у. У кого? Предлог в. Выполнение поручений. Положи шарик в коробку. Где лежит шарик? Предлог на. Положи книжку на стол. Где лежит книжка? Предлог с. С кем гуляет Рома? Предлог с. К кому бежит щенок? Предлог из. Из чего сделан карандаш? Предлог за. За кем ты стоишь? Предлог над. Над кем? Что висит над столом? Что находится над нами? Над чем? Предлоги около, возле. Предлог из-под. Откуда ты достал машинку? Из-под чего? Предлог через. Без чего? Без чего не бывает стульев? Без чего не бывает гроза?
Предложения с однородными членами. В огороде растут помидоры, огурцы, горох, укроп и петрушка.
Сложные предложения.
Сложносочиненные предложения с союзом а.
Лана ходит в школу, а Мила — в детский сад. Мила ласковая, а Клава ласковее. Летом бывает жарко, а зимой — холодно. Рома стоит, а Рая сидит.
Сложноподчиненные предложения.
Ответы на вопросы: Зачем? Зачем нужен предмет?
Для чего? Почему? Почему Миша не пошел на улицу? Потому что... .
Что будет, если...
Придумать просьбу, пожелание, совет. Загадать желание. Я хочу, чтобы...
Задания и игры, используемые для автоматизации звука в предложениях
«Ответь на вопрос». Ответы на вопросы и составление предложений по картинкам. Кто это? Какой? Где? Что делает? Что это? Что с ним делают? Для чего он нужен? Из чего сделан предмет? Что с ним можно делать? Где находится? В каком состоянии он может находиться?
«Дополни предложение». Если пойдет дождь, мы ... . Если вещь испачкалась, ее ... . Если остановится транспорт в городе, то ... .
«Вставь нужное слово и повтори предложение».
«Исправь предложение».
«Какого слова не хватает?»
«Вставь коротенькое слово-предлог».
«Вопрос — ответ». Кто это был? (Верблюд.) Где находился? (В Арктике.) Что делал? (Знакомился с моржом.) Что он им сказал? (Добро пожаловать в пустыню.) Что ответил Морж? (Спасибо за приглашение, но я там погибну.) Что бы ты сказал Моржу? Верблюду? Что сказали люди, мама, папа? Чем кончилась эта история?
«Исполни мою просьбу». Яхочу исполнить твое желание или выполнить твою просьбу. Скажи, что я должна (должен) сделать. Попроси меня о чем-нибудь.
«Найди ошибку». (Дано существительное вместо прилагательного.)
«Все наоборот». (Самолет летит высоко, а воробей ... низко.)
«Кто знает, пусть продолжает». Распространить предложения при помощи добавления определений, глаголов и наречий.
Дополнение недостающего слова в предложении.
«Кто придумает конец, тот и будет молодец». «Подскажи-ка мне конец, тогда будешь молодец». «Один начинает, другой продолжает».
«Дополни предложение».
Придумай начало предложения: ...катался на лыжах.
Восстановление деформированного предложения.
«Найди место каждому слову».
Составление предложений из переставленных («перепутанных») слов.
«Путаница». Летит зеленый крокодил. Какое слово не подходит?
«Какое слово "заблудилось?"» Рома прыгал на гармошке.
«Какое слово лишнее?» Коля пел, свистел песню.
«Какое слово стоит не на своем месте?» Елка в дремучем выросла лесу.
Составление предложений по одному заданному слову. Придумай предложение со словом белка.
Составление двух предложений из данных слов: лиса, заяц, куст, сидит, догонять, убегать; Волк, белка, грызть, лес, по, орешки, рыскать.
Составление предложений-небылиц. «Чего на свете не бывает?» «Что было бы, если...»
Составление грустных, веселых и страшных предложений.
«Правильно ли это?» Установление причинно-следственных связей. Стало холодно, потому что Маша надела шубу. Зоя раскрыла зонт, поэтому пошел дождь.
Задания, направленные на формирование навыка
анализа и синтеза состава предложения
Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?
Определение последовательности слов. Назови первое слово. Назови второе слово. Назови третье слово в предложении.
Определение места слова по отношению к другим словам. Между какими словами стоит слово ... ?
Называние первого, последнего или другого слова, соответствующего его расположению. Которое по счету слово...? Назови третье слово.
Показать при помощи карточек, палочек, квадратов количество слов в предложении.
Показать столько пальчиков, сколько слов в предложении.
Изобразить предложения графически (полосками).
«Исправьте мою ошибку». (Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения.) Правильно ли я записала предложение? Согласны ли вы со мной?
Подбор предложений к заданной схеме.
«Какая схема правильная?»
«Какое слово "убежало"?» Дети закрывают глаза, а педагог убирает одну полоску.
«Назови недостающее слово». Кошка ... мышку. Мила ... руки.
Придумывание предложений по сюжетной картинке.
Придумывание предложений с определенным количеством слов. Придумай предложение из двух слов. Придумай предложение из трех слов.
Составление предложения по одному данному слову. Лиса. Собака. Слон.
Составление предложения по трем заданным словам. Рома, управлять, грузовик.
Составление предложений из данных слов. Куст, лиса, спряталась, собака, бежать, под, за.
Распространение предложения путем увеличения количества слов. Использовать полоски-символы. Мила мыла руки. Мила мыла руки душистым мылом. Лиса сидит под кустом. Рыжая лиса сидит под кустом.
Посоветуйте, между какими словами мне вставить слово густым? Рыжая лиса сидит под густым кустом.
«Шаг — слово». Шагаем, произносим слова из предложения и считаем шаги.
Чтение предложений
Чтение слов и составление из них предложения.
«Вставь недостающее слово».
Чтение предложений, состоящих из двух, трех и четырех слов.
Конспект занятия
Автоматизация звука [р] в словах и предложениях на
основе лексической теме «Птицы»
Материал:картинки с изображением зимы и весны; зимующих воробей, куропатка, ворона, щур, вьюрок) и перелетных (грач, скворцы, жаворонок, журавль, коростель, гагара) птиц.
Ход занятия
Оргмомент
Релаксационные упражнения. Пластический этюд «Ворона и воронята».
Показ картинки с изображением гнезда и вороны с воронятами.
— Представьте, что я мама Ворона, а вы — воронята. Кого будем изображать? (Ворону и воронят.) Надоело воронятам сидеть в гнезде. Они высунулись из гнезда и наклонили головы вперед, затем высунули правое крылышко, потом — левое (руки напряжены). Мама Ворона поругала их. Произнесите грозно: Кра-кро-кру-кра!Они присмирели (произнесите тихим голосом: кар-кар-каррр). Теперь воронята спокойно сидят в гнездышке (расслабление).