Подсистема регистрации

Титульный лист

Содержание

Общие сведения

Наименование системы

Основания для проведения работ

Наименование организации - заказчика и разработчика

Сроки начала и окончания работ

Источники и порядок финансирования

Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ

Назначение и цели создания системы

Характеристика объектов автоматизации

Краткие сведения об объектах автоматизации

Сведения об условии эксплуатаций объекта

Требования к системе

Требования к системе в целом

Требования к структуре и функционирования системы

Перечень подсистем. Их назначение и основные характеристики

Требования к режимам функционирования системы

Требования к численности и квалификаций персонала системы и режимам работы

Показатели назначения

Требования приспособляемости системы. Допустимые пределы модернизаций и развития

Эксплуатационные показатели назначения

Требования к надежности

Требования к безопасности

Требования к эргономике и технической эстетике

Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Требования по сохранности информации при авариях

Требования по стандартизации, унификации и совместимости

Требования к программному обеспечению

Требования к функциям (задачам)

Ведение перечней проекта

Работа с показателями по оценки состояния работ по проекту

Библиотека документов

Требования к видам обеспечения

Требования к математическому обеспечению

Требования к лингвистическому обеспечению

Требования к программному обеспечению

Требования к ПО системы

Требования к ПО ПК пользователя

Требования к техническому обеспечению

Состав и содержание работ по созданию системы

Общие сведения.

1.1. Наименование системы.

Полное наименование системы: Автоматизированная Информационная система “Расчетно-кассовый центр”.

Краткое наименование системы: АИС “РКЦ”

1.2. Основания для проведения работ.

Разработка системы ведется на основании заключенного договора между заказчиком и Муниципальным Унитарным предприятием г. Хабаровска “РКЦ”

1.3. Наименование организации – заказчика и разработчика.

1.3.1. Заказчиком системы является:

МУП г. Хабаровска “Расчетно-кассовый центр”.

Ул. Ленинградская д.11

Тел. (4212) 800-700

1.3.2. Разработчик системы:

Стасев С.Н.

Фактический адрес: г. Хабаровск. Ул. Краснореченская 100

Тел. (4212) 600-500

1.4. Сроки начала и окончания работы.

Плановый срок начала работ по созданию АИС “РКЦ” 01.09.2015

Плановый срок окончания работ по созданию АИС “РКЦ” 31.12.2015

1.5. Источники и порядок финансирования.

Источником финансирования является бюджет МУП г. Хабаровска “Расчетно-кассовый центр”. Порядок финансирования определяется условиями контракта (договора).

Согласно договору заключенного между заказчиком и разработчиком для разработки АИС “РКЦ” с бюджета МУП г. Хабаровска “Расчетно – кассовый центр” было выделено 100.000 рублей.

1.6. Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ.

Работы по созданию АИС “РКЦ” создаются разработчиком поэтапно в соответствии с календарным планом проекта. По окончании каждого из этапов работ разработчик сдает заказчику соответствующие отчетные документы этапа, состав которых определены договором.

Система передается в виде функционирующего комплекса на базе средств вычислительной техники заказчика и исполнителя в сроки установленные контрактом. Предъявление заказчику результатов работ осуществляется комиссией в составе уполномоченных представителей заказчика и исполнителя.

Назначение и цели создания системы.

2.1. Назначение системы.

Разрабатываемая система АИС “РКЦ” предназначен для исполнения следующих процессов:

  • Оперативного произведения расчета квартирной платы;
  • Ускорение выполнения процессов обработки:

2.2. Цели создания системы.

Основными целями создания АИС “РКЦ” являются:

  • Повышение эффективности исполнения процессов;
  • Повышение производительности труда;
  • Улучшения качества обслуживания;
  • Оптимизация управления;
  • Cокращение объемов трудоемких рутинных операций;

Для реализации поставленных целей система должна решать следующие задачи:

  • Система должна наладить взаимообмен данными между сотрудниками.

Характеристика объектов автоматизации.

3.1. Краткие сведения об объекте автоматизации.

Объектом автоматизации являются процессы по обработке коммунальных платежей, расчет ежемесячной квартирной платы.

Процессы:

  • Произведение расчета платежей;

Данные процессы осуществляются следующими специалистами:

  • Бухгалтерами расчетной части и главными бухгалтерами предприятий;

3.2. Сведения об условиях объекта автоматизации.

· Программные и технические компоненты системы эксплуатируются в условиях и характеристиках окружающей среды объекта автоматизации. Деятельность, которую вы автоматизируете, осуществляется в соответствии с государственными законами и нормативными актами, которым вы, сюрприз, должны соответствовать.

