Этапы коррекционнои работы с безречевыми детьми
Кириллова Е В.
Кандидат педагогических наук,
старший логопед детского психоневрологического санатория № 65,
г Москва
Мы намеренно употребляем этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения», т. к. выработка условных связей на слова значительно затруднена.
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией анартрией (тяжелой степенью дизартрии) ранним детским аутизмом интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же является общим для всех детей? Отсутствие мотивации к общению неумение ориентироваться в пространстве, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Часто, логопедическая работа проводится без учета нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому не только является панацеей, а может даже навредить. Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает материал активно. Поэтому необходимо создавать ситуации для развития речи а не просто повторять заученный материал.
Даже опытные логопеды, обследуя безречевого ребенка, не всегда могут с точностью назвать речевой диагноз Действительно, трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления
Поэтому, на начальных этапах коррекционной работы дополнительно проводится динамическое наблюдение за безречевыми детьми в игровой и бытовой деятельности. Уточняется состояние слуха для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и с преимущественным нарушением восприятия Выявляется степень владения практическими навыками самообслуживание бытовые действия, предметно-практическая деятельность Многое зависит от того, как ребенок вступает в контакт есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли ребенок развернуть игру включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.
В коррекционную работу с ребенком необходимо включать родителей, сообщать им о результатах обследования ближайших и отдаленных целях коррекции. На наш взляд, с родителями должна проводиться предварительная работа по разъяснению значимости развития личностных качеств- доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Это необходимо не только из этических соображений но и способствует вовлечению родителей в работу. Родители не должны доделывать или дублировать работу логопеда. Их основной задачей является создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения.
Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на помощь со стороны родителей не приходится Что же делать в этом случае? Необходимо выбирать организационные формы работы, основанные полностью на внесемейных методах коррекции. Решение этих задач должно осуществляться в ходе воспитательских занятий и на протяжении всего дня пребывания ребенка в учреждении Дети вовлекаются в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах на прогулке для того, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение
В основу предлагаемой программы положен принцип комплексного подхода предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безречевым детям. Суть программы состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохранный потенциал безречевого ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки. Педагогический эффект программы заключается в деятельностном подходе во включении безречевых детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени социального опосредования.
Существуют определённые условия которые, на наш взгляд в большей степени могут обеспечить проективность данной программы
• единая принципиальная схема обучения для всех безречевых детей на начальных этапах и индивидуальный подход,
• представление планируемых результатов коррекционного воздействия.
• наблюдение за текущим состоянием, уточнение речевого диагноза и ориентирование на тенденцию ближайшего развития каждого ребенка
В рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач, т.е. занятия носят интегративный характер.
Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования общения. Важным является «закладка фундамента» предпосылок общения.
На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений нарядно-действенного мышления. Они являются базой для формирования общения Разнообразные приемы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в условия реального общения.
Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:
• Развитие слухового восприятия
• Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
• Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
• Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза.
• Развитие сенсорно перцептивной деятельности.
• Развитие функции голоса и дыхания.
• Развитие чувства ритма.
• Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей.