Приемы постановки согласных звуков при ринолалии

Звук Приемы постановки звука
[ф] Постановка звука осуществляется на длительном правильном выдохе, при котором верхние зубы касаются нижней губы.
[п] 1. Похлопывание губами во время дутья. 2. «Поплевывание» сначала с высунутым языком, затем — только губами. 3. При недостаточном нёбно-глоточном смыкании для уменьшения утечки воздуха «поплевыванию» учат при зажатых пальцами крыльях носа. Затем упражнение выполняется с открытыми крыльями носа
[т] 1. Межзубный [т] можно называть «поплевыванием » при положении губ в улыбке и слегка высунутом кончике языка. 2. От [п]. Положение языка: распластанное на нижней губе. Произнести слоги «па-па-па». 3. От [с]. Произносить звук [с] ритмично, смыкая и размыкая резцы, закусывающие язык

На этапе автоматизации звуков при ринолалии Г.В. Чиркина, А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова выделяют ряд особенностей:

§ допускается автоматизация звуков-аналогов;

§ предпочтителен выбор звукосочетаний, где поставленный согласный произносится не в прямом открытом слоге, а в интервокальной позиции;

§ координация фонации, дыхания, артикуляции автоматизируемых согласных;

§ ранний переход от автоматизации на уровне звуков, слов к автоматизации на уровне фразы;

§ отработка новых артикуляционных навыков не на произнесении стабильного речевого материала, а на материале, максимально приближенном к разговорной речи.

Параллельно с коррекцией звукопроизношения у детей с расщелинами нёба идет работа по формированию навыков правильного голосоведения и выполнению фонопедических упражнений для исправления недостатков голоса.

Семинарское занятие №14

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

План

1. Особенности звукопроизношения у детей с дизартрией.

2. Специфика постановки звуков при дизартрии.

Методические указания и дополнительный материал

Цель работы над темой — изучение особенностей звукопроизношения и специфики работы над постановкой звуков при дизартрии.

Ответ по первому пункту плана начните с определения дизартрии как нарушения произносительной стороны речи, обусловленного недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

По локализации очага поражения центрального отдела речедвигательного анализатора различают корковую, экстрапирамидную, бульбарную, псевдобульбарную, мозжечковую формы дизартрии.

Наиболее распространенной формой дизартрии является псевдобулъбарная. Эта форма проявляется в центральных параличах и парезах артикуляционной и фонационной мускулатуры. В силу измененного мышечного тонуса и паретичности подвижность артикуляционных мышц резко ограничена, что приводит к нарушению произношения как согласных, так и гласных звуков. Все звуки произносятся с носовым оттенком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается слабо. Е.М. Мастюкова указывает, что особенностью псевдобульбарной дизартрии является наличие синкинезий. Характерно отсутствие произвольных движений при сохранности рефлекторных, автоматических.

При корковой дизартрии наблюдается избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (чаще всего — языка), что приводит к ограничению наиболее тонких изолированных движений кончика языка вверх, в результате чего нарушается произношение переднеязычных звуков.

При бульварной дизартрии отмечаются диффузные периферические параличи речевой мускулатуры. Особенностями нарушения звукопроизношения при этой форме являются грубое искажение произношения всех губных звуков; приближение смычных согласных к щелевым, а гласных — к нейтральному звуку; оглушение звонких согласных.

Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, которые зависят от:

§ резких перепадов мышечного тонуса в речевой мускулатуре;

§ наличия насильственных движений (гиперкинезов);

§ нарушения эмоционально-двигательной иннервации.

Для мозжечковой дизартрии характерна асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь при этой форме замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией и затуханием голоса к концу фразы. Отмечается трудность воспроизведения и удержания артикуляционных укладов. В фонетическом отношении страдает произношение тех звуков, для которых требуются достаточная четкость и дифференцированность артикуляционных движений (переднеязычные звуки), а также достаточная мышечная сила (взрывные звуки).

При подготовке ответа на второй вопрос используйте работы Г.В. Чиркиной, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Е.Н. Винарской, Е.Ф. Соботович, К.А. Семеновой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой. Начните ответ с формулировки основных задач по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией:

1. развитие моторики артикуляционного аппарата;

2. формирование навыков правильного произношения и различения звуков;

3. преодоление затруднений, связанных с произношением слов со сложной слоговой структурой.

Работу над произношением традиционно начинают с подготовительного этапа, который включает в себя:

§ массаж;

§ использование непроизвольных движений;

§ пассивную, пассивно-активную, активную артикуляционную гимнастику, дыхательные и голосовые упражнения;

§ формирование фонематических представлений.

Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (В.А. Ковшиков, И.В. Блыскина).

При гипертонусе, спастичности мускулатуры проводится расслабляющий массаж поверхностными, поглаживающими движениями кончиков пальцев в медленном темпе. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мускулатуры рук. Затем осуществляется расслабляющий массаж лицевой и губной мускулатуры, расслабление мышц языка.

При выраженной вялости мускулатуры артикулярного аппарата используется укрепляющий массаж, тонизирующий оральную мускулатуру: поглаживание, растирание, глубокое разминание, вибрация. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии лица к ушам. При гипотонусе последовательность воздействия на массируемые области следующая: мышцы лица, губ, языка и при необходимости — слизистых оболочек рта и мышц верхнего ключевого пояса.

При дизартрии наряду с сегментарным ручным массажем может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов — перекрестный точечный массаж К.А. Семеновой). У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений: зевание, жевание, глотание, покашливание (Г.В. Чиркина, М.В. Ипполитова). Непроизвольные движения закрепляются вследствие многократного повторения, в результате ребенок может производить их самостоятельно по речевой инструкции (затем эти упражнения используются для отработки необходимых артикуляционных движений).

Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:

1. для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем;

2. для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами;

3. для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием.

Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.

Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия — под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. Гимнастика сопровождается обязательным зрительным контролем. Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается: происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Затем, если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике (Г.В. Чиркина).

Упражнения для нижней челюсти:

1. с механической помощью: движения нижней челюсти вправо — влево, вверх — вниз (логопед держит ребенка за под бородок). Все движения выполняются перед зеркалом;

2. открывание рта через рефлекторное зевание. Облегченный прием — открыть рот в положении слегка запрокинутой головы; закрыть — в положении наклона головы;

3. активные движения: открывание и закрывание рта, щелканье зубами, удержание рта открытым под счет.

Упражнения для губ:

1. удержание губами различных предметов (например, пластмассовых трубочек) с постепенным уменьшением диаметра предмета;

2. вытягивание губ «хоботком» — растягивание губ при сжатых челюстях (сначала с механической помощью);

3. вытягивание губ — растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;

4. вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толка ет верхнюю губу);

5. втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к губам;

6. прикусывание нижней губы верхними губами;

7. вытягивание верхней губы за нижнюю;

8. вращательные движения губ, вытянутых «хоботком».

Упражнения для языка:

1. движения языка вперед — назад производят захватыванием кончика языка через стерильную салфетку;

2. прикусывание кончика языка;

3. движения языка вправо — влево (выполнять сначала с механической помощью);

4. поднятие языка за верхние зубы (язык продвигается меж ду губами, ребенок причмокивает губами и языком, губы ото двигаются логопедом, язык шпателем отодвигается внутрь — получается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов);

5. присасывания языка к нёбу, которые вырабатываются сначала при закрытом рте. Затем логопед опускает нижнюю челюсть ребенка.

Отрабатываются произвольные мимические движения (хмурить брови, надувать щеки, улыбаться). Отработка дифференцированных произвольных движений, контроль за положением органов артикуляции затормаживают насильственные движения (акцент не на динамике, а на статике движений).

Параллельно с развитием подвижности артикуляционной мускулатуры на подготовительном этапе идет активная работа над коррекцией дыхания, голоса, формированием фонематических представлений.

По мере отработки отдельных движений артикуляционного аппарата начинается постановка звуков. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии. Г.В. Чиркина отмечает, что наиболее распространенным является метод фонетической локализации, когда вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем четко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближенное произношение звука является для ребенка с дизартрией определенной ступенью на пути к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина, 1969). Особенностями логопедической работы над коррекцией звукопроизношения при дизартрии являются:

§ значительно более длительные сроки работы над каждый звуком;

§ необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам;

§ опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания);

§ соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

Г.В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:

§ степенью доступности звуков для произношения и по степенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим;

§ артикуляционной и акустической близостью звуков;

§ возможностью подбора речевого материала, включающего звуки.

Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции).

По легкости артикуляции самыми простыми принято считать гласные звуки и среди них — [а], который образуется продвижением вперед прижатого ко дну ротовой полости языка. Среди согласных взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Среди взрывных самый легкий звук — [п]. Среди фрикативных самые легкие звуки — [ф], [в], [х].

Усвоение звука усложняется, если его артикуляция или акустическая характеристика близка к артикуляции или акустическим свойствам ранее усвоенного звука. В связи с этим постановка близких по артикуляционным и акустическим признакам звуков должна быть рассредоточена во времени.

