Как зовут тебя, малыш?

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

Цель: образование существительных — названий детёнышей животных с помощью суффиксов -ёиолг-, -онок-.

Методические указания. Играя с ребёнком первый раз, взрослый сам произносит названия детёнышей: котёнок, зайчонок, лисёнок, волчонок, медвежонок. Играя в следующий раз, взрослый даёт ребёнку возмож­ность самому назвать всех детёнышей.


как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

Лиса и ... (лисёнок)

Волк и ... (волчонок)


как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

Медведь и ... (медвежонок)



Заяц и ... (зайчонок)


как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Гусь и ... (гусёнок)

Ворон и ... (воронёнок)

Помоги животным позвать своих малышей. Как мама зовет своего малыша? «Зайчонок, иди обедать».


Кошка зовёт: Лиса зовёт: .. Слон зовёт: . Утка зовёт: .. Белка зовёт: Заяц зовёт: .. Волк зовёт: .

... (котёнок!) (лисёнок!) (слонёнок!) (утёнок!) . (бельчонок!) (зайчонок!)

(волчонок!), Медведь зовёт: ... (медвежонок!) Гусь зовёт: ... (гусёнок!) Ворон зовёт: ... (воронёнок!)



КТОЧЕМЗАНЯТ



Цель:употребление глагола в настоящем времени.

Методические указания.Внимательно рассмотрите с ребёнком кар­тинку. Расскажите, кто чем занят: «Мама готовит обед». «Папа вешает картину».

«Мальчик помогает папе. Он держит молоток». «Девочка играет. Она кормит куклу». «Бабушка вяжет шарф». «Дедушка читает газету». «Кошка спит».


Потом попросите ребёнка ответить на ваши вопросы: «Что делает мальчик? Что делает папа? Что делает мама? Что делает девочка? Что делает бабушка? Что делает дедушка? Что делает кош­ка?»

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

КТО ЧТО ДЕЛАЛ ВЧЕРА


Цель:употребление глагола в прошедшем времени. Образец:
Неопред, форма что делать? Прошедшее время что делал(а)?
стирать стирал(а)
смотреть смотрел(а)

Методические указания.Сначала взрослый должен проверить, хоро­шо ли ребёнок понимает, что значит «вчера». Он напоминает малышу о том, что тот делал вчера: гулял, куда-то ходил, играл и т. п. Затем переходит к картинкам.

Посмотри на картинки и скажи, что вчера делали мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, кошка, собака.


как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Вчера мама стирала.

Вчера бабушка мыла посуду.



как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Вчера кошка ловила мышку.

Вчера дедушка смотрел телевизор.

ВМЕСТЕ ДЕЛАТЬ ВЕСЕЛЕЙ

Цель:согласование в числе глагола настоящего времени с существи­тельным.

часть речи существ ител ьное глагол
ед. число мальчик девочка пишет пишет
мн. число мальчики девочки пишут пишут

Образец:

Методические указания.Игру начинает взрослый. Он показывает на

картинку и говорит; «Посмотри на картинку. Видишь, кукла сидит.

А что делают куклы? И куклы сидят. А на этой картинке? Собака ест и

собаки ...» Заканчивает фразу ребёнок.

Аналогично взрослый обыгрывает каждую картинку. Окончания глаголов

взрослый произносит чётко и громко.


как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Кукла стоит.

Куклы стоят.



как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Собака ест.

Собаки едят.


как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

Кошки спят.


как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



как зовут тебя, малыш? - student2.ru как зовут тебя, малыш? - student2.ru Девочка ест яблоко.

Девочки едят яблоки.



как зовут тебя, малыш? - student2.ru
как зовут тебя, малыш? - student2.ru

Девочка спит.

Девочки спят.



как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Мальчик рисует.

Мальчики рисуют.



как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Мальчик бежит.

Мальчики бегут.



как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Девочка читает.

Девочки читают.



ПРОВЕРЬ МЕНЯ

Цель:употребление приставочных глаголов, имеющих противоположное значение.

Методические указания.Взрослый показывает картинки и называет дей­ствия, совершаемые на них. Например: «Мальчик приехал, мальчик уехал», «Вошел, вышел». Затем называет действия, а ребенок показывает соответ­ствующую картинку. Далее взрослый говорит: «Ну а сейчас ты проверь меня. Говори, что мальчик делает, а я буду показывать нужную картинку». На следующем этапе игры малыш называет действие, а взрослый по­казывает картинку. Иногда взрослый умышленно ошибается.


как зовут тебя, малыш? - student2.ru
     









как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Девочка воду налила.

Девочка воду вылила.



как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Птичка в клетку влетела.

Птичка из клетки вылетела.



