На слух неречевых и речевых сигналов
За период дошкольного обучения дети должны научиться:
— узнавать звучание игрушек и музыкальных инструмен
тов;
— определять количество звучаний;
— различать на слух долготу, слитность, темп, громкость,
высоту и ритм звучаний;
— определять направление звука;
— различать на слух звучание речи, музыки и пения, му
зыкальных ритмов, оркестрового, хорового и сольного
исполнения;
— различать звучания мужского и женского голоса;
— узнавать голоса животных и птиц;
— различать на слух бытовые шумы и сигналы городского
транспорта.
Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов проводится с целью развития слуха детей и обогащения
их представлении о звуках окружающего мира, а также для оказания положительного влияния на формирование их устной речи.
Умение воспринимать на слух долготу, громкость, высоту, темп, слитность, ритм звучаний позволяет развивать и совершенствовать сенсорную основу для восприятия ребенком темпо-ритмической стороны устной речи. Подражая правильной речи педагога и воспитателя, воспринимаемой слухо-зри-тельно и на слух, дети информально овладевают умением произносить слова и короткие фразы слитно, с ударением, в нормальном темпе. Для успешности данной работы необходимо, чтобы дети слышали не только речь взрослых, но и сами себя. Это достигается адекватностью подбора режима усиления речи и использованием обратных микрофонов — микрофонов у детей — при проведении занятий со стационарной проводной аппаратурой. Необходимо обеспечить детям возможность постоянно слышать и речь взрослых, и свою. Поэтому с первых дней занятий, когда уточнен режим работы индивидуальных слуховых аппаратов, дети пользуются ими в течение всего дня.
Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов проводится в определенной последовательности.
Работу по различению на слух неречевых и речевых звучаний целесообразно проводить на фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению, а также на музыкальных занятиях. При этом педагог должен знать: .-;■— звучание каких игрушек ощущает каждый ребенок
группы:
v ; с индивидуальными слуховыми аппаратами (на ка--;-; . ком расстоянии), .;.;_..-■.--.^ без аппаратов (на каком расстоянии); ,.,-,. : со звукоусиливающей аппаратурой коллективного ';■ ■ , пользования;
. , —>звучание каких игрушек ребенок не ощущает: без аппаратов,
с индивидуальными слуховыми аппаратами, - со звукоусиливающей аппаратурой коллективного
пользования.
Различение на слух звучащих игрушек, определение количества, долготы, громкости, слитности, темпа и ритма звучаний, а также направления звука проводится на материале только тех игрушек, которые доступны слуху всех детей груп-
пы. Так, если хотя бы один ребенок не ощущает звучания свистка, то не следует использовать данную игрушку для различения на слух с другими, для определения количества звучаний, их длительности и т. п. Это касается и расстояния, на котором дети ощущают звучание игрушки. Так, если ребенок слышит звук гармоники на расстоянии 1 м, а барабана 4 м, то различение на слух должно проводиться на расстоянии не более 1 м, чтобы слуху ребенка было доступно звучание обеих игрушек (при этом по барабану следует производить более тихие удары)1.
Расстояние, на котором дети ощущают звучание неречевых сигналов без звукоусиливающей аппаратуры и с индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимо знать для того, чтобы решить вопрос об использовании того или иного типа аппаратуры (или же проводить упражнение без аппаратуры).
Остановимся более подробно на методике работы.
Различение звучащих игрушек
Следует отметить, что выбор методики обучения узнаванию на слух неречевых и речевых звучаний зависит от возраста детей.
Как отмечалось выше, восприятие детьми различного характера звучаний не только обогащает представления детей о звуках окружающего мира, но и является базой для формирования определенных произносительных навыков: темпа, слитности, ритма речи. Таким образом, слуховые представления ребенка должны найти отражения в его собственных речевых проявлениях. Так как артикуляционные движения тесно связаны с крупной моторикой, на чем и основана речевая ритмика, то важно, чтобы ответ ребенка на воспринятое звучание был двигательный, сопровождаемый устным проговаривани-ем. Так, в ответ на звучание барабана дети топают ногой или хлопают в ладоши, произнося, как могут, татата, в ответ
на звучание дудки вытягивают руки вперед, произнося у___
и т. д. Однако у детей младше 2,5—3 лет еще плохо развиты произвольные движения, для них представляет значительную
1 На индивидуальных занятиях педагог постоянно возвращается к тем игрушкам, звучание которых пока недоступно слуху того или иного ребенка, и пытается выработать у него реакцию на этот звук, а также увеличить расстояние, на котором он может ощущать звучания.
