Опытные логопеды рекомендуют строить индивидуальное логопедическое занятие с учетом развития всех сторон речи.
Пример: Индивидуальное логопедическое занятие № 1.
Патология ребенка: псевдобульбарная дизартрия (стертая форма), ОНР (3 уровень речевого недоразвития по Р.Е. Левиной): нарушено произношение свистящих и шипящих (Ш, Ж, Щ → Ч), звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема пассивного словаря, номинативного, атрибутивного. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования, выраженные экспрессивные аграмматизмы, не резко выраженные импрессивные аграмматизмы. Несформированность слухового внимания и памяти. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен.(Комментарии: логопедическое заключение и его обоснование указываем один раз, можно на титульном листе плановой тетради). Пример:
Индивидуальная диагностическая карточка Вашего ребенка:
Фамилия, имя _______________________________________________________
Речевое заключение __________________________________________________
Диагноз ____________________________________________________________
а) 200__-200__ уч. год ________________________________________________
б) 200__-200__ уч. год ________________________________________________
I. Звукопроизношение
О О О О О О О О О О О О О О О
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
О О О О О О О О О О О О О О О
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
а)| __| __| __|
б) | __| __| __|
II. Фонематическое восприятие
а) 1.__| __| __| 2. __ |__| __| 3.__ |__| __| 4. __| __| __ | | __| __| __|
б) 1.__| __| __| 2. __ |__| __| 3.__ |__| __| 4. __| __| __ | | __| __| __|
III. Лексика – грамматика
а)1.__| __| __| 2. __ |__| __| 3.__ |__| __| 4. __| __| __ | | __| __| __|
б) 1.__| __| __| 2. __ |__| __| 3.__ |__| __| 4. __| __| __ | | __| __| __|
IV. Связная речь
а)1.__| __| __| 2. __ |__| __| 3.__ |__| __| 4. __| __| __ | | __| __| __|
б) 1.__| __| __| 2. __ |__| __| 3.__ |__| __| 4. __| __| __ | | __| __| __|
Этап коррекционной работы: подготовительный.
Время проведения занятия: 20 минут.
Оборудование: (указываем то, что используем в занятии).
Тема занятия: "Пчелка Майя".(Комментарии: занятие должно проводиться в едином игровом сюжете, отсюда и «игровая» тема.)
Рабочая тема: " Звук Ш".
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха.
- Артикуляционная гимнастика.
- Фонематический строй речи.
- Формирование ритмической стороны речи.
- Воспитание мягкой голосоатаки.
- Графическое восприятие буквы.
Задание для воспитателя:
1. Артикуляционные упражнения.
2. Работа по индивидуальным тетрадям.
Домашнее задание:
Основная задача – отрабатывать и закреплять навыки, полученные на занятии.
Рекомендуется вести следующую плановую тетрадь:
№ занятия, дата проведения | Содержание занятия | Анализ выполнения заданий ребенком (трудности) | Над чем работать на следующем занятии |
Пример:
№ занятия, дата проведения | Содержание занятия | Анализ выполнения заданий ребенком (трудности) | Над чем работать на следующем занятии |
Занятие № 1 0_.0_.20__ | Тема занятия: 1. Организационный момент: Сюрпризный момент, начало игрового сюжета 2. Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха "Веселая вертушка" 3. Артикуляционная гимнастика (данный комплекс для звука Ш) *для губ «трубочка – улыбка» 5 –6 раз * если трубочка из губ недостаточно логопед большим и указательным пальцем нажимаем на щеки и выдвигаем вперед * «хоботок - покой» *«хоботок» влево, вправо * «жевать язык» * «хоботок» по часовой и против часовой стрелки *поднять вверх верхнюю губу * опустить вниз нижнюю губу *поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу, опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх нижнюю губу. 4. Фонематический строй речи Выдели звук на фоне слога. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук… 5. Формирование ритмической стороны речи Покажи карточку с цифрой - сколько ударов ты слышишь 1 11 111 1111 (с опорой на наглядность) 6. Воспитание мягкой голосоатаки Пропеть гласные звуки (со средней силой голоса) У_У, АУ - АУ, АИУ- 7. Графическое восприятие буквы Ощупывание буквы из наждака: 10 раз с открытыми, 15 раз с закрытыми глазами | Недостаточная продолжительность выдоха Трубочка не получается Хоботок не удерживается, формируется только с помощью руки логопеда Только с помощью логопеда Затрудняется выделять звук Ш Гнусавость | Удлинять выдох, фиксировать диафрагмальное дыхание Пассивная гимнастика, логопедический массаж Работать над выделением звука Снятие носового оттенка |
