Организационный момент. Проводится игра «Четвертый лишний»
Проводится игра «Четвертый лишний». Логопед предъявляет ребенку четыре картинки с изображениями яблока, моркови, лука и капусты. Ребенок должен отгадать, какой предмет лишний, и объяснить почему.
Формирование ритмической организации речи
(восприятие ритмических структур)
Проводится игра «Воробушек».
Развитие фонематического слуха
Проводится игра «Угадай, на чем играют».
Развитие артикуляционной моторики
Логопедический массаж
1.Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.
2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.
3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием.
Артикуляционная гимнастика
1. Для нижней челюсти: рот полуоткрытьшироко открытьзакрыть, двигать нижней челюстью вперёд при полуоткрытом рте, имитировать жевание.
2. Для губ и щек: удерживать во рту вязкую жидкость (кисель), надувать обе щеки одновременно (если упражнение не получается, зажать крылья носа), растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы, затем их расслабить, попеременно произносить [и]-[у],[и]-[о] (беззвучно).
3. Для языка: выполнять упражнения «Часики», «Горка», «Катушечка», покусывать язык.
4. Для мягкого нёба: показать, как кашляет бабушка, как нужно показывать горлышко врачу, как зевают.
Упражнения на дыхание
1. «Трубач».
2. «Лыжник».
3. «Паровоз».
Постановка звука [ы]
1. По подражанию.
Логопед объясняет ребенку, что надо свернуть язычок, как кулачок. Тот выполняет.
2. Механическим способом.
Шпателем или пальцем кончик языка прижимается книзу. Отодвинуть шпателем или пальцем язык кзади.
Итог занятия
Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [ы].
ЗВУК [Ы] (автоматизация)
ЦЕЛИ
Автоматизация звука [ы] на материале слогов и слов, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхание, фонематического слуха.
Организационный момент
Логопед предлагает ребенку сложить разрезную картинку. Далее занятие по автоматизации звука идентично занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.
Произнесение гласных звуков
При произнесении изолированных звуков и слогов желательно использовать игрушки типа «говорящий» попугай со встроенным микрофоном и магнитной лентой. Ребенок с удовольствием будет слушать собственное произношение.
1. Изолированное произнесение.
а__ э__ о__ ы__
а__ а__ э__ э__ о__ о__ ы__ ы__
2. Произнесение сочетаний звуков.
а__ э__ э__ а__ о__ э __ а__ ы__ ы__ э__
а__ о__ о__ а__ э__ о__ о__ ы__ ы__ о__
Произнесение слов со звуком [ы]
Назвать то, что изображено на картинках: «мышка, «мыло», «лыжи», «рыбки».
Итог занятия
Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [ы]. Можно предложить ребенку раскрасить картинку с изображением мышки.
ЗВУК [У] (постановка)
ЦЕЛИ
Постановка звука [у], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, фонематического слуха.
Организационный момент
Логопед предлагает ребенку сложить пирамидку, назвать цвета.
Формирование ритмической организации речи
(воспроизведение ритмических структур)
Проводится игра «Строители.
Развитие фонематического слуха
Проводится игра «Три медведя».
Развитие артикуляционной моторики
Логопедический массаж
1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.
2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.
3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием.
Артикуляционная гимнастика
1. Для нижней челюсти: рот полуоткрыть — широко открыть — закрыть, двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание, двигать челюстью вправо — влево, открывать рот с сопротивлением.
2. Для губ и щек: удерживать во рту вязкую жидкость (кисель), втягивать щеки в ротовую полость между зубами, выполнять сосательные движения, попеременно произносить [и] — [у], [и] — [о] (беззвучно).
3. Для языка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки» (нижние) «Горка», «Катушечка».
4. Для мягкого нёба: показать, как кашляет бабушка (кашлять с активным выдохом, произнося [а]), как нужно показывать горлышко врачу, как зевают.
Упражнения на дыхание
1. «Трубач».
2. «3адуй свечу».
3. Делать бури в стакане воды через широкую трубочку.
Постановка звука [у]
1. По подражанию.
Логопед объясняет ребенку артикуляционный уклад звука. Спрашивает: «Как воет волк?» Ребенок отвечает:
«У-у-у..»
«Как мычит корова?» — «Му-у-у...»
2. Механическим способом.
С помощью пальца или шпателя отодвинуть язык кзади, указательным и большим пальцами выдвинуть губы вперед.
Итог занятия
Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [у].
ЗВУК [У] (автоматизация)
ЦЕЛИ
Автоматизация звука [у ] на материале слогов и слов, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхание, фонематического слуха.
Занятие по автоматизации звука идентично занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.