Где положишь - там возьмешь

Цель:употребление предлогов на и с.

Методические указания.Игра проводится в два этапа.

I этап.Знакомство с предлогом «на».

Взрослый задаёт ребёнку только вопросы № 1 и № 2, показывая при этом сначала картинку а, а потом б.

II этап.Знакомство с предлогом с {со).

Взрослый задает ребенку только вопросы № 2 и № 3, показывая при этом картинки в обратной последовательности: сначала б, а потом а.

Посмотри на картинки и ответь на вопросы.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru


1.

a
Мальчик положил книгу на стол. Куда мальчик положил кни­гу? (На стол.)

2. Где лежит книга? (Книга лежит на столе.)

3. Мальчик взял книгу со стола. Откуда мальчик взял книгу?

(Со стола.)


б
где положишь - там возьмешь - student2.ru


а
где положишь - там возьмешь - student2.ru



1. Мальчик положил яблоко на тарелку. Куда мальчик положил
яблоко? (На тарелку.)

2. Где лежит яблоко? (Яблоко лежит на тарелке?)

3. Мальчик взял яблоко с тарелки. Откуда мальчик взял яблоко?

(С тарелки?}


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

а
где положишь - там возьмешь - student2.ru


1. Мальчик сел на скамейку. Куда сел мальчик? {На скамейку)

2. Где сидит мальчик? {Мальчик сидит на скамейке.)

3. Мальчик встал со скамейки. Откуда встал мальчик? (Со
скамейки.)


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

1. Мальчик повесил куртку на вешалку. Куда мальчик повесил
куртку? {На вешалку.)

2. Где висит куртка? {Куртка висит на вешалке.)

3. Мальчик снял куртку с вешалки. Откуда мальчик снял курт­
ку? (С вешалки.)


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru


1.

б
а
Мальчик повесил картину на стену. Куда мальчик повесил
картину? {На стену.)

2. Где висит картина? {Картина висит на стене.)

3. Мальчик снял картину со стены. Откуда мальчик снял карти­
ну? {Со стены.)

ПОРУЧЕНИЯ

Цель:усвоение предлогов наи с(со) в процессе активной деятельности. Методические указания.Эта игра проводится не по картинкам, а с окружающими предметами (игрушками).

Взрослый даёт ребёнку поручения и в момент, когда малыш их выполня­ет, задаёт вопросы.

Для практического усвоения предлога на поручения могут быть, напри­мер, такие:


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

Поставь лейку на окно.

Куда ты ставишь лейку? (На окно.)

Где стоит лейка? (Лейка стоит на окне.)

Положи газету на стол.

Куда ты кладешь газету? (На стол.)

Где лежит газета? (Газета лежит на столе.)

Посади зайчика на стул.

Куда ты сажаешь зайчика? (На стул.)

Где сидит зайчик? (Зайчик сидит на стуле.)

Положи куклу на кровать.

Куда ты кладешь куклу? (На кровать.)

Где лежит кукла? (Кукла лежит на кровати.)

Поставь книгу на полку.

Куда ты ставишь книгу? (На полку.)

Где стоит книга? (Книга стоит на полке.)

Для практического усвоения предлога с (со) поручения могут быть сле­дующими:


где положишь - там возьмешь - student2.ru

Где лежит мяч? (Мяч лежит на полу.)

Подними мяч с пола. Откуда ты поднимаешь мяч?

(С пола.)



где положишь - там возьмешь - student2.ru Где висит шарф? (Шарф висит на вешалке.)

Сними шарф с вешалки. Откуда ты снимаешь шарф? (С вешалки.)

где положишь - там возьмешь - student2.ru

Где стоит чашка? (Чашка стоит на столе.)

Возьми чашку со стола.

Откуда ты берешь чашку? (Со стола.)

где положишь - там возьмешь - student2.ru где положишь - там возьмешь - student2.ru Где стоят тапочки? (Тапочки стоят на коврике.)

 

Убери тапочки с коврика.

Откуда ты убираешь тапочки? (С коврика.)

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru Где лежит подушка? (Подушка лежит на кровати.)

Возьми подушку с кровати.

Откуда ты берёшь подушку? (С кровати.)

Внимание! Употребляйте предлоги правильно:
из дома с крыши

из школы со двора

из подворотни с занятий

из кино с поезда



КТО КУДА

Цель:употребление предлогов к и от, употребление предлога около. . Методические указания.Игра проводится в два этапа.

I этап.Знакомство с предлогами к и около.

Взрослый задаёт ребёнку вопросы № 1 и № 2, показывая при этом сначала картинку а, а потом б.

II этап.Знакомство с предлогом от.

Взрослый задаёт ребёнку вопросы № 2 и № 3, показывая при этом картин­ки в обратной последовательности: сначала б, а потом а.

'у*

Посмотри на картинки и ответь на вопросы.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru


1. Девочка подошла к маме. К кому подошла девочка? {К маме.)

2. Девочка стоит около мамы. Около кого стоит девочка? {Око­
ло мамы.)

3. Девочка отошла от мамы. От кого отошла девочка? {От мамы.)


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru


1. Девочка подошла к собаке. К кому подошла девочка? {К собаке.)

2. Девочка стоит около собаки. Около кого стоит девочка?
{Около собаки.)

3. Девочка отошла от собаки. От кого отошла девочка? {От собаки.)

где положишь - там возьмешь - student2.ru


1. Мальчик подошел к дому. К чему подошел мальчик? {Кдому.)

2. Мальчик стоит около дома. Около чего стоит мальчик? (Око­
ло дома.)

3. Мальчик отошел от дома. От чего отошел мальчик? (От дома.)


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru


1. Машина подъехала к светофору. К чему подъехала машина?
(К светофору.)

2. Машина стоит около светофора. Около чего стоит машина?
(Около светофора.)

3. Машина отъехала от светофора. От чего отъехала машина? (От светофора.)


 

ПОРУЧЕНИЯ

Цель:усвоение предлогов к, от и около в процессе активной деятельности. Методические указания,Эта игра проводится не по картинкам, а в реальной обстановке дома или на детской площадке. Поручения могут быть такими:

Подойди к окну. К чему ты подошёл? (К окну.)

 

1 Около чего ты стоишь? (Около окна.)

Отойди от окна. От чего ты отошёл? (От окна.)

 

Подбеги к песочнице. К чему ты подбежал? (К песочнице.)

2 Около чего ты стоишь? (Около песочницы.)

Отбеги от песочницы. От чего ты отбежал? (От песочницы.)

Подвези машинку к скамейке.

3 К чему ты подвёз машин­ку? (К скамейке.)

Около чего стоит машинка? (Около скамейки.)

Отвези машинку от скамейки.

От чего ты отвёз машин­ку? (От скамейки.)

Подойди к столу. К чему ты подошёл? (К столу.)

4 Около чего ты стоишь? (Около стола.)

Отойди от стола. От чего ты отошёл? (От стола.)

Подойди к бабушке. К кому ты подошёл? (К бабушке.)

5 Около кого ты стоишь? (Около бабушки.)

Отойди от бабушки. От кого ты отошёл? (От бабушки.)

О ЧЁМ РАССКАЖЕШЬ?

Цель:употребление существительного в предложном падеже, употреб-
ление предлога о.

Образец:


И. п. что? П. п. о чём?
шар о шаре «
яблоко о яблоке

 
  где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru


 
  где положишь - там возьмешь - student2.ru

Методические указания.Взрослый даёт образец рассказа: «Я расска­жу о мяче. Мяч круглый. А о чём ты расскажешь?» Далее взрослый и ребёнок чередуют свои рассказы. Рисунки можно раскрасить, с тем чтобы использовать цвет в описании предмета.

       
  где положишь - там возьмешь - student2.ru   где положишь - там возьмешь - student2.ru
 

Посмотри на картинки и выбери предмет, о котором ты хочешь рассказать.

ПО КАКОЙ ДОРОЖКЕ

Цель:употребление предлога по.

Методические указания.Взрослый показывает на картинку и дает об­разец ответа. При этом он голосом выделяет предлог.

Посмотри на картинки и расскажи, кто по чему идет.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

о

о _ о

где положишь - там возьмешь - student2.ru ^^^

Мальчик идет по тропинке.

Кошка идет по забору.



где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Девочка идет по ковру.

Клоун идет по канату (верёвке).

Посмотри на картинки и расскажи, кто по чему едет, летит, плывёт.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Машина едет по дороге.

Поезд едет по мосту.



где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Самолёт летит по небу.

Корабль плывет по воде (по реке, по морю).



где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Лодка плывёт по озеру (реке).

Девочка идёт по пляжу.



где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Мальчик поднимается по лестнице.

Дети идут по улице (городу).

У КОГО ЧТО

Цель: употребление предлога у.

Методические указания. Взрослый показывает ребёнку картинку и

даёт образец ответа.

Посмотри на картинки и отгадай загадки:


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

У кого красный гребешок? (У петуха.)

У кого рога? (У коровы.)


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

У кого длинные уши? (У зайца.)

где положишь - там возьмешь - student2.ru

У кого платочек? (У матрёшки.)

У кого рыжая шубка и пушистый хвост? (У лисы.)

где положишь - там возьмешь - student2.ru

У кого мягкие лапки, а в лапках цап-царапки? (У кошки.)



где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

У кого кукла? (У девочки.)

У кого книга? (У Буратино.)

где положишь - там возьмешь - student2.ru

У кого карандаш? (У мальчика.)

где положишь - там возьмешь - student2.ru

У кого большая шляпа? (У Незнайки.)

::.V:'rfJ 4>'*\.

Один и много

Цель:образование множественного числа существительного. Методические указания.Взрослый произносит фразы, а малыш пока­зывает соответствующие картинки, например: «Это мяч, а это мячи». Следует чётко произносить окончания существительных во множествен­ном числе, выделяя голосом ударный слог.

Обыгрывая следующую пару картинок, взрослый нарочно не заканчивает фразу, давая ребёнку возможность вставить нужное слово. Играя первый раз, взрослый делает паузу лишь там, где стоит многото­чие. При повторении игры предложите малышу самому закончить все фразы.