Примерный план на 10 занятий
Занятие | ||||||
Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха | Артикуляционная гимнастика (для каждого звука своя) | Фонематический строй речи | Формирование ритмической стороны речи | Воспитание мягкой голосоатаки | Графическое восприятие буквы | |
Занятие № 1 | 1.Постановка диафрагмального дыхания: положение лежа, игрушка - контроль 2. "Веселая вертушка" | Для каждого звука своя артикуляционная гимнастика | Выдели звук на фоне слога. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук… | Покажи карточку с цифрой - сколько ударов ты слышишь 1 11 111 1111 (с опорой на наглядность) | Пропеть гласные звуки (со средней силой голоса) У – У, АУ – АУ, АИУ | Ощупывание буквы из наждака: 10 раз с открытыми, 15 раз с закрытыми глазами |
Занятие № 2 | 1. "Полный выдох" "Оттягивающий выдох" 2."Мыльные пузыри" | То же | Подними флажок если в слове есть заданный звук | Прослушай серию акцентированных ударов, покажи карточку с количеством ударов (с опорой на наглядность) | Усиление голоса: Беззвучно – шепотом – тихо – громко | Вылепливание буквы из пластилина Складывание из веток |
Занятие № 3 | 1. "Фиксированный выдох" (изменение раствора рта) "Выдох воздуха тремя толчками" 2. "Волшебные шарики" | То же | "Чудо - дерево" Укрась дерево игрушками, которые имеют заданный звук | Прослушай серию акцентированных ударов, покажи карточку с количеством ударов, за ширмой (без опоры на наглядность) | Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе | Нарисуй букву пальцем Выложи из пуговиц, карандашей |
Занятие № 4 | 1."Свисток" "Фиксированный выдох со звуками: с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш" 2. "Помоги насекомым перелететь через реку" | То же | Отбери картинки, в названии которых есть заданный звук | Отхлопай ритм (без опоры на наглядность) – изолированные удары, серия простых ударов | Счет: прямой от 1 до 5 (с повышением голоса) | Буквенные пазлы Выкладывание буквы из лент, веревок Из ложек, вилок Из бусин, из теста |
Занятие № 5 | 1.Выдох на слоги. 2. "Путешествие" | То же | Отбери овощи, в названии которых есть заданный звук | Отхлопай серию акцентированных ударов; запиши условными знаками предложенные для воспроизведения удары, самостоятельно воспроизведи удары по карточке | Название дней недели: Пн. – без звука Вт. – шепотом Ср. – сред. силы Чт. – громко Пт. – сред. силы Сб. – шепотом Вс. – без звука | Буква выкладывается: - из шнурка - из листов, цветов - из кубиков - линеек |
Занятие № 6 | 1.Полупропевки на выдохе: мамаомумы 2."Одуванчик" | То же | Отбери картинки, названия которых начинаются на заданный звук | Медленно отхлопай ритмический рисунок: та, тата, тату, тата, татату, татата | Произнесение предложения с изменением силы голоса: "Мама ушла домой" | Подружи буквы: Логопед говорит, ребенок выкладывает Р …… А, О, У. |
Занятие № 7 | 1. Дыхательные упражнения с движениями 2. "Как воет ветер?" | То же | Отгадай загадку покажи с какого звука начинается отгадка | Отхлопай ритм слова и предложения с одновременным произнесением | Вопросительная, повествовательная, восклицательная интонация. Уоа? Уоа. Уоа! | Вылепи У, О, А, (буква которую отрабатываем) Подружи их как я назову: ра, ро, ру, ры |
Занятие № 8 | 1. Дыхательные упражнения с движениями 2. "Бабочка на цветках" | То же | "Кто больше?" (отыщи на картинке слова с заданным звуком) | Ритмическое произнесение имени. Названия деревьев, животных под хлопки | Диалог: Уоа? Уоа. | Сложение слогов по кубикам, названных логопедом |
Занятие № 9 | 1. Дыхательные упражнения с движениями 2."Запусти самолетик" | То же | Я назову 4 слова, а ты скажешь какое по счету слово лишнее и почему: Рак, рот, сом, рука (лишнее 3-е слово). Остальные слова начинаются на один и тоже звук | Воспроизведение ритмической структуры с игрой в мяч | Диалог: Уоа? Уоа. | Подружи буквы как я назову: ор, ар, ур, ара, оро, уру |
Занятие № 10 | 1. Дыхательные упражнения с движениями 2. "Перышко" | То же | "Магазин": купи только те продукты, в названии которых есть заданный звук (в начале, в конце, в середине, вообще) | Воспроизведение ритмической структуры со считалками | Инсценировка стихотворения С.Я.Маршака "Перчатки" | Напиши слоги под диктовку |