Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике
□Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать ее картинки, а другой малыш, наоборот, не может находиться в покое ни минуты, поэтому нельзя сказать точно, сколько времени нужно потратить на занятие. Продолжительность занятий определяется индивидуально для каждого ребёнка и зависит от степени утомляемости малыша.Для ребёнка каждой возрастной группы продолжительность занятия может быть определена лишь ориентировочно: для детей 2-3-х лет — 5-10 минут, для детей 3-4-х лет — 8-15 минут.
Обстановка во время игры-занятия должна быть живой, непринужденной. Занимаясь с малышом, делайте перерывы, как только заметите, что он утомился. Помните, что занятия, пусть даже игровые, для ребёнка — нелегкий труд. П Если ваш юный ученик с легкостью выполняет предложенное ему задание, переходите к следующему. Если ребёнок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным не имеет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите его на время и вернитесь к заданию в другой раз на «свежую голову». Если видите, что малыш устал и утратил интерес к игре, не пытайтесь сразу же добиться результата. Ребёнок до школьного возраста запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Ни в коем случае не подменяйте игры на простое заучивание с ребёнком грамматических форм слов — это не принесет нужного результата, а лишь отобьет желание ребёнка работать с книгой.
Если вдруг получится так, что какая-либо игра с малышом уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложите ребёнку не роль ученика, а роль учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу правильно говорить. А вы, наблюдая за уроком, лишь иногда ненавязчиво подскажите нужное слово. И самое главное — как можно чаще хвалите малыша, даже за небольшие успехи.
Помните: Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.
Желаем успехов вам и вашему малышу Пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой.
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК
Цель:употребление существительного в именительном падеже, использование указательных слов и местоимений.
Образец:
И. п. кто? что? | мишка | ед. ч. |
мячик | ||
кубики | мн. ч. |
Методические указания.Покажите ребёнку игрушки на картинке и чётко их назовите: «Вот мишка. Вот кубики» и т. д. Затем попросите ребёнка показывать игрушки и называть их. Эту игру повторяют несколько раз. При этом указательные слова и местоимения можно менять: вот, это, тут, там и др.
Расскажи и покажи, какие игрушки стоят на полках: «Вот зайка», «Вот мишка», «Вот мяч», «Вот пирамида» и т. д.
ДАЙ ЗАДАНИЕ ИГРУШКАМ
неопред, форма | повелит, наклон. |
спать | спи! |
читать | читай! |
Цель:употребление глагола в повелительном наклонении. Образец:
Методические указания-Взрослый показывает на картинку и говорит: «Мишка хочет спать. Что мишка хочет?» Ребенок отвечает: «Спать». Взрослый просит: «Скажи ему: 'Мишка, спи!"» Малыш повторяет фразу: «Мишка, спи». Взрослый продолжает игру, указывая на вторую картинку: «Чш! — подносит к губам палец. — Мишка спит. Что мишка делает?» Ребенок: «...спит». Аналогично обыгрывается каждая следующая пара картинок.
Мишка хочет ... (спать). Мишка, спи!
Чш! Мишка ... (спит).
Самолёт хочет ... (летать). Самолёт, лети!
У-у-у. Самолёт ... (летит).
Петрушка хочет ... {играть). Петрушка, играй!
Тра-та-та. Петрушка ... {играет).
Матрёшка хочет ... {танцевать). Матрёшка, танцуй!
Ля-ля-ля. Матрёшка ... {танцует).
Карандаш хочет ... {рисовать). Карандаш, рисуй!
Смотри, Карандаш ... (рисует).
Буратино хочет ... (читать). Буратино, читай!
Смотри, Буратино ... (читает).
Собачка хочет ... (есть). Собачка, ешь!
Ам, ам! Собачка ... (ест).
Кукла хочет ... (пить). Кукла, пей!
Смотри! Кукла ... {пьет).
Петушок хочет ... (петь). Петушок пой!
Ку-ка-ре-ку. Петушок ... (поет).
Незнайка хочет ... (бежать). Незнайка, беги!
Смотри, Незнайка ... (бежит).
Произнося незаконченную фразу, нужно к концу повысить голос. По вашей интонации ребёнок должен понять, что ему нужно закончить предложение.
КТО ЧТО НАРИСОВАЛ
И. п. кто? что? | В. п. кого? что? |
бабочка | бабочку |
машина | машину |
Цель:употребление существительного в винительном падеже. Образец:
Методические указания.Взрослый задает ребёнку вопрос: «Что нарисовал мальчик?» Затем дает образец ответа: «Мальчик нарисовал ёлочку». Потом задает следую1 \\а(л вопрос, на который должен ответить ребенок.
