Качество адаптации система
Проблемы внедрения КИС
Проблема 1. Выбор типа КИС: отечественная или западная.
Проблема 2: Выбор конкретной КИС.
Проблема 3. Выбор подхода к внедрению КИС.
Проблема 4. Получение эффекта от внедрения КИС.
Проблема 1. Выбор типа КИС: отечественная или западная.
Показатели | Отечественные КИС | Западные КИС |
Степень отработки | Отсутствие длительного опыта разработки не позволяет многим отечественным системам конкурировать с западными. | Типовые отработанные решения на основе длительного опыта создания. |
Адаптация к русской специфике (настройка системы) | Достаточно быстрая адаптация к часто изменяющимся условиям российского бизнеса. | Сложная цепь настроек системы вызывает неудобства и трудности для конечного пользователя. Западные КИС создаются как универсальные системы, которые подходят абсолютно любому предприятию. Адаптация заключается только в установлении правильных настроек и написании индивидуальных отчетов. |
Реализация подходов к менеджменту | Реализация интуитивного менеджмента, для которого характерны гибкая и легко перестраиваемая организационная структура, принятие решений зачастую не на основе расчета, а интуиции и импровизации, слабо регламентируемый механизм делегирования полномочий, коллективная форма ответственности. Например, проведение корректировок «задним числом», учет бартерного обмена между предприятиями. | Реализация аналитического менеджмента со строгой регламентацией процедур, высокой исполнительской дисциплиной, отлаженным механизмом принятия и контроля решений |
Внедрение и сопровождение системы | Обучение работе с западными системами осуществляется исключительно с точки зрения узкой специализации: специалисты внедренческих фирм знают, как правило, только отдельные модули. У клиента нет права и возможности непосредственного общения с фирмой-разработчиком. Многими авторами отмечается, что продавцов в России намного больше, чем грамотных специалистов по внедрению. | |
Цена системы | Ниже в 1,5-4 раза, чем западные системы | |
Особенности интерфейса пользователя | Необходимость русификации интерфейса, документации и справочной подсистемы, которые должны быть полными и понятными российскому пользователю. | |
Учет российской специфики | Отражают не только российское законодательство, но и сложившиеся на отечественных предприятиях стиль и методы управления. Например, КИС содержат модули, предназначенные для проведения бухгалтерской отчетности и расчета заработной платы, оперативной поддержке фискальной отчетности и широкой сети региональных представительств. | Значительное отличие западных стандартов управления от российских. Например, в западных системах отражены более широкие зоны ответственности сотрудников. Так, кладовщик может работать с некоторыми видами информации, которые в России используются бухгалтером. |
Выводы:
1. Очевидно, крупная западная компания, имеющая несколько тысяч клиентов по всему миру, не решится из-за десятка российских заказчиков на глубокую переделку своей системы.
2. Известны случаи, когда в корпорации установлены две информационные системы: одна западного производства (ее показывают иностранным инвесторам), а вторая - российского производства, которая реально используется в целях управления.
3. Внедрение западных КИС очень часто обусловлено не экономическими причинами, а директивными указаниями западных головных офисов своим российским филиалам либо совместным предприятиям. Но известны и «обратные случаи», когда западные инвесторы приходят к выводу о необходимости использовать КИС российского производства.
Проблема 2: Выбор конкретной КИС.
При выборе конкретной КИС для внедрения необходимо изучить следующие вопросы.
Репутация фирмы-производителя системы, репутация информационной системы, стаж пребывания фирмы на рынке, число продаж.
Большой стаж пребывания фирмы на рынке не гарантирует высокого качества ИС. Фирмы-новички (их зачастую организуют специалисты, перешедшие из «старых» фирм) пытаются прорваться на рынок, используя новые технологии и снижая цены. Большое число продаж может свидетельствовать о хорошем маркетинге, но не о качестве КИС. Кроме того, большое число продаж вовсе не означает большого числа полноценных, т.е. комплексных, внедрений. В России западные КИС инсталлированы на более чем тысяче предприятий, но комплексно внедрены из них не более 30-50%.
Наличие внедрений системы на родственных предприятиях.
У фирмы могут быть удачные и неудачные отраслевые решения для одной и той же КИС. Появление удачного отраслевого решения обычно обусловлено совместной плодотворной работой специалистов фирмы и предприятия соответствующей отрасли. Возможность ознакомления с опытом успешных внедрений может иметь решающее значение при выборе системы для внедрения.
Качество адаптации система.
Система должна поддерживать не только официальные юридические стандарты и формы выходных документов, но также и фактические стандарты, сложившиеся на предприятии.
Цена системы.
Принимая решение о внедрении, следует помнить, что полный цикл (покупка, непосредственное внедрение, сопровождение на первом этапе) обойдется в 2 - 6 раз дороже, чем стоимость программных средств.