как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Девочка книгу открыла.

Девочка книгу закрыла.



как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Кот на дерево залез.

Кот с дерева слез.



ПОСМОТРИ И НАЗОВИ

Цель:составление предложений с однородными подлежащими, введе­ние в речь обобщающих понятий.

Методические указания.Взрослый произносит начало фразы и за­молкает, а ребёнок перечисляет предметы, изображенные на картинке. Взрослый, произнося обобщающее слово, например, «мебель», одним широким жестом обводит сразу все предметы мебели на картинке. Ребёнок, отвечая на вопросы, тоже каждый раз должен не только показывать конкретные предметы (шкаф, стол, стул и т. д.), но и, делая обобщение, повторить широкий жест, соответствующий слову «мебель».

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

На вешалке висят {куртка, шарф, комбинезон). Это одежда. Каким словом можно назвать эти вещи? (Это одежда).

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

На столе стоят (чайник, чашка, блюдце, ложка). Это посуда. Каким словом можно назвать эти вещи? (Это посуда).


как зовут тебя, малыш? - student2.ru


В комнате стоят {шкаф, стол, стул, диван). Это мебель. Каким словом можно назвать эти вещи? {Это мебель.)

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

По улице едут {машина, автобус, троллейбус). Это транспорт. Каким словом можно назвать машину, автобус, троллейбус? {Транспорт)

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

На полке стоят {мячик, пирамида, машинка, кубики). Это игрушки. Каким словом можно назвать мячик, пирамиду, машинку, кубики? {Игрушки).

ЗАГАДАЙЗАГАДКУ

Цель:составление предложений с однородными определениями. Методические указания.Взрослый зачитывает ребёнку загадки и, если малыш затрудняется ответить, помогает найти отгадки. Придумайте вместе с малышом подобные загадки о предметах, окру­жающих вас в жизни.


как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

Карлсон.

Он толстый, маленький, смешной, с пропеллером.

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

г> Буратино.

Он деревянный, смешной, с длинным носом.

Баба-Яга.

Она злая, страшная, с метлой.

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

Платье.

Оно летнее, красивое, в горошек.




Шарф.

Он теплый, длинный, с бахромой.

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Цель:составление предложений с однородными сказуемыми. Методические указания.Как и во всех играх, сначала взрослый показывает картинки и объясняет ребёнку, что на них нарисовано, а затем предлагает сделать то же самое малышу.


как зовут тебя, малыш? - student2.ru


Утки ныряют, плавают.


как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru


Котёнок играет, ест, спит.


как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru


Мальчик рисует, вырезает, читает.


как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru

как зовут тебя, малыш? - student2.ru



Девочка рисует, читает, бегает, качается.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для пре­одоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: Дет­ство-Пресс, 2001.

Бородин А. М. Методика развития речи детей. М: Просвещение, 1981.

Жукова И. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Просвещение, 1990.

Панаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999.

Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. М: Просвещение, 1984.

Филичева Т. В., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с ил­люстрациями. Екатеринбург: Арго, 1996.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .......................................................................................................................... 3

Выставка игрушек ............................................................................................................. 7

Дай задание игрушкам ..................................................................................................... 8

Кто что нарисовал ............................................................................................. ,........... 12

Доктор Айболит................................................................................................................ 14

Телефон ............................................................................................................................ 15

Кто что ест ..................................................................................................................... 16

Кто чем действует .............................................................................................................. 18

Чего не стало .................................................................................................................... 20

Чего не хватает ................................................................................................................... 21

Что куда ............................................................................................................................ 22

Поручения............................................................................................................................. 24

Где положишь — там возьмёшь ......................................................................................... 26

Поручения............................................................................................................................. 28

Кто куда ......................................................................................................................... 30

Поручения............................................................................................................................. 32

О чём расскажешь? ............................................................................................................ 33

По какой дорожке ............................................................................................................. 34

У кого что.......................................................................................................................... 36

Один и много ..................................................................................................................... 38

Это чьё? ......................................................................................................................... 41

Какие это вещи ............................................................................................................... 44

Две матрёшки........................................................................................................................ 46

Назови ласково .................................................................................................................. 49

Как зовут тебя, малыш? ..................................................................................................... 50

Кто чем занят .................................................................................................................... 52

Кто что делал вчера............................................................................................................. 53

Кто как голос подаёт ......................................................................................................... 55

Вместе делать веселей ..................................................................................................... 56

Проверь меня........................................................................................................................ 58

Посмотри и назови ......................................................................................................... 60

Загадай загадку .................................................................................................................. 62

Кто что делает...................................................................................................................... 63

Список использованной литературы ................................................................................. 64

Наши рекомендации