Каждому слову в фразе нужно дать зрительное подкрепление. Так, произнося «мальчик», следует показать на мальчика, говоря «нарисовал» — на карандаш, а заканчивая предложение словом «ёлочку» — указать на соответствующий рисунок.
Расскажи и покажи, что нарисовал мальчик, а что нарисовала девочка.
А теперь сам нарисуй то, что хочешь. Расскажи, что ты сейчас нарисовал.
ДОКТОР АЙБОЛИТ
Цель:употребление существительного в винительном падеже.
Методические указания.Задавая ребёнку вопрос, взрослый одновре
менно указывает на какого-либо пациента. В первый раз, чтобы дать
речевой образец ответа, взрослый сам отвечает на поставленный вопрос,
например: «Доктор лечит лису». V
Можно усложнить задание, предложив малышу ответить, что пришел лечить каждый из зверей.
Кого лечит доктор Айболит?
ТЕЛЕФОН
Цель:употребление существительного в дательном падеже. Образец:
И. п. | Кто? | Волк, Баба-Яга |
Д. п. | Я звоню кому? | Волку, Бабе-Яге |
Методические указания.Взрослый спрашивает ребёнка: «Кому ты звонишь?» Отвечая, ребенок должен сначала указать на телефон, затем провести указательным пальцем по проводу до картинки с тем сказочным героем, который назван, например: «Я звоню мишке».
Занимаясь с ребёнком, будьте внимательны к своей речи. Обращайте внимание на грамматическую правильность слов, их произношение и ударение.
Звонить
Я звоню Ты звонишь Он, она звонит Пример: Ты мне позвонишь? |
Мы звоним
Вы звоните
Они звонят
КТО ЧТО ЕСТ
Цель:употребление существительных в дательном и винительном падежах.
Образец:
И. п. кто? что? | Д. п. кому? | В. п. что? |
заяц | зайцу | |
морковка | морковку |
Методические указания.Назовите животное и то, что он ест, при этом указывайте на соответствующие картинки.
Когда ребёнок хорошо усвоит это упражнение, закройте листком бумаги или просто ладонью второй столбик картинок. Составляя фразу, малыш должен будет вспомнить, что любит то или иное животное. Если ребёнок забыл, покажите ему ответ.
Посмотри на картинки, и ты узнаешь, кто что ест. Угости каждое животное его любимой едой. Говори так: Зайке дам морковку. Собаке дам косточку. Мышке дам сыр. Кошке дам рыбку. Курочке дам зёрнышки.
Нарисуй то что любишь есть.
17
КТО ЧЕМ ДЕЙСТВУЕТ
Цель:употребление существительных в творительном падеже. Образец:
И. п. что? | Т. п. чем? |
ложка | ложкой |
карандаш | карандашом |
Методические указания.С детьми младшего возраста проводите игру так. Спросите: «Что мальчик делает?» Ребенок должен ответить: «Мальчик ест». — «Чем мальчик ест?» — «Ложкой» и т. п.
Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, взрослый показывает на картинку и говорит: «Мальчик ест кашу...» и замолкает, а ребенок, посмотрев на картинку, продолжает: «ложкой». В следующий раз попросите ребенка произнести всю фразу целиком. Объясняйте малышу, что нарисовано на картинке, например: «Это девочка. Она копает ямку. Она копает ямку лопатой». Спросите: «Что девочка делает?» Ребенок должен ответить: «Девочка копает». — «Чем она копает?» — «Лопатой».
Мальчик ест ложкой.
Девочка причёсывается расчёской.
Папа пилит пилой.
Мальчик ловит рыбу удочкой.
Девочка копает лопатой.
Мама гладит утюгом.
Девочка рисует карандашом.
Посмотри на картинки и скажи, кто чем работает.
Старайтесь постепенно приучать ребенка отвечать на вопросы полной фразой («Девочка копает ямку лопатой»).
ЧЕГО НЕ СТАЛО
Цель:употребление существительного в родительном падеже. Образец:
И. п. что? | Р. п. чего? |
виноград | винограда |
банан | банана |
груша | груши |
Методические указания.Взрослый просит ребёнка показать и назвать нарисованные фрукты, затем закрывает рукой один из фруктов и спрашивает: «Что съела обезьянка? Чего здесь нет?» И сам отвечает, например: «Нет яблока». Затем взрослый прячет другую картинку, повторяя свой вопрос. На этот раз должен ответить ребёнок. Малыш может сам закрывать ладошкой картинки, говоря: «Нет банана», «Нет груши» и т. д. Взрослый может закрыть сразу все картинки и попросить ребёнка сказать, чего не стало. Если ребёнок забыл назвать какой-либо фрукт, взрослый открывает картинку.