Требования к системе.

4.1. Требования к системе в целом.

4.1.1. Требования к структуре и функционированию системы.

Требования к структуре системы.

АИС "РКЦ" предназначена для автоматизации обмена информацией между объектами автоматизации и процесса обработки квитанций внутри объектов автоматизации.

Автоматизации подлежат операции подготовки, обработки, расчета, рассылки заявок на получение информации, документооборот прохождения квитанций по рабочим местам пользователей приложения в соответствии с логикой обработки квитанций.

Функциональная структура Системы должна включать основные прикладные подсистемы, выполняющие задачи автоматизации обмена информацией и обработки квитанций на наличные, рублевые и валютные платежи, осуществляющиеся бухгалтерией и финансовой службой.

Требования к режимам функционирования системы.

Должна обеспечиваться работа в двух режимах:

  • сетевой режим взаимодействия;
  • автономный.

4.1.1.1. Перечень подсистем, их назначение и основные характеристики.

В состав АИС “РКЦ” должны входить следующие подсистемы:

  • Подсистема хранения данных, которая предназначена для хранения данных системы, данных для формирования отчетов, расчетов;
  • Подсистема формирования отчетности, которая предназначена для создания и формирования квитанций в виде удобном для вывода на печатающие устройства;

4.1.1.2.Требования к режимам функционирования системы.

Для АИС “РКЦ” определены следующие режимы функционирования:

  • Нормальный режим функционирования;
  • Аварийный режим функционирования;

Основным режимом функционирования АИС “РКЦ” является нормальный режим.

В нормальном режиме функционирования системы:

  • ПО и технические средства пользователей и администратора системы обеспечивают возможность функционирования в течение рабочего дня 7 дней в неделю;
  • Исправно работает оборудование, составляющее комплекс технических средств;
  • Исправно функционирует системное, базовое и прикладное программное обеспечение системы;

Для обеспечения нормального режима функционирования системы необходимо выполнять требования и выдерживать условия эксплуатации программного обеспечения и комплекса технических средств системы, указанные в соответствующих технических документах (техническая документация, инструкции по эксплуатации и т.д.).

Аварийный режим функционирования системы характеризуется отказом одного или нескольких компонент программного и (или) технического обеспечения.

В случае перехода системы в предаварийный режим необходимо:

  • Завершить работу всех приложений, с сохранением данных;
  • Выключить рабочие станции операторов;
  • Выключить все периферийные устройства;
  • выполнить резервное копирование БД.

После этого необходимо выполнить комплекс мероприятий по устранению причины перехода системы в аварийный режим.

4.1.2. Требования к численности и квалификации персонала системы.

Для эксплуатации АИС “РКЦ” определены следующие роли:

  • Системный администратор, в обязанности которого входит:

- Модернизация, настройка и мониторинг работоспособности комплекса технических средств (серверов, рабочих станций);

-Установка, модернизация, настройка и мониторинг работоспособности системного и базового программного обеспечения;
- Установка, настройка и мониторинг прикладного программного обеспечения;
- Ведение учетных записей пользователей системы;

Системный администратор должен обладать высоким уровнем квалификации и практическим опытом выполнения работ по установке, настройке и администрированию программных и технических средств, применяемых в системе.

  • Администратор информационной безопасности, в обязанности которого входит:

- Разработка, управление и реализация эффективной политики информационной безопасности системы;
- Управление правами доступа пользователей к функциям системы;
- Осуществление мониторинга информационной безопасности.

  • Пользователь;

Пользователи системы должны иметь опыт работы с персональным компьютером на базе операционных систем Microsoft Windows на уровне квалифицированного пользователя и свободно осуществлять базовые операции в стандартных Windows.

Рекомендуемая численность для эксплуатации АИС “РКЦ”: - Администратор – 1 штатная единица; - Пользователь – число штатных единиц определяется структурой предприятия;

Режим работы персонала пятидневный.

4.1.3. Показатели назначения.

Целевое назначение системы должно сохраняться на протяжении всего срока эксплуатации АСУ “РКЦ”. Срок эксплуатации АСУ “РКЦ” определяется сроком устойчивой работы аппаратных средств вычислительных комплексов, своевременным проведением работ по замене (обновлению) аппаратных средств, по сопровождению программного обеспечения системы и его модернизации.

4.1.3.1. Требования приспособляемости системы, допустимые пределы модернизации и развития.

Требования приспособляемости системы.

Обеспечение приспособляемости системы должно выполняться за счет своевременности администрирования.

Требования к модернизации и развития системы.

Требования не предъявляются.

4.1.3.1.Эксплутационные показатели назначения

Система должна быть рассчитана на эксплуатацию в составе программно–технического комплекса Заказчика и учитывать разделение ИТ инфраструктуры Заказчика на внутреннюю и внешнюю. Техническая и физическая защита аппаратных компонентов системы, носителей данных, бесперебойное энергоснабжение, резервирование ресурсов, текущее обслуживание реализуется техническими и организационными средствами, предусмотренными в ИТ инфраструктуре Заказчика.
Для нормальной эксплуатации разрабатываемой системы должно быть обеспечено бесперебойное питание ПЭВМ. При эксплуатации система должна быть обеспечена соответствующая стандартам хранения носителей и эксплуатации ПЭВМ температура и влажность воздуха.

4.1.4.Требования к надежности.

Система должна обеспечивать необслуживаемое функционирование в круглосуточном режиме с допустимыми перерывами на профилактику и перенастройку и простоями в связи с неисправностью не более 48 часов в год при среднем времени устранения вызвавшей простой неисправности, не более 3 часов. Коэффициент готовности системы должен быть равен 0,95.

Проведение регламентных и профилактических работ по обслуживанию системы в рабочее время не должно нарушать его режима функционирования. Регламентные и профилактические работы, требующие остановки работы системы, должны проводиться в нерабочее время с минимальным участием администратора системы.

В системе должны быть предусмотрены средства контроля для определения сбоев и отказов, а также возможности организации непрерывного мониторинга состояния комплекса без существенного влияния на его загрузку.

Для обеспечения устойчивости к отказам электроснабжения все устройства хранения и обработки информации должны быть подключены к электросети через источники бесперебойного питания. Необходимо предусмотреть функцию автоматического предупреждения эксплуатационного персонала о возникающих неполадках. Время гарантированной работы для завершения серверных и прикладных приложений в случае отключения энергоснабжения, обеспечиваемое источниками бесперебойного питания, должно быть не менее 30 минут.

4.1.5. Требования к безопасности.

Все технические решения, использованные при создании системы, а также при определении требований к аппаратному обеспечению, будут соответствовать действующим нормам и правилам техники безопасности, пожаробезопасности и взрывобезопасности, а также охраны окружающей среды при эксплуатации.

Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов системы (в том числе инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и электромагнитное излучения, вибрация, шум, электростатические поля, ультразвук строчной частоты и т.д.), не будут превышать действующих норм (СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 от 03.06.2003 г.).

4.1.6.Требования к эргономике.

Система должна обеспечивать удобный для пользователей Системы интерфейс, отвечающий следующим требованиям:
- единый стиль оформления для пользовательских интерфейсов;
- должна быть удобная, интуитивно понятная навигация в интерфейсе пользователя;
- взаимодействие пользователя с Системой должно осуществляться на русском языке; исключения могут составлять только системные сообщения.
- отображение на экране хода длительных процессов обработки.
Пользовательские интерфейсы Системы должны быть спроектированы и разработаны с применением единых принципов графического представления информации и организации доступа к функциональным возможностям и сервисам. Должен быть разработан графический дизайн пользовательских интерфейсов, цветовые, шрифтовые и композиционные решения для отображения текстов, изображений, таблиц, гиперссылок, управляющих и навигационных элементов (меню, кнопок, форм и т.п.).

4.1.7.Требования к защите информации от несанкционированного доступа.

В системе должна осуществляться идентификация и проверка подлинности субъектов доступа при входе в систему по идентификатору (коду) и паролю.

Пользователю должна быть предоставлена возможность самостоятельной смены пароля неограниченное число раз. Все действия пользователей в системе должны протоколироваться в журнале, изменение содержания которого должно быть недоступно ни одному из пользователей системы.

4.1.8.Требования по сохранности информации при авариях.

Программное обеспечение информационной системы должно автоматически восстанавливать свое функционирование после аварии при корректном перезапуске аппаратных средств. Должна быть предусмотрена возможность организации автоматического или ручного резервного копирования данных.

Порядок проведения мер по организации автоматического или ручного резервного копирования данных должен быть приведен в эксплуатационной документации.

4.1.9. Требования по стандартизации, унификации.

Программное обеспечение информационной системы должно обеспечивать:

  • кодирование хранимой и обрабатываемой информации в соответствии с общероссийскими классификаторами (а при их отсутствии с международными классификаторами) информации (там, где они существуют);
  • ведение плоской и иерархической структуры классификаторов;

распространение (выравнивание) изменений классификаторов между уровнями системы;

  • экспорт и импорт классификаторов.

4.1.10. Требования к ПО.