?-...-. С • t Рис. 4. Различение звучания гармошки и барабана
трудность связать воспринятый стимул с абстрактным движением и собственным проговариванием. Для маленьких детей более мотивированным, а значит, и более действенным способом является «опредмечивание» звучания. Этот прием заключается в том, что каждому звучанию: барабана, бубна, дудки, гармошки, шарманки, свистка — соответствует определенная игрушка. Например: под звучание барабана прыгает зайка — папапа, под звучание гармошки танцует кукла — ляляля и т. п. Предлагая детям для различения, например, звучания барабана и гармошки, педагог побуждает их в ответ выбрать соответствующую звучанию игрушку и произвести с ней действия: продемонстрировать, как прыгает зайка или танцует кукла, произнося (как могут) соответственно папапа или ляляля (рис. 4). Постепенно игрушки могут заменяться на изображение барабана и гармошки либо на их макеты (маленькие бумажные или картонные барабаны, гармошки). К трем годам всех детей следует научить отвечать на звучания собственными движениями (ходьбой, выполнением танцевальных движений и т. п.), сопровождаемыми проговариванием тех или иных слогосочетаний (например, папапа, ляляля).
Если обучение ребенка начинается с трех лет и позже, то этому способу ответа его учат с самого начала на индивидуальных занятиях.
Убедившись с помощью выработанной условной двигательной реакции, что тот или иной звук доступен слуху детей, определив расстояние и тип аппаратуры, с которой будет проводиться работа по различению звучаний, педагог на фронтальном занятии по развитию слухового восприятия, воспитатель — во время игр и физических упражнений, музыкальный работник — на своих занятиях учат детей определенным действием реагировать на звучания, например:
барабан бубен гармошка свисток металлофон шарманка |
шагать на месте, произнося папапа; топать одной ногой, произнося татата; подносить руку по рту рупором, произнося
У__ ;
вставать на носки, поднимать руки вверх,
произнося и или пи ;
приседать (руки на пояс), произнося ляляля;
«петь» а __ .
Рис. 5. Различение звучания барабана, гармошки и дудки
Последовательность работы по различению звучащих игрушек такова:
1. Различение двух (впоследствии трех-четырех, а для
слабослышащих детей и пяти-шести) звучащих игру
шек при восприятии на слухо-зрительной основе, т. е.
ребенок видит, как педагог играет на том или ином
«инструменте», и слушать его звук; в ответ он воспро
изводит соответствующее действие: шагает, танцует,
«поет», и т. д. или выбирает соответствующую игруш
ку, картинку.
2. Предъявление звучания игрушки в качестве образца:
педагог показывает, какая игрушка будет звучать, и иг
рает на ней за большим экраном; дети воспринимают
звучание «инструмента» только на слух и воспроизво
дят соответствующее действие, выбирают игрушку (это
же проделывается и с другими звучаниями).
3. Различение на слух двух (впоследствии трех-четырех и
более) звучащих игрушек; педагог извлекает звук то из
одной, то из другой игрушки за большим экраном; в
ответ дети воспроизводят соответствующее действие,
выбирают игрушку (рис. 5).
Большой экран, который используется на занятиях, должен быть полукруглым или П-образным, чтобы скрыть дви-
жения рук педагога от детей, находящихся сбоку. Извлекать звучания из всех игрушек, включая и дудку, и свисток, необходимо за большим экраном. В противном случае дети будут знать, что если сурдопедагог играет за маленьким экраном, это звучит или дудка, или свисток, а если за большим, — остальные игрушки. Лишь после того как дошкольники начали выполнять действие под звучание той или иной игрушки, педагог появляется из-за экрана, продолжая игру на «инструменте». Дети видят и слышат, какая игрушка звучит. Педагог одобряет тех, кто правильно определил звучание.
Для того чтобы данная работа проходила результативно, надо также помнить: время звучания каждой игрушки должно быть примерно равным, чтобы дошкольники ориентировались на характер звучания, а не на его длительность. Кроме того, последовательность предъявления звучаний должна постоянно меняться; при этом звучание одной и той же игрушки может повторяться подряд 2—3 раза. Это важно для того, чтобы дети вслушивались, а не пытались угадать, какая игрушка звучит.