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ
Цель:употребление существительного в родительном падеже. Методические указания.Покажите ребёнку картинку, спросите: «Что это?» Затем задайте вопрос: «Чего не хватает у бабочки?» Ребёнок отвечает: «У бабочки не хватает крыла».
ЧТО КУДА
Цель:употребление предлогов в и из. Методические указания.Игра проводится в два этапа.
I этап.Знакомство с предлогом в.
Взрослый задает ребенку только вопросы № 1 и № 2, показывая при этом сначала картинку а, а потом б.
II этап.Знакомство с предлогом «из».
Взрослый задает ребенку только вопросы № 2 и № 3, показывая при этом картинки в обратной последовательности: сначала б, а потом а.
Посмотри на картинки и ответь на вопросы.
1. Девочка положила мяч в коробку. Куда девочка положила
мяч? {В коробку.)
2. Где лежит мяч? {Мяч лежит в коробке.)
3. Девочка вынула мяч из коробки. Откуда девочка вынула мяч?{Из коробки.)
1. Девочка положила ложку в чашку. Куда девочка положила
ложку? {В чашку.)
2. Где лежит ложка? {Ложка лежит в чашке.)
3. Девочка вынула ложку из чашки. Откуда девочка вынула ложку? {Из чашки.)
1. Девочка поставила цветы в вазу. Куда девочка поставила цве
ты? (В вазу.)
2. Где стоят цветы? (Цветы стоят в вазе.)
3. Девочка вынула цветы из вазы. Откуда девочка вынула цве
ты? (Из вазы.)
1. Девочка вошла в домик. Куда вошла девочка? (В домик.)
2. Где сидит девочка? (Девочка сидит в домике.)
3. Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка? (Из домика)
1. Девочка убрала мишку в шкаф. Куда девочка убрала мишку?
(В шкаф.)
2. Где сидит мишка? (Мишка сидит в шкафу.)
3. Девочка достала мишку из шкафа. Откуда девочка достала
мишку? (Из шкафа.)
ПОРУЧЕНИЯ
Цель:усвоение предлогов в и изв процессе активной деятельности. Методические указания:Эта игра проводится не по картинкам, а с окружающими предметами (игрушками).
Взрослый дает ребенку поручения и в момент, когда малыш их выполняет, задает вопросы.
Для практического усвоения предлога в поручения могут быть, например, такие:
1. Положи кубики в коробку.
Куда ты кладешь кубики? (В коробку.)
Где лежат кубики? (Кубики лежат в коробке.)
2.Положи ключи в сумку.
Куда ты кладешь ключи? (В сумку.)
Где лежат ключи? (Ключи лежат в сумке.)
3.Положи игрушки в шкаф.
Куда ты кладёшь игрушки? (В шкаф.)
Где лежат игрушки? (Игрушки лежат в шкафу.)
4.Убери карандаши в коробку.
Куда ты убираешь карандаши? (В коробку.)
Где лежат карандаши? (Карандаши лежат в коробке.)
5.Поставь посуду на стол.
Куда ты ставишь посуду? (На стол.)
Где стоит посуда? (Посуда стоит на столе.)
Для практического усвоения предлога из поручения могут быть следующие:
1.Где лежит совок? (Совок лежит в ведре.) Вынь совок из ведра.
Откуда ты вынимаешь совок? (Из ведра.)
2.Где висит куртка? (Куртка висит в шкафу.)
Достань куртку из шкафа. s
Откуда ты достаешь куртку? (Из шкафа.)
3.Где лежит печенье? (Печенье лежит в пакете.)
Возьми печенье из пакета.
Откуда ты берёшь печенье? (Из пакета.)
4.Где лежит платок? (Платок лежит в кармане.)
Достань платок из кармана.
Откуда ты достаёшь платок? (Из кармана.)
5.Где лежит мороженое? (Мороженое лежит в олодильнике.)
Достань мороженое из холодильника.
Откуда ты достаёшь мороженое? (Из холодильника.)
В русском языке в настоящем времени употребляется только глагол класть
Я кладу Мы кладем
Ты кладешь Вы кладете
Он (она) кладет - Они кладут
В прошедшем и будущем времени употребляется глагол положить,который без приставки не существует:
Прошедшее время
Я, ты, он, она положил(а)
Мы, вы, они положили
Будущее время Я положу
Ты положишь Мы положим Вы положите Они положут