Развитие артикуляционной моторики
Логопедический массаж
1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.
2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.
3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием, вибрация.
Артикуляционная гимнастика
1. Для нижней челюсти: имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.
2. Для губ и щек: поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы; имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; попеременно произносить [и] — [у], [и] — [о] (с голосом).
3. Дляязыка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка», постукивать кончиком языка о верхние резцы.
4. Для мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.
Упражнения на дыхание
1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф__ ф! ф!).
2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф___).
3. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м___ м! м!).
4. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м___).
Постановка звука [н]
1. По подражанию.
Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляционный уклад. Потом спрашивает: «Как погоняют лошадь?» Ребенок отвечает: «Но-но-но...»
2. Механическим способом.
Придавить шпателем переднюю часть языка к верхним резцам.
Итог занятия
Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [н].
Звук [Н] (автоматизация)
ЦЕЛИ
Автоматизация звука [н] на материале слогов и слов и предложений, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.
Организационный момент
Проводится игра «Подбери по форме)).
Логопед показывает ребенку круг и ряд предметных картинок. Он должен отобрать картинки с изображением предметов, похожих на круг.
Далее занятие по автоматизации звука идентично занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.
Произнесение слогов
на__ но__ на__ на__ фа__
на__ на__ но__ но__ на__ на__ ма__
на__ на__ на__ но__ но__ но__
Произнесение слов со звуком [н1
Повторить слова: «нам», «нога», «наша», «ныне», «лиана», ананас», «номер», «налим», «носок», «малина».
Произнесение предложений со звуком [н]
Составить и произнести предложения по картинкам:
«На, мама, малину», «У мамы малина».
Произнесение текстов
Выучить загадку.
Стоит Антошка —
Только шапка да ножка.
Дождик пройдет —
Антошка подрастет. (Гриб.)
Итог занятия
Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [н]. Можно предложить ребенку нарисовать малину.
ЗВУК [П] (постановка)
ЦЕЛИ
Постановка звука [п], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.
Организационный момент
Логопед предлагает ребенку картинки из серии «Весело и грустно». Он должен определить эмоциональное состояние детей, изображенных на картинках. Ответить на вопросы:
«Как ты думаешь, почему девочка плачет? Почему мальчик улыбается? Почему мальчик хмурится?»
Формирование ритмической организации речи
(воспроизведение ритмических структур)
Проводится игра «Барабанщик».
Развитие фонематического слуха
Хлопнув в ладоши, выделить слог «на» из слогового ряда: «на — ма — да— на — да — на — ма».
Определить, какой слог лишний: «на — на – ма — на».
Развитие артикуляционной моторики
Логопедический массаж
1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.
2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.
3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием.
Артикуляционная гимнастика
1. Для нижней челюсти: имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.
2. Для губ и щек: выполнять сосательные движения; имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; зажимать губами маленькую бумажку, затем сплевывать ее.
3. Дляязыка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка».
4. Для мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.
Упражнения на дыхание
1. Выполнить комплекс упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики по Стрельниковой.
2. Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками; рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака); вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем — через левый.
Постановка звука [п]
1. По подражанию.
Логопед показывает ребенку и объясняет артикуляционный уклад. Потом спрашивает: «Как пыхтит каша?» Ребенок отвечает: «П-п-п...»
2. Механическим способом.
Произносить звук [ф], указательным пальцем, расположенным горизонтально под нижней губой, похлопывать губы.
Итог занятия
Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [п].
Звук [П] (автоматизация)
ЦЕЛИ
Автоматизация звука [п] на материале слогов и слов и предложений, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.