Произнесение предложений
Составить и произнести предложения по картинкам:
«Волк воет по ночам», «У Вали длинные волосы», «Воин на войне», «Ваня любит вафли».
Итог занятия
Отмечаются достижения ребенка.
ЗВУК [Б] (постановка)
ЦЕЛИ
Постановка звука [б], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, форсированного выдоха, речевого дыхания, фонематического слуха.
Организационный момент
Логопед предлагает ребенку картинки, изображающие лица с различным эмоциональным состоянием (радость, огорчение, страх). Он должен назвать эмоциональное состояние.
Формирование ритмической организации речи
Скандированно, ритмично прочитать стихотворение.
Развитие фонематического слуха
Проводится игра «Назови имя». Ребенку предлагаются карточка с изображением девочки и вспомогательные картинки, начальный звук которых соответствует составляющим имя звукам: «Ната— носки», «арбуз», «туфли», «апельсин».
Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика
1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание.
2. Для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).
3. Для языка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка», «Лошадка», покусывать язычок.
4. Для мягкого нёба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке.
Упражнения на дыхание
1. Выполнить комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики но Стрельниковой.
2. На ротовом выдохе произносить цепочки слогов, используя прием наращивания слогов:
«па, папа, папапа, папапапа...»
Постановка звука [б]
1.По подражанию.
Логопед обращает внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [п] и [б] отличается вибрацией голосовых складок (для этого руку ребенка положить на гортань логопеда) и легким раздуванием щек произнести [б] (приложить руку ребенка к щеке).
2. Механическим способом.
С голосом спокойно и длительно дуть на пассивные губы, при этом должны надуваться губы и щеки. должен получиться звук, приближенно напоминающий [в] — двугубный [в]. Затем двигать указательным пальцем, расположенным горизонтально под нижней губой, вверх — вниз, производя попеременное смыкание и размыкание губ.
Итог занятия
Отмечаются достижения ребенка.
Звук [Б] (автоматизация)
ЦЕЛИ
Автоматизация звука [б] на материале слогов и слов и предложений, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.
Организационный момент
Ребенку предлагается мимикой изобразить злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку.
Формирование ритмической организации речи
Скандированно, ритмично произносить слоги, отхлопывая походный марш.
Развитие фонематического слуха
Проводится игра «Разведчик». Ребенку сообщается, что он будет расшифровывать послание разведчика. Ему предлагается карточка, па которой изображены четыре предмета: матрешка, арбуз, малина, абрикос. По первым звукам картинок ребенок должен догадаться, какое слово зашифровано.
Развитие артикуляционной моторики
Раздел идентичен этому разделу из занятия по постановке звука.
Упражнения на дыхание
1. Выполнить комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики по Стрельниковой.
2. На ротовом выдохе произносить цепочки слогов, используя прием наращивания слогов:
«ба, бабо, бабобу, бабобубы...»
Произнесение слов со звуком [б]
1. Повторить слова: «банан», «бант», «баня», «банка», «батон», «больно», «бок», «бухта», «буква», «бык».
2. Ответить на вопрос: «Что голубое?» Ребенок отвечает:
«Небо, блюдце, платье...»
Произнесение предложений
Составить и произнести предложения по картинкам:
«У Вали голубой бант», «Мама купила батон», «Боря ест банан», «Люба пишет буквы».
Определить количество и последовательность слов в предложениях, составить схему предложений.
Итог занятия
Отмечаются достижения ребенка.
ЗВУК [Д] (постановка)
ЦЕЛИ
Постановка звука [д], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.
Организационный момент
Проводится игра «Помоги ежику одеться» (шнуровка).
Формирование ритмической организации речи
Скандированно ритмично прочитать стихотворение.
Развитие фонематического слуха
Проводится игра «Поезд».
Артикуляционная гимнастика
1. Для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, имитировать жевание.
2. Для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).
3. Для языка: выполнить упражнения «Грибок», «Качели», «Почистим зубки», «Лошадка», «Пробка», постучать кончиком языка о верхние зубы.
4. Для мягкого нёба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке.
Упражнения на дыхание
1. Выполнить комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики по Стрельниковой.
2. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (у_ у! у!).
Постановказвука [д]
1. По подражанию.
Обратить внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [т] и [д] отличается вибрацией голосовых складок (для этого руку ребенка положить на гортань логопеда).
2. Механическим способом.
Произносить звук [б] с просунутым между губами языком, шпателем надавить на кончик языка и отодвинуть его к верхним резцам.
Итог занятия
Отмечаются достижения ребенка.
Звук [Д] (автоматизация)
ЦЕЛИ
Автоматизация звука [д] на материале слогов и слов и предложений, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.