Возможность подбора достаточного количества доступного речевого материала объясняет ситуацию, когда сначала изучаются более трудные по артикуляции звуки: например, звук [ы] раньше, чем звук [э], при этом [э] — более легкий.

Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001).

Семинарское занятие №15

СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

План

1. Состояние звукопроизношения у детей с нарушениями интеллектуального развития.

2. Особенности логопедической работы по устранению нарушений произносительной стороны речи у детей с интеллектуальным недоразвитием.

Методические указания и дополнительный материал

Освещая первый вопрос плана, дайте определение понятиям «нарушение интеллектуального развития», «дизонтогения», «умственная отсталость». Обоснуйте положение о том, что дефекты речи у детей с нарушениями интеллектуального развития носят системный характер и обусловлены прежде всего недоразвитием познавательной деятельности.

При ответе на этот вопрос важно изучить структуру речевого дефекта у данного контингента детей (табл. 15.1).

(СНОСКА: N — в норме, не страдает)

Таблица 15.1

Приемы постановки согласных звуков при ринолалии - student2.ru

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения у детей с интеллектуальным недоразвитием

1. В связи с недоразвитием познавательной деятельности оказываются несформированными познавательные процессы, направленные на овладение звуковым составом речи (операции анализа и синтеза).

2. Более позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности.

3. Большая распространенность нарушений звукопроизношения у детей со стойким нарушением познавательной деятельности в значительной степени обусловливается общим мо торным недоразвитием, особенно речевой моторики.

4. Дефекты звукопроизношения у умственно отсталых детей достаточно часто обусловлены аномалиями в строении органов артикуляции.

Нельзя не отметить, что чаще всего нарушения звукопроизношения у детей с нарушениями интеллектуального развития обусловлены комплексом этиологических факторов.

В целом дефекты произношения у данного контингента детей характеризуются:

1. стойкостью симптоматики;

2. сложным, полиморфным характером проявлений;

3. значительной распространенностью; по данным Г.А. Каше (1957), у учащихся, обучающихся в первых классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, дефекты звукопроизношения наблюдаются в 65% случаев; к 3 классу данный показатель снижается до 30%;

4. трудностью использования в самостоятельной речи имеющейся артикуляционной установки;

5. вариативностью проявлений: один и тот же звук в одних случаях дети произносят правильно, а в других — пропускают или искажают, что зависит от характера звукослоговой структуры слова и места данного звука в слове;

6. значительно более частым в сравнении с нормой, отражением на письме нарушений произносительной стороны речи.

Во всех случаях полиморфного нарушения звукопроизношения у описываемого контингента детей встречаются разнообразные виды искажений и замен звуков. Выделяют два основных типа замен звуков у детей с нарушениями интеллектуального развития (Р.И. Лалаева, 1988):

I тип: замены звуков, близких артикуляционно ([ш] — [с]; [ж] — [з]; [л] — [р] и др.);

II тип (встречается в два раза чаще): проявляется в замене звуков, близких акустически и артикуляционно ([ц] — [с]; [т'] — [ч]; [с] — [с'] и др.).

Отвечая по второму пункты плана, четко усвойте, что постановка звука у детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется теми же способами, что и у детей без особых отклонений в развитии, но с некоторой спецификой, которая, с одной стороны, обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности и психологическими особенностями, с другой — особенностями речевого развития и структурой речевой патологии, которая носит сложный диффузный характер.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида:

§ коррекция нарушений звукопроизношения у детей с нарушениями интеллектуального развития — более сложный и длительный процесс, чем у детей без отклонений в развитии;

§ необходимость индивидуализации логопедической работы;

§ с учетом системного характера нарушений речи работа по устранению дефектов звукопроизношения должна проводиться параллельно с коррекцией нарушений других компонентов речи;

§ характерным для работы над произносительной стороной речи у детей с нарушениями интеллектуального развития является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны в содержание и форму;

§ практическое закрепление произносительных навыков, усвоенных на логопедических занятиях;

§ учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению данного контингента детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую;

§ в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода к устранению речевых нарушений, занятия по коррекции звукопроизношения необходимо проводить в тесном контакте с медицинским пер соналом и психологической службой образовательного учреждения.

Начало формы

Начало формы

Начало формы

Начало формы

Начало формы

Начало формы

Начало формы

Начало формы

Начало формы

Начало формы

Начало формы

Начало формы

Начало формы

Наши рекомендации