Слабослышащих детей, а также глухих дошкольников, успешно справляющихся с различением на слух звучащих игрушек при выборе из 4-х следует учить и их опознаванию на слух. С этой целью изменяется методика работы. Звучащие игруш-
ки находятся за большим экраном. Дети не видят, на какой игрушке играет педагог. Они должны по слуховым образам определить, что звучало. Ответная реакция дошкольников остается такой же, как и при различении звучаний на слух: барабан шагать на месте, произнося татата, гармошка — выполнять танцевальные движения, произнося ляляля, а также называние звучащей игрушки: барабан, это барабан.
На последних двух годах занятий слабослышащих детей учат различать, а затем и опознавать на слух не звучащие игрушки, а настоящие музыкальные инструменты, например: барабан, аккордеон, пианино, скрипка и т. д. Звучание инструментов предлагается в записи на пластинках или кассетах и подкрепляется соответствующей табличкой и картинкой. (Об особенностях работы с записями см. ниже.)
Определение количества звучаний
Вначале нужно научить детей различать на слух одно звучание и большое их количество, соотнося их с определенным количеством предметов. Для этого на стол перед каждым ребенком на определенном расстоянии ставятся два подноса: с одним предметом (или шарик, или матрешка, или елочка и т. п.) и с большим их количеством. Методика работы такова:
1. Педагог на глазах у детей ударяет один раз по барабану, показывает поднос с одним предметом (например, шариком) и побуждает детей сделать то же. Затем все вместе хлопают в ладоши, произнося «па». После этого он ударяет несколько раз по барабану (интервалы между - ударами должны быть достаточно четкими), показывает поднос с большим количеством предметов (например, 7—8 шариков) и побуждает к этому дошкольников. Затем все вместе многократно хлопают в ладоши, произ-, нося па-па-па-па-па. Детям дан образец звучания, кото-,г рый они воспринимали на слухо-зрительной основе, и .. . .1:., способ ответа.
, ,_Д. Педагог предлагает детям различать один удар и большое их количество при слухо-зрительном восприятии , (т. е. они видят, как педагог ударяет по барабану, и ''.,: - слушают звук). Производя один или несколько ударов, ,.,.,. сурдопедагог спрашивает: «Сколько?» (используется естественный жест и письменная табличка). Дети пока-
зывают соответственно на поднос с одним или большим количеством предметов и хлопают один или много раз, произнося соответственно па или па-па-па-па-па. 3. Педагог предлагает детям послушать, как звучит один и много ударов; для этого показывая на поднос с одним предметом, он за большим экраном ударяет по барабану один раз, а затем указывает на поднос с большим количеством с: предметов и ударяет по барабану несколько раз подряд. 5'4. Дошкольники различают на слух один удар и несколь-; ко ударов. Каждый раз педагог в случае ошибки пред---* лагает воспринять количество ударов слухо-зрительно
(т. е. видя и слушая), а затем на слух. Когда дети научатся различать на слух один удар и большее их количество, педагог обучает их различать один и два (впоследствии один, два и три; один, два, три, четыре; для слабослышащих детей — в пределах семи звучаний)1 удара. Работа проводится аналогично описанному выше. Разница заключается лишь в том, что в ответ на воспринятое на слух (или слухо-зрительно) количество звучаний после вопроса педагога «Сколько?» дошкольники берут карточки с изображением нужного количества кружочков, квадратиков и т. п., отхлопывают нужное количество раз, сопровождая хлопки произнесением слогов, показывают соответствующее количество пальцев. Когда на занятиях по формированию элементарных математических представлений они познакомятся с обозначением количества цифрой и словом, дети показывают соответствующую цифру, называя ее, например: два, четыре. Если определение количества звучаний проводится на материале слогов типа па, папа, папапа и т. п. (а это конечная цель работы в данном направлении, так как умение определять количество слогов должно помочь детям при восприятии на слух речевого материала: слов, словосочетаний, фраз), то дети в ответ также показывают карточку с соответствующим количеством предметов или цифру и произносят такое же количество слогов.
Вначале в качестве источника звука используется только барабан, потом к нему добавляется голос (слогосочетания типа па, папа, папапа и т. п.), а затем и другие звучащие игрушки.
1 Увеличение количества звучаний происходит на протяжении нескольких лет и связано не столько со слуховыми возможностями детей, сколько с овладением элементарными математическими представлениями.
3-2554 33
Различение на слух длительности,
слитности, темпа, громкости, высоты
и ритма звучаний
Так же как и при различении на слух звучащих игрушек или количества звучаний, при определении их длительности (громкости, слитности, темпа, высоты) педагог вначале учит дошкольников различать характер звучания на слухо-зри-тельной основе, затем дает им послушать длительные и краткие (или громкие и тихие и т. п.) звучания в качестве образца и, наконец, предлагает различать их на слух. При этом каждый раз в случае ошибки детям предлагается воспринять звучание слухо-зрительно, а затем — только на слух.
Особенность проведения данной работы заключается в том, что на начальном этапе обучения различению длительности звучаний (их громкости, темпа и т. п.) педагог наряду со звуковым образцом дает и зрительный эквивалент. При этом важно учитывать возраст детей. Чем они младше, тем занимательнее должно быть зрительное подкрепление звучаний. Использование различных игрушек делает эти занятия для малышей осмысленными, их ответы мотивированными.
Например, при обучении различению длительности звучаний:
— педагог в момент его воспроизведения (например, на дуд
ке) демонстрирует детям, как машинка едет по корот
кой дорожке: у или, соответственно, по длинной — у_
(дорожку можно построить из брусков строительного
материала или вырезать из бумаги). Детям старше
трех лет можно на доске провести линии: соответствен
но __________ или____ и дополнить их табличками со
словами долго, кратко. Дети воспринимают звучания на
слухо-зрительной основе, демонстрируют действие сво
ими машинками и произносят у или у__ . Старшие дети
свой устный ответ сопровождают краткими или долгими движениями рук вперед;
— педагог производит то длительные, то краткие звучания,
которые дошкольники различают слухо-зрительно.
В ответ они выбирают нужную дорожку и везут по ней
свою машинку, произнося у или у____ . Старшие дети
могут начертить соответствующие линии на листе бумаги, а затем воспроизводят звучание движением руки (например, длительные — плавным движением руки в сторону, краткие — резким, коротким движением руки
в сторону), одновременно произносят соответственно:
па___ или па, у___ или у, а затем показывают соответ
ствующую табличку — долго или кратко, «читая» ее с
педагогом (как могут);
Рис. 6. Различение на слух долготы звучаний 35 |
■ педагог предъявляет детям в качестве образца длитель
ное и краткое звучание. При этом он показывает соот
ветствующую дорожку, которую можно дополнить таб
личкой долго или кратко, держит ее перед экраном, за
которым на дудке (или другой звучащей игрушке, или
голосом) производит длительное или краткое звучание.
Дошкольники воспринимают его на слух и воспроизво
дят машинкой (движением руки) и голосом (например,
па___ или па), старшие дети затем показывают соответ
ствующую табличку и «читают» ее (как могут);
педагог воспроизводит то длительные, то краткие зву
чания, которые дети различают на слух. В ответ они
провозят машинку по той или иной дорожке, отобража
ют звучание соответствующей линией на листе бумаги
(рис. 6), движением руки и голосом, а затем показыва
ют соответствуюущую табличку, «прочитывая» ее.
Рис. 7. Различение на слух громкости звучаний
При знакомстве дошкольников с характером звучаний (например, с громкостью), педагог воспроизводит голосом (на звучащей игрушке) тот или иной звук (например, громкий или тихий) и подчеркивает его особенность соответствующим ему движением. При работе с самыми маленькими детьми, а также на первых занятиях с трехлетними, эти звучания также можно «опредметить». Например: громкому звучанию соответствует большой мишка, а тихому — маленький. Дети в ответ воспроизводят характер звучания движениями с игрушками, находящимися на их столах, либо показывают картинки, изображающие большие и маленькие объекты, одновременно произнося слоги. Затем педагог задает вопрос: «Как звучало?» — и сам отвечает на него, показывая соответствующую игрушку, картинку, более старшим детям и табличку. В оформлении таблички может быть элемент подсказки: ГРОМКОили тихо, слитноили неслитно, быстроили МЕДЛЕННО(рис. 7).
При обучении различению на слух характера звучания следует уделить особое внимание способам его воспроизведения детьми. При этом целесообразно использовать различные упражнения из занятий речевой ритмикой (см. разделы, посвященные долготе, слитности, темпу звучания, силе и высоте голоса, ритмической структуре речи). Если на занятиях рече-
вой ритмикой эти игровые приемы используются для обучения детей умению воспроизводить характер звучаний, то на слуховых занятиях основное внимание уделяется тренировке в различении на слух длительности (темпа и т. п.) звучаний, а также умения передавать характер звучаний не только голосом, но и игрой на звучащих игрушках.
