Распределение обязанностей между специалистами ДОУ
4.1 Учитель-логопед:
ü Является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы, проводит обследование детей группы, совместно с коллегами составляет интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с каждым ребенком.
ü Осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему бучению в школе.
ü Планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с нарушениями речевого развития в группе, в ДОУ.
ü Консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения интегрированных занятий.
ü Своевременно выявляет нарушения речи у воспитанников.
ü Определяет уровень и структуру дефекта.
ü Способствует всестороннему развитию речи.
ü Координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с речевыми нарушениями; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями).
ü Ведет необходимую документацию:
Ø речевая карта на каждого воспитанника;
Ø план организации совместной деятельности всех специалистов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения;
Ø планы (перспективные) подгрупповых и фронтальных интегрированных занятий;
Ø тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.);
Ø тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями;
Ø в конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы;
ü Проводит фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, имеющими нарушения в речевом развитии. При необходимости дети с речевыми нарушениями обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10—15 минут.
ü Распространяет специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей.
4.2. Воспитатель логопедической группы:
ü Закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе.
ü Обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников.
ü Планирует (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проводит общеобразовательные занятия со всей группой детей;
ü Планирует (совместно с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы.
ü Создаёт доброжелательную обстановку в группе.
ü Соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.
ü Обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций специалистов.
ü Развивает психические процессы и мелкую моторику рук.
ü Консультирует родителей (законных представителей) детей с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье.
ü Ведёт работу с родителями по пропаганде логопедических знаний.
ü Ведёт необходимую документацию:
Ø планы (перспективные и календарные фронтальных занятий, логопедических часов);
Ø тетради взаимосвязи со специалистами;
Ø в конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.
4.3. Музыкальный руководитель:
ü Развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмико-мелодическую сторону, силу, высоту и тембр голоса.
ü Формирует певческое и речевое дыхание.
ü Обогащает словарь детей по лексическим темам.
ü Развивает навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
ü Участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, способствует созданию музыкального фона в деятельности ребенка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка, готовит для детей праздничные утренники и организует их досуг.
ü Проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.
ü Развивает эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.
ü Взаимодействует со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т. д.
ü Консультирует родителей и педагогов по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств.
ü Ведёт соответствующую документацию:
Ø планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми;
Ø план организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т.п.;
Ø аналитический отчет о результатах работы за год.
4.6. Инструктор по физической культуре:
ü Способствует оздоровлению и закаливанию детского организма, совершенствует координацию основных видов движений, развивает общую и мелкую моторику, формирует положительные личностные качества: взаимовыручку, решительность, настойчивость, уверенность в собственных силах.
ü Проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.
ü Планирует совместную деятельность воспитанников группы; подготавливает и проводит общие спортивные праздники, досуги и развлечения.
ü Оказывает консультационную поддержку родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье.
ü Регулирует (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физическую нагрузку на воспитанников.
ü Ведёт необходимую документацию:
Ø планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми;
Ø план организации и проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п.;
Ø аналитический отчет о работе за учебный год.
ü Укрепляет здоровье.
ü Решает задачи общего физического развития детей.
ü Развивает двигательные умения и навыки.
ü Формирует психомоторные функции.
ü Закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, путём специально подобранных подвижных игр и упражнений.
Литература: