Общие правила при работе с детьми, имеющими речевые нарушения
2.1. Подходить к каждому ребенку с “оптимистической гипотезой”, т.е. опираться на лучшее в нем, верить в его возможности стать умнее, культурнее, организованнее, самостоятельнее, активнее.
2.2. Поддерживать в ребенке все положительное, вызвать активное стремление стать лучше: научиться новому, больше узнать, быть хорошим учеником.
2.3. Отказаться от сравнения ребенка с речевыми нарушениями с другими детьми. Не противопоставлять их друг другу, сравнивать ребенка с самим собой, т.е. его новые достижения сравнивать с прежним уровнем (“Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще лучше, успешнее”). Это ориентирует ребенка на вполне достижимую цель, дает ощущение роста своих возможностей.
2.4. Избегать негативных постоянных высказываний в адрес одних и тех же детей. Предпочтение отдавать спокойному замечанию, индивидуальному напоминанию о том, как следует себя вести. Положительные оценки должны быть услышаны всеми.
2.5. Предвидеть поведение детей. Шире использовать положительные оценки-напоминания, выражая веру в способность детей проявить себя с лучшей стороны (“Я знаю, что в инсценировке вы будете четко проговаривать все звуки, говорить громко, уверенно, и конечно, все зрители скажут: “Какие грамотные и умные дети в этой группе”).
2.6. Постоянно обогащать личный опыт участия детей в разных видах деятельности, в общении, в познании, т.е. неуклонно развивать их самостоятельность и творческие проявления.
2.7. Дать каждому ребенку возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений.
2.9. Всем своим поведением (тоном речи, действиями, жестами, взглядом) дать почувствовать каждому ребенку заинтересованное отношение в нем: радость – в случае успеха, огорчение – в случае неправильного поступка, озабоченность – в случае неудачи. Это создает ребенку ощущение защищенности, уверенности в своих силах.
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая ДОУ № ___
_______________(Ф.И.О.)
«___»__________20___ г.
Положение
«О взаимодействии учителя-логопеда с родителями детей, имеющих
Нарушения речи»
Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано для дошкольного образовательного учреждения №___ (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ДОУ, на основании типового положения «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
1.2. Настоящее положение регулирует отношения учителя-логопеда и родителей детей, имеющих речевые нарушения.
1.3. В ДОУ детям гарантируется охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья, всестороннее развитие личности и коррекция имеющихся отклонений в речевом развитии.
Обязанности
2.1.Учитель-логопед обязан:
ü своевременно выявлять нарушения речи воспитанников;
ü определять уровень и структуру дефекта;
ü проводить курс коррекции речевых недостатков;
ü осуществлять индивидуальный подход к ребёнку, учитывая особенности его развития;
ü способствовать всестороннему развитию речи;
ü оказывать квалифицированную просветительскую помощь родителям по вопросам профилактики и коррекции речевых недостатков.
2.2. Родители обязаны:
ü соблюдать устав ДОУ;
ü систематически выполнять задания учителя-логопеда;
ü контролировать произношение детьми поставленных и автоматизированных звуков в речи;
ü обеспечивать детей необходимыми канцелярскими и прочими пособиями;
ü обеспечивать ежедневное посещение ребёнком ДОУ в учебное время (период с 1 сентября по 15 мая), за исключением пропусков по болезни.
Права
3.1.Учитель-логопед имеет право на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
3.2. При исполнении профессиональных обязанностей учитель-логопед имеет право на свободу выбора и использования методик обучения и коррекции, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний воспитанников.
3.3. Родители имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов обучения детей, посещать подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.