Я буду называть предметы, а ты их показывай. Если я замолчу, подскажи мне нужное словечко.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Это мяч.

а это ... {мячи).



где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

С



где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Это слон.

а это ... {слоны).


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

а это ... {столы).


 

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru


 





 

 

 

 




где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Это стул,

а это ... (стулья).



где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Это платье,

а это ... (платья).



где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Это яблоко,

а это ... (яблоки).




Некоторые существительные имеют в единствен­ном и множественном числе одинаковую форму:

Ед. ч. Мн. ч.
(одно) пальто (одно) кафе (много) пальто (много) кафе

ЭТОЧЬЁ?

Цель:определение рода существительного, употребление местоимений «мой», «моя», «моё».

Образец:


женский род (моя) кукла
мужской род (мой) пистолет
средний род (моё) одеяло
множ. число (мои) кукла, пистолет

Методические указания-Начинает игру взрослый. Он показывает картинки и чётко произносит предлагаемый ниже текст. Затем он про­сит ребёнка называть вещи с соответствующим местоимением и пока­зывает на картинки.

Это брат и сестра: Ваня и Таня, а это их вещи.

Послушай, как Таня говорит про свои вещи: «Это мой бантик.

Это моя кукла ...»


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru
где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

мой бантик

мое платье

где положишь - там возьмешь - student2.ru

мои бусы

моё ведро

MO5I кукла



Послушай, как Ваня говорит про свои вещи: «Это мой бара­бан. Это мой самолет ... ».


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru
где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

мои барабан

моя рубашка

моё ружьё

мой самолет

моя машина




мои штаны

Запомните род следующих существительных:

мои кофе (м. р.),
моя мозоль (ж. р.),
мой шампунь (м- Р-),
мой тюль (м. р.),
моё повидло (ср. р.)

Таня и Ваня перепутали вещи.

Помоги Тане найти свои игрушки и одежду. Как Таня их назы­вает? «Моя кукла, мой ... ».

А теперь помоги Ване отыскать его вещи. Как Ваня про них скажет?


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



КАКИЕ ЭТО ВЕЩИ

Цель:согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Методические указания.Вначале следует рассказ взрослого, затем — ребенка. Взрослый должен очень чётко произносить окончания слов. В случае необходимости ребёнка нужно поправить.

Давай расскажем про эти вещи. Сначала расскажу я, а ты послу­шаешь. А потом расскажешь ты, а слушать буду я.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



тёплый шарф

теплая шапка

тёплое платье

тёплые носки

Это тёплая одежда: тёплый шарф, тёплая кофта, тёплое платье,

тёплые носки.

Теперь твоя очередь — повтори.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



сладкий апельсин

сладкая груша

сладкое яблоко

сладкая вишня

Это сладкие фрукты: сладкий апельсин, сладкая груша, сладкое яблоко, сладкая вишня.


где положишь - там возьмешь - student2.ru
где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

круглый шарик

круглая тарелка

круглое колесо

круглые очки

Это круглые предметы: круглый шарик, круглая тарелка, круглое


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

маленький домик

где положишь - там возьмешь - student2.ru

маленький грибочек

маленькая собачка

маленький ребёночек

Это маленькие предметы: маленький домик, маленький грибо­чек, маленькая собачка, маленький ребёночек.

Нарисуй свою любимую игрушку. Расскажи, какая она (боль­шая, маленькая, красивая, весёлая).

где положишь - там возьмешь - student2.ru

ДВЕ МАТРЁШКИ

Цель:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-ичк- пуговичка
-очк- булочка
-ечк- книжечка
-ик- столик
-ек- листочек
-ок- пирожок

Образец:

Вот две сестрички. Большую зовут Матрёшка, а маленькую — Матрёшечка.

А это их вещи. Надо дать названия этим вещам, чтобы сестры узнали, как они правильно называются, и никогда их не путали.




где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Матрёшка

Матрёшечка



где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru


У Матрёшки платок, а у Матрёшечки — платочек.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru


У Матрёшки кофта, а у Матрёшечки кофточка.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru


У Матрёшки юбка, а у Матрёшечки юбочка.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru


У Матрёшки тапки, а у Матрёшечки тапочки.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru


У Матрёшки тарелка, а у Матрёшечки тарелочка.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



У Матрёшки чашка, а у Матрёшечки чашечка.






где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

НАЗОВИЛАСКОВО

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-.

Методические указания.Первое ласковое имя произносит взрослый. К следующим именам уменьшительную форму подбирает сам ребенок, ориентируясь на данный ему образец.


где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Ваня — ... (Ванечка)

Таня — ... (Танечка)


где положишь - там возьмешь - student2.ru

Ира — ... (Ирочка)

где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru

Вова — ... (Вовочка)

Катя — ... (Катенъка)

Саша — ... (Сашенька)



где положишь - там возьмешь - student2.ru

где положишь - там возьмешь - student2.ru



Маша— ... (Машенька)

Миша — ... (Мишенька)



Внимание! Зоя — Зоенька, Марфа — Марфенька

Наши рекомендации