Дети воспроизводят услышанное звучание соответствующим движением и голосом, например НАПАЛА или папапа (громкость), папапа или па па па (слитность), папапа или
па__ па__ па__ (темп), и характеризуют его, говорят: громко,
тихо, слитно, неслитно, быстро, медленно, высоко, низко и т. п. При этом вначале они используют соответствующие таблички, но по мере усвоения данных понятий (т. е. по мере того как дети соотнесут слово со звучанием и запомнят его звуко-буквенный состав) таблички убираются.
Обучая детей различению на слух слитности и темпа звучаний, педагог должен воспроизводить их примерно равное время. В противном случае дети будут ориентироваться не на характер звучания, а на время, в течение которого оно продолжается, например: мало звучит — слитно (быстро), долго — неслитно (медленно).
Особое внимание следует уделять умению воспроизводить соответствующие звучания не по образцу, данному педагогом, а по словесной инструкции, например: играй (говори) долго (кратко тихо, громко, быстро, медленно, слитно, неслитно). С этой целью на фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению полезно использовать «маленького учителя», когда звучания за экраном воспроизводит тот или иной ребенок по словесной инструкции педагога.
При различении на слух долготы, громкости, высоты, темпа и слитности звучаний у детей могут быть ошибки в ответных реакциях, вызванные, с одной стороны, тем, что ребенок не определил характер того или иного звучания на слух, а с другой — тем, что он, правильно услышав звучания, не смог адекватно воспроизвести его голосом. Чтобы убедиться в причине ошибки, ребенка побуждают показать соответствующую игрушку или табличку. Убедившись, что ошибка связана с затруднением в воспроизведении звучания, педагог повторяет его без экрана и помогает ребенку правильно воспроизвести его движением и голосом. Если же это «слуховая» ошибка, то звучание предъявляется для слухо-зрительного восприятия (дошкольник видит свой промах),-а затем повторяется за экраном (слуховой образец).
Работа проводится в определенной последовательности: вначале дети знакомятся с долготой (долго — кратко), слитностью (слитно — неслитно) и темпом (быстро — медленно) звучаний и лишь затем с громкостью (громко — тихо) и высотой (высоко — низко). Это обусловлено не только постепенно расширяющимися слуховыми возможностями детей, но и возможностями воспроизведения звучаний.
В процессе занятий дошкольников учат узнавать на слух и воспроизводить сначала резко противопоставленные звуки (например, громко — тихо), а затем и более близкие по звучанию (например, громко — нормально — тихо, а по возможности и очень тихо — тихо — нормально — громко — очень громко и т. п.). Полезно предлагать для восприятия на слух и постепенное изменение характера звучаний, например убыстрение или замедление темпа звучаний, нарастание и снижение силы (высоты) голоса.
Слабослышащих дошкольников на последних годах обучения следует учить различать на слух и воспроизводить одновременно две характеристики звучаний, например громкость и темп: медленно и громко (тихо), быстро и громко (тихо) и т. п.
Как только дети научатся определять количество звучаний в пределах 2—3 и различать на слух их долготу и громкость, педагог приступает к работе по различению на слух ритмов.
Дети учатся различать на слух:
— двусложные ритмы типа таТА и ТАта,
— трехсложные ритмы типа ТАтата, таТАта, татаТА,
— дву-, трехсложные ритмы типа maTA, TAma, ТАтата,
таТАта, татаТА,
— повторяющиеся двусложные ритмы типа TAmaTAma,
maTAmaTAmaTA и т. п. (слабослышащим детям пред
лагаются и более сложные ритмы типа maTAmamaTA-
та, таТАТАта и т. п.)
Рассмотрим методику работы по различению на слух ритмов (на материале двусложных ритмов):
1. Педагог демонстрирует образец звучания ритма ТАта (например, ударами по барабану), подкрепляет его соответствующим изображением, например рисунком, где ударные слоги — красные круги, безударные — синие; дети воспринимают образец звучания на слухо-зритель-ной основе, в ответ они отхлопывают ритм, одновременно проговаривая его, например ТАта (педагог учит пра-
Рис. 8. Предъявление образца звучания ритма
вильно отхлопывать данный ритм и произносить его)1, действие повторяется со вторым ритмом.
