Звуки ц и ч в связных текстах

Задание 21. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Пе­рескажи, как запомнил.

Весна

Наступила весна. Прилетели грачи и скворцы. Грачи вьют гнезда и выводят грачат, а скворцы по­селились в скворечниках. Скоро и у них появятся скворчата.

Кто прилетел весной? Что делают грачи?

Кто поселился в скворечниках? Кто скоро появится у скворцов?

Толя заболел

Толя заболел. Его положили в больницу. К Толе часто приходили мальчики и девочки. Они приноси­ли Толе цветы.

Что случилось с Толей? Кто приходил к Толе?

Что приносили мальчики и девочки Толе?

Береги книги

Береги и цени книги. Книга — лучший друг. Кни­ги будут читать много людей. Не загибай страницы. Не вырывай листочки. Оберни книгу в чистую бу­магу.

Как надо обращаться с книгой?

Как путешествуют птицы

Осенью птицы собираются в стаи и летят в теплые страны. Летят очень далеко.

Журавли летят целый день и ночь. Они почти не отдыхают.

Очень быстро летят ласточки.

Весной все птицы возвращаются домой. Ласточки и скворцы быстро находят свои старые гнезда и по­селяются в них.

Куда улетают осенью птицы?

Как летят журавли? Как летят ласточки?

Когда птицы возвращаются домой? Что делают птицы, когда прилетают назад?

Перескажи, как запомнил.

Звуки ц, ч, ш в стихах

Стихи для отраженного произнесения и заучивания на­изусть (по выбору логопеда).

Одуванчик

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (И. Токмакова.)

Бычок и ежик

Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

И, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется: —

В рот не суй что попадется!

(П. Воронько.)

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно... (А. Фет.)

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.(С. Маршак.)

Ночь.

Уснули улицы.

Тише, туча, тише,

Гулкие дождинки

Не роняй на крыши.

Сны приходят к детям

Фонари зажглись.

Тише, тише, ветер,

В окна не стучись.(А. Яхнин.)

Десять птичек — стайка

Пой-ка, подпевай-ка:

Эта птичка — скворушка,

Десять птичек стайка.

Это птичка — соловей,

Это птичка — воробей,

Это птичка — совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Серенькое перышко.

Эта — зяблик.

Эта — стриж.

Эта — развеселый чиж.

Ну, а эта — злой орлан.

Птички, птички — по домам.

(И. Токмакова.)

Звук Щ

Артикуляция звука щ. Широкий язык поднят вверх, к верхним альвеолам. Боковые края языка прижимаются к верх­ним коренным зубам. Губы слегка вытягиваются вперед. Зу­бы сближены. Воздушная струя сильная, теплая.

Упражнения для подготовки звука щ и постановки те жег что и на звук ш.

Постановка звука щ. Часто этот звук ставится по подра­жанию. При неудаче логопед предлагает ребенку длительно произносить звук ш, тем временем подкладывает шпатель или зонд под язык и слегка прижимает его к средней части твер­дого нёба. При этом необходимо наличие щели между языком и нёбом.

После постановки звука щ ребенку предлагается произнес­ти его длительно: щщщщщщщщщщ...

Закрепление звука щ в слогах и словах

Задание 1. Произнеси слитно два звука. (Звук щ потя­нуть.)

Звуки ц и ч в связных текстах - student2.ru Звуки ц и ч в связных текстах - student2.ru А А

Звуки ц и ч в связных текстах - student2.ru Звуки ц и ч в связных текстах - student2.ru Е Е

Звуки ц и ч в связных текстах - student2.ru Звуки ц и ч в связных текстах - student2.ru Звуки ц и ч в связных текстах - student2.ru Звуки ц и ч в связных текстах - student2.ru Звуки ц и ч в связных текстах - student2.ru Звуки ц и ч в связных текстах - student2.ru Щ У У Щ

И И

Е Е

Задание 2. Произнести слоги отраженно.

ЩА —ЩА —ЩА ЩА —ЩА —ЩО

ЩЕ — ЩЕ —ЩЕ ЩО —ЩО —ЩА

ЩУ —ЩУ —ЩУ ЩА —ЩА —ЩУ

ЩИ —ЩИ —ЩИ ЩУ —ЩУ —ЩА

ЩА —ЩА —ЩИ ЩО —ЩО —ЩУ

ЩИ —ЩИ —ЩУ ЩУ —ЩУ —ЩЕ

ЩА —ЩО —ЩУ ЩИ —ЩА —ЩО

ЩО — ЩУ — ЩИ ЩУ —ЩО —ЩА

Задание 3. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

ЩА —ЩО ЩА —ЩУ ЩЕ —ЩА

ЩО —ЩА ЩУ —ЩА ЩЕ —ЩО

ЩА —ЩУ —ЩИ ЩИ —ЩА —ЩУ

Задание 4. Закончи слова, добавив слоги. Произнеси слова

целиком.

