Организация работы с родителями
4.1. Эффективными формами работы с родителями являются:
Ø беседы;
Ø родительские собрания;
Ø консультации родителей с педагогами группы;
Ø открытые занятия;
Ø дни открытых дверей;
Ø анкетирование;
Ø оформление стендов и информационных папок;
Ø выставки педагогической литературы;
Ø телефон доверия;
Ø заочные семинары;
Ø бюро справок;
Ø концерты для родителей силами воспитанников группы и др.
4.2. Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса, проводимого в единстве требований педагогов и родителей.
4.3. В ходе бесед воспитатель разъясняет роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:
Ø оказывает помощь ребенку в выполнении заданий педагогов, в оформлении индивидуальной тетради;
Ø принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в группе;
Ø организует наблюдение за ребенком, определяет усвоение им новых знаний и умений.
4.4. В течение учебного года планируются три родительских собрания:
1-е родительское собрание (конец сентября), на котором освещаются следующие вопросы:
Ø анализ результатов психолого-педагогического обследования детей группы;
Ø организация жизни и занятий детей в условиях специальной группы (режим, задачи и содержание коррекционной работы, основные приемы педагогического воздействия и т.д.).
2-е родительское собрание (по итогам первого полугодия – январь), на котором рассматриваются:
Ø динамика коррекционно-развивающего процесса;
Ø достижения ребенка в сравнении с его прежними результатами;
Ø задачи и содержание обучения на следующее полугодие.
3-е родительское собрание (по итогам учебного года – май), в повестку которого входят:
Ø итоги коррекционной работы за год обучения;
Ø анализ повторного обследования детей;
Ø рекомендации для каждого ребенка.
4.5. На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Педагоги консультируют родителей по вопросам, связанным с особенностями воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Консультации могут быть групповыми и индивидуальными.
4.6. Родители могут посещать открытые занятия педагогов. Они проводятся не реже 1 раза в 2-3 месяца.
4.7. Стенды для родителей воспитатель и учитель-логопед оформляют совместно, систематически, раз в месяц обновляя материал. На стенде помещается информация типа:
Ø материалы по формированию звукопроизношения у детей;
Ø материалы о развитии речи детей в норме и при патологии;
Ø советы родителям по воспитанию детей и преодолению недоразвития речи;
Ø игры, речевой материал, который родители могут использовать для занятий с детьми дома;
Ø текущая информация для родителей.
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая ДОУ № ___
_______________(Ф.И.О.)
«___»___________20___ г.
Положение
«О взаимодействии логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения»
Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано для дошкольного образовательного учреждения №___ (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ДОУ, на основании типового положения «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», письма Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002г., № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».
1.2. Настоящее положение регулирует коррекционно-образовательную работу специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения и нуждающихся в логопедической помощи.
1.3. Коррекционно-образовательная работа специалистов ДОУ ведётся согласно принципам личностно-ориентированной модели.
ü принцип дистанции позиции при взаимодействии;
ü принцип активности;
ü принцип стабильности – динамичности;
ü принцип комплексирования и гибкого зонирования;
ü принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка и взрослого;
ü принцип открытости – закрытости;
ü принцип учёта половых и возрастных различий детей.
2. Коррекционно-образовательный процесс
2.1. Содержание коррекционно-образовательной работы определяется образовательной программой «Детство», коррекционными программами Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недоразвитием речи» для подготовительной логопедической группы (ФФН), Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» для детей старшей логопедической группы, И.В. Нищевой «Система коррекционной работы по преодолению ОНР» для детей средней, старшей и подготовительной логопедических групп.
2.2. Организация образовательного процесса в ДОУ регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемым администрацией учреждения.
3. Участники образовательного процесса
3.1. Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги (логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).
3.2. В ДОУ детям гарантируется охрана их нервно-психического и физического здоровья; обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей; содействие в естественном и своевременном развитии речи и коррекция её недостатков.
3.3. Родители имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов обучения детей.
3.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, и консультируют их родителей по вопросам развития речи.
3.5. Педагоги ДОУ проводят занятия строго по расписанию, утверждённому администрацией учреждения.
3.6. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-логопед.
3.7. Следующие коррекционно-воспитательные задачи, педагоги, работающие с детьми с речевыми нарушениями, решают совместно:
Ø формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения пользоваться вербальными способами общения;
Ø исправление ошибок в речи воспитанников;
Ø стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью;
Ø обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
Ø развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
Ø консультирование родителей;
Ø обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
3.8. Задачи учителя-логопеда заключаются:
Ø в интенсивной работе по развитию понимания речи, направленной на различение форм слова;
Ø в развитии элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса;
Ø в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;
Ø в формировании полноценной звуковой стороны речи (выработка артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
Ø в обеспечении овладения элементами грамоты;
Ø в развитии и совершенствовании связной речи дошкольников.
3.9. Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем-логопедом, и задач коррекционной работы по развитию речи в повседневной жизни и соотносится с задачами логопедического занятия. Воспитателю рекомендуется:
Ø формировать у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний и умений во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечивать разнообразие впечатлений;
Ø сочетать все виды деятельности детей с развитием речи;
Ø вести подготовительную коррекционно-развивающую работу по теме перед занятием учителя-дефектолога и закреплять в повседневной жизни опыт, речевые навыки, полученные детьми на занятиях;
Ø уточнять, активизировать словарь в процессе режимных моментов, прогулок, экскурсий.