2. Дети различают двусложные ритмы, которые они вос
принимают на слухо-зрительной основе (т.е. видя и слу
шая, как педагог играет на «инструменте»); в ответ до
школьники отхлопывают ритм, или отстукивают его
пальцем по столу, или воспроизводят дирижировани
ем — движением руки сверху вниз или справа налево,
при этом ударение подчеркивается большей амплитудой
движения, и одновременно проговаривают ритмы, на
пример ТАта, таТА. При этом необходимо следить за
тем, чтобы слогосочетания произносились и педагогом,
и детьми слитно, а не делились на отдельные слоги.
3. Педагог предъявляет образец звучания ритмов, которые
дети воспринимают на слух. С этой целью, прежде чем
воспроизводить тот или иной ритм, он показывает соот
ветствующее ему графическое изображение, а затем за
большим экраном воспроизводит этот ритм, например,
ударами по барабану; в ответ дети воспроизводят ритм
либо отхлопыванием, либо отстукиванием, либо дирижи
рованием с одновременным его проговариванием (рис. 8).
1 С теми детьми, которые испытывают в этом значительные трудности, работа продолжается и на индивидуальных занятиях.
Работа проводится в определенной последовательности: вначале дети знакомятся с долготой (долго — кратко), слитностью (слитно — неслитно) и темпом (быстро — медленно) звучаний и лишь затем с громкостью (громко — тихо) и высотой (высоко — низко). Это обусловлено не только постепенно расширяющимися слуховыми возможностями детей, но и возможностями воспроизведения звучаний.
В процессе занятий дошкольников учат узнавать на слух и воспроизводить сначала резко противопоставленные звуки (например, громко — тихо), а затем и более близкие по звучанию (например, громко — нормально — тихо, а по возможности и очень тихо — тихо — нормально — громко — очень громко и т. п.). Полезно предлагать для восприятия на слух и постепенное изменение характера звучаний, например убыстрение или замедление темпа звучаний, нарастание и снижение силы (высоты) голоса.
Слабослышащих дошкольников на последних годах обучения следует учить различать на слух и воспроизводить одновременно две характеристики звучаний, например громкость и темп: медленно и громко (тихо), быстро и громко (тихо) и т. п.
Как только дети научатся определять количество звучаний в пределах 2—3 и различать на слух их долготу и громкость, педагог приступает к работе по различению на слух ритмов.
Дети учатся различать на слух:
— двусложные ритмы типа таТА и ТАта,
— трехсложные ритмы типа ТАтата, таТАта, татаТА,
— дву-, трехсложные ритмы типа maTA, TAma, ТАтата,
таТАта, татаТА,
— повторяющиеся двусложные ритмы типа TAmaTAma,
maTAmaTAmaTA и т. п. (слабослышащим детям пред
лагаются и более сложные ритмы типа таТАтапгаТА-
та, таТАТАта и т. п.)
Рассмотрим методику работы по различению на слух ритмов (на материале двусложных ритмов):
1. Педагог демонстрирует образец звучания ритма ТАта (например, ударами по барабану), подкрепляет его соответствующим изображением, например рисунком, где ударные слоги — красные круги, безударные — синие; дети воспринимают образец звучания на слухо-зритель-ной основе, в ответ они отхлопывают ритм, одновременно проговаривая его, например ТАта (педагог учит пра-
Рис. 8. Предъявление образца звучания ритма
вильно отхлопывать данный ритм и произносить его)1, действие повторяется со вторым ритмом.
2. Дети различают двусложные ритмы, которые они вос
принимают на слухо-зрительной основе (т.е. видя и слу
шая, как педагог играет на «инструменте»); в ответ до
школьники отхлопывают ритм, или отстукивают его
пальцем по столу, или воспроизводят дирижировани
ем — движением руки сверху вниз или справа налево,
при этом ударение подчеркивается большей амплитудой
движения, и одновременно проговаривают ритмы, на
пример ТАта, таТА. При этом необходимо следить за
тем, чтобы слогосочетания произносились и педагогом,
и детьми слитно, а не делились на отдельные слоги.
3. Педагог предъявляет образец звучания ритмов, которые
дети воспринимают на слух. С этой целью, прежде чем
воспроизводить тот или иной ритм, он показывает соот
ветствующее ему графическое изображение, а затем за
большим экраном воспроизводит этот ритм, например,
ударами по барабану; в ответ дети воспроизводят ритм
либо отхлопыванием, либо отстукиванием, либо дирижи
рованием с одновременным его проговариванием (рис. 8).