а) Слог ща: в) Слог щи:

ПИ ... (ЩА) — пища BE ... (ЩИ) — вещи

ГУ ... (ЩА) — гуща КЛЕ ... (ЩИ) — клещи

РО ... (ЩА) — роща ХРЯ ... (ЩИ) — хрящи

ЛЕ ... (ЩА) — леща ОВО ... (ЩИ) — овощи

ПЛА ... (ЩА) — плаща ТА ... (ЩИ) — тащи

б) Слог щу. ПИ…(ЩИ) — пищи

И ... (ЩУ) — ищу ТРЕ…(Щи) — тРеЩи

ТА ... (ЩУ) — тащу ПЛЮ…(ЩИ) — плющи

ТРЕ ... (ЩУ) — трещу

УГО ... (ЩУ) —угощу

Задание 5. Добавь подходящий слог, чтобы получилось слово. Произнеси слово целиком.

При затруднении можно использовать предметные кар­тинки.

ЩА ... (ВЕЛЬ) — щавель ЩУ ... (КИ) — щуки ЩЕ ... (НОК) — щенок ЩЁ ... (КИ) — щеки

Задание 6. Произнеси слова отраженно.

Ща — щавель, пища, роща.

Ще — щеки, щетки, еще, мощеный, защелка, сгу­щенный.

Щи — щи, щит, лещи, клещи, тащи, тащит, пищи, пищит, защита, общий, щипать, щиплет.

Щу — щука, ищу, ищут, на ощупь, плещут, бле­щут.

Задание 7. Измени слова по образцу.

Образец. Лещи — лещ; лещ — лещи.

Вещи —... , овощи —... , клещи — ... , хрящи — ,.. , борщи —... , плащи —... , товарищи —... .

Задание 8. Измени слова по образцу. Образец. Бурлить — бурлящий.

Гудеть —... , дымить —... , дрожать —... , ки­петь—... , водить —... , смотреть —... , видеть — ... , говорить —... , читать —....

Задание 9. Запомни и произнеси ряды слов.

лещ — борщ — клещ хищный — трещать — клещ

плащ — лещ — хрящ трещит — щи — прощать

овощ—помощник — плющ трещина — трещать — прощение

Задание 10. Рассмотри и назови картинки.

Звуки ц и ч в связных текстах - student2.ru

Задание 11. Ответь на вопрос: как можно одним словом назвать группу предметов?

а) Морковь, свекла, капуста, огурец —... (овощи).

б) Сумка, рюкзак, чемодан, корзина —... (вещи).

в) Лев, рысь, волк, лиса —... (хищники).

г) Хлеб, молоко, мясо, масло —... (пища).

Задание 12. Ответь на вопросы одним словом.

Как называется инструмент, которым вытаски­вают гвозди?

Что надевают во время дождя?

Как называется детеныш собаки?

Чем чистят башмаки?

Слова для справки: плащ, щетка, щенок, клещи,

Задание 13. Закончи стихотворения-загадки одним словом.

Мне неженки сандалии Малые ребятки

Доверчиво сказали: Любят играть в прятки.

— Боимся мы щекотки «Не сиди на печи,

Большой сапожной ... А иди скорей ... (ищи)».

(щетки). (Е. Серова.)

Задание 14. Прослушай стихотворение. Найди одинаково звучащие слова. Разбери их по смыслу.

Лесной дорогой

Справа лес все чаще. Услыхав, что в чаще

Конь несется рысью. Ветер фыркнул рысью.

(Я. Козловский.)

Звук щ в предложениях

Задание 15. Произнеси предложения отраженно. Клещ — насекомое. Щука и лещ — рыбы.

Задание 16. Закончи предложение одним словом. Произ­неси его целиком.

В лесу на елке живет ... (клещ). В реке живут ... (щука и лещ).

Ответь на вопросы целой фразой.

Где живет клещ?

Где живут щука и лещ?

Задание 17. Произнеси предложения отраженно.

На площади много народу. Трещит мороз. Лампа освещала комнату. Плещут волны. Щегол сидит в клетке. У кота длинные усищи. Сахар колют щип­цами.

Дети щипали щавель. Мама варила щи из щаве­ля. Щенки сидели в ящике. Щука — хищная рыба. Щенок грызет хрящ. Щегол сидит в клетке и не ще­бечет.

Задание 18. Какими другими словами можно заменить слова блещут, плещут?

Задание 19. Закончи предложения, вставив слова блещут или плещут.

В синем небе звезды .... В синем море вол­ны ....

Задание 20. Закончи предложения одним словом. Произ­неси предложения целиком.

Маша собирала в огороде разные .... Надо есть разнообразную .... Коля помогал маме нести тяже­лые .... На огороде растут разные .... Овощи — полезная .... У собаки маленькие ....

Слова для справки: овощи, пища, вещи, щенки.

Задание 21. Произнеси отраженно поговорку и запом­ни ее.

Топорщится, как ежик.

Слово для объяснения: топорщится.

Про кого можно сказать: топорщится, как ежик?

Наши рекомендации