Качество адаптации система

Проблемы внедрения КИС

Проблема 1. Выбор типа КИС: отечественная или западная.

Проблема 2: Выбор конкретной КИС.

Проблема 3. Выбор подхода к внедрению КИС.

Проблема 4. Получение эффекта от внедрения КИС.

Проблема 1. Выбор типа КИС: отечественная или западная.

Показатели Отечественные КИС Западные КИС
Степень отработки Отсутствие длительного опыта разработки не позволяет многим отечественным системам конкурировать с западными. Типовые отработанные решения на основе длительного опыта создания.
Адаптация к русской специфике (настройка системы) Достаточно быстрая адаптация к часто изменяющимся условиям российского бизнеса. Сложная цепь настроек системы вызывает неудобства и трудности для конечного пользователя. Западные КИС создаются как универсальные системы, которые подходят абсолютно любому предприятию. Адаптация заключается только в установлении правильных настроек и написании индивидуальных отчетов.
Реализация подходов к менеджменту Реализация интуитивного менеджмента, для которого характерны гибкая и легко перестраиваемая организационная структура, принятие решений зачастую не на основе расчета, а интуиции и импровизации, слабо регламентируемый механизм делегирования полномочий, коллективная форма ответственности. Например, проведение корректировок «задним числом», учет бартерного обмена между предприятиями. Реализация аналитического менеджмента со строгой регламентацией процедур, высокой исполнительской дисциплиной, отлаженным механизмом принятия и контроля решений
Внедрение и сопровождение системы   Обучение работе с западными системами осуществляется исключительно с точки зрения узкой специализации: специалисты внедренческих фирм знают, как правило, только отдельные модули. У клиента нет права и возможности непосредственного общения с фирмой-разработчиком. Многими авторами отмечается, что продавцов в России намного больше, чем грамотных специалистов по внедрению.
Цена системы Ниже в 1,5-4 раза, чем западные системы  
Особенности интерфейса пользователя   Необходимость русификации интерфейса, документации и справочной подсистемы, которые должны быть полными и понятными российскому пользователю.
Учет российской специфики Отражают не только российское законодательство, но и сложившиеся на отечественных предприятиях стиль и методы управления. Например, КИС содержат модули, предназначенные для проведения бухгалтерской отчетности и расчета заработной платы, оперативной поддержке фискальной отчетности и широкой сети региональных представительств. Значительное отличие западных стандартов управления от российских. Например, в западных системах отражены более широкие зоны ответственности сотрудников. Так, кладовщик может работать с некоторыми видами информации, которые в России используются бухгалтером.

Выводы:

1. Очевидно, крупная западная компания, имеющая несколько тысяч клиентов по всему миру, не решится из-за десятка российских заказчиков на глубокую переделку своей системы.

2. Известны случаи, когда в корпорации установлены две информационные системы: одна западного производства (ее показывают иностранным инвесторам), а вторая - российского производства, которая реально используется в целях управления.

3. Внедрение западных КИС очень часто обусловлено не экономическими причинами, а директивными указаниями западных головных офисов своим российским филиалам либо совместным предприятиям. Но известны и «обратные случаи», когда западные инвесторы приходят к выводу о необходимости использовать КИС российского производства.

Проблема 2: Выбор конкретной КИС.

При выборе конкретной КИС для внедрения необходимо изучить следующие вопросы.

Репутация фирмы-производителя системы, репутация информационной системы, стаж пребывания фирмы на рынке, число продаж.

Большой стаж пребывания фирмы на рынке не гарантирует высокого качества ИС. Фирмы-новички (их зачастую организуют специалисты, перешедшие из «старых» фирм) пытаются прорваться на рынок, используя новые технологии и снижая цены. Большое число продаж может свидетельствовать о хорошем маркетинге, но не о качестве КИС. Кроме того, большое число продаж вовсе не означает большого числа полноценных, т.е. комплексных, внедрений. В России западные КИС инсталлированы на более чем тысяче предприятий, но комплексно внедрены из них не более 30-50%.

Наличие внедрений системы на родственных предприятиях.

У фирмы могут быть удачные и неудачные отраслевые решения для одной и той же КИС. Появление удачного отраслевого решения обычно обусловлено совместной плодотворной работой специалистов фирмы и предприятия соответствующей отрасли. Возможность ознакомления с опытом успешных внедрений может иметь решающее значение при выборе системы для внедрения.

Качество адаптации система.

Система должна поддерживать не только официальные юридические стандарты и формы выходных документов, но также и фактические стандарты, сложившиеся на предприятии.

Цена системы.

Принимая решение о внедрении, следует помнить, что полный цикл (покупка, непосредственное внедрение, сопровождение на первом этапе) обойдется в 2 - 6 раз дороже, чем стоимость программных средств.

Наши рекомендации