1 С теми детьми, которые испытывают в этом значительные трудности, работа продолжается и на индивидуальных занятиях.
4. Дети различают двусложные ритмы на слух, воспроизводя их отхлопыванием, отстукиванием, дирижированием, игрой на «инструменте» (например, на барабане) с одновременным проговариванием, а в дальнейшем — только проговариванием, например ТАта, таТА. В случае ошибки педагог каждый раз предлагает детям воспринять данный ритм на слухо-зрительной основе, а затем — только на слух.
Следует отметить, что ошибка в ответной реакции ребенка при восприятии на слух того или иного ритма может быть вызвана тем, что, правильно восприняв на слух, он не смог адекватно его воспроизвести, так и тем, что он неправильно воспринял тот или иной ритм на слух. В случае ошибки педагог повторяет ритм за экраном и предлагает ребенку выбрать соответствующее графическое изображение ритма. Если ребенок выбрал правильную «картинку», ему предлагается воспроизвести данный ритм: отхлопать, отстучать, сыграть на «инструменте», произнести слогосочетания (в зависимости от требования педагога).
При обучении различению на слух ритмов вначале в качестве источника звука используется барабан (по которому производятся несильные удары). В дальнейшем дети учатся воспринимать ритмы слогосочетаний типа ТАта, таТА.
Как уже отмечалось, обучение детей различению на слух слитности, темпа, высоты и ритма звучаний оказывает положительное влияние на формирование их устной речи, в первую очередь ее темпо-ритмической стороны. Дети успешнее овладеют ею при проведении специальных фронтальных занятий, если обратить внимание на следующее.
Во-первых, знакомство детей с характером звучания (его долготой, или темпом, или ритмом и т. п.) проводится на материале тех сигналов, которые наиболее доступны слуху детей группы. Как только дошкольники научатся различать на слух долготу (или слитность, или громкость и т. п.) звучания, воспроизводимого на первой игрушке, педагог переходит к работе и на материале слогов, т. е. дети определяют, как произнесено слогосочетание: слитно или неслитно (например, mamama или та та та), быстро или медленно
(например, татата или та та__ та__ ), в каком ритме
(например, ТАтата, таТАта, татаТА). В дальнейшем на занятиях в качестве источника звука используются разные звучащие игрушки и голос, но последнему уделяется главное внимание.
Во-вторых, с первых занятий педагог учит детей и различать на слух звучания, и воспроизводить их. Вначале дошкольникам предлагается воспроизводить характер звучания различными движениями с одновременным проговариванием слогов, затем игрой на «инструменте»1, сопровождаемой произнесением слогосочетаний, если это возможно. Первыми используются барабан, бубен, металлофон, а лишь затем дудка, гармошка, свисток, так как воспроизводить звучание на них маленьким детям сложно. Слоги, которые предлагаются детям для произнесения, должны быть доступны им, поэтому лучше использовать слогосочетания типа папа-па, татата. Постепенно основным способом воспроизведения характера звучания должно стать произнесение соответствующих слогосочетаний.
В-третьих, по мере овладения детьми умением воспроизводить характер звучания произнесением слогосочетаний, эту работу можно проводить и на материале слов и фраз — учить дошкольников произносить речевой материал медленно, в нормальном и быстром темпе, голосом разной силы и высоты. Для этого используются слова и фразы, звуковым составом которых владеют все дети группы. Следует заметить, что специально учить детей произносить речевой материал неслитно не нужно, так как это может оказать отрицательное влияние на их устную речь.
При работе над ритмами следует широко использовать слова и фразы. Их произнесению может предшествовать воспроизведение слогосочетаний с тем же ритмическим рисунком, например:
Татата — яблоко, бабушка,
таТАта .;, — бумага, собака,
татаТА — карандаш, барабан,
TAmaTAma — мама (кукла, Тоня) дома, папа пишет, г
мальчик лепит,
таТАтаТА — вода бежит, письмо лежит, петух кричит, ТАтатаТА — мальчик стоит, кукла сидит, тетя идет. таТАТАта — компот (арбуз) вкусный, упал (бежит)
мальчик.
Такие упражнения широко используются на занятиях речевой ритмикой с первых лет обучения. По мере овладения
1 При этом свисток и дудка долж