ПО клиентских рабочих станций

№ пп. Вид ПО Программный продукт Версия
1. ОС Microsoft Windows 98/NT/2000/XP
2. Web-браузер В качестве клиентского программного обеспечения на рабочих местах может выступать web-браузер, удовлетворяющий требованиям стандарта ISO/IEC 15445:2000, например Microsoft Internet Explorer 5.5 и выше

4.2.Требования к функциям (задачам).

Подсистема хранения данных
Подсистема хранения данных должна осуществлять хранение оперативных данных системы, данных для формирования аналитических отчетов, документов системы, сформированных в процессе работы отчетов.
Подсистема должна обеспечивать периодическое резервное копирование и сохранение данных на дополнительных носителях информации.

Подсистема регистрации

Подсистема предназначена для:

  • регистрации граждан;
  • ввода, корректировки и печати документов;

4.2.1.Ведение перечней проекта

4.2.2.Работа с показателями по оценки состояния работ по проекту.

Разработчик внедряет АИС “РКЦ”

В первоначальный план включено завершение проекта за 3 месяцев со стоимостью примерно в 30.000 рублей в месяц при общей стоимости в 100.000 рублей.

Через 1 месяц после начала работ заказчик решает оценить статус проекта. В наличии следующая информация:

фактические затраты в первые 1 месяц составляют 35.000;

запланированные сметные затраты на 1 месяц составляют 30.000 рублей.

Заказчик может прийти к выводу, что затраты превысили плановые показатели на 5.000 рублей. Это может быть, а может и не быть правильным выводом.

Возможно, ход работ опережает график, и 5.000 рублей - это зарплата за труд с опережением графика. А возможно, есть и превышение затрат, и отставание от графика. То есть, данные не раскрывают ситуацию полностью.

4.2.3.Библиотека документов.

4.3. Требования к видам обеспечения.

4.3.1. Требования к математическому обеспечению системы.

Математические методы и алгоритмы, используемые для шифрования/дешифрования данных, а также программное обеспечение, реализующее их, должны быть сертифицированы уполномоченными организациями для использования в государственных органах Российской Федерации.

4.3.2. Требования к лингвистическому обеспечению системы.

Все прикладное программное обеспечение системы для организации взаимодействия с пользователем должно использовать русский язык.

4.3.4. Требования к программному обеспечению.

4.3.4.1. Требования к ПО системы

При проектировании и разработке системы необходимо максимально эффективным образом использовать ранее закупленное программное обеспечение, как серверное, так и для рабочих станций.
Используемое при разработке программное обеспечение и библиотеки программных кодов должны иметь широкое распространение, быть общедоступными и использоваться в промышленных масштабах. Базовой программной платформой должна являться операционная система MS Windows.

4.3.5. Требования к техническому обеспечению.

  • Требования к техническим характеристикам серверов БД:
    – Процессор – 2 х Intel Xeon 3 ГГц;
    – Объем оперативной памяти – 16 Гб;
    – Дисковая подсистема – 4 х 146 Гб;
    – Устройство чтения компакт-дисков (DVD-ROM);
    – Сетевой адаптер – 100 Мбит.
  • Требования к техническим характеристикам системы хранения данных:
    – Дисковая подсистема 0,5 Тб Raid Array 5
  • Требования к техническим характеристикам ПК пользователя и ПК администратора:
    – Процессор – Intel Pentium 1.5 ГГц;
    – Объем оперативной памяти – 256 Мб;
    – Дисковая подсистема – 40 Гб;
    – Устройство чтения компакт-дисков (DVD-ROM);
    – Сетевой адаптер – 100 Мбит.

Состав и содержание работ по созданию системы.

5.1. Основные стадии работы над проектом.

Стадия 1. Организация проекта.

Этапы работ Результат Дней
Заключение контракта (договора) Контракт (договор) на разработку системы заключен  
Согласование процедур управления Процедуры управления проектом и устав проекта согласованы  
Сбор команды проекта Команда проекта сформирована  
Обучение членов проектной команды Компетенция участников проекта соответствует требованиям.  

Стадия 2. Формирование требований и разработка технического задания.

Этапы работ Результат Дней
Системно-аналитическое обследование объекта автоматизации Проведены интервью с функциональными и IT-специалистами Заказчика. Собрана информация о: - требуемых отчетах, показателя, измерениях; - возможных системах-источниках данных; - системном ландшафте сетевом окружении;    
Разработка концептуальной модели данных Концептуальная модель данных  
Разработка технического задания Техническое задание и приложения к нему  
Согласование и утверждение Согласованное и утвержденное техническое задание  

Стадия 3. Эскизный проект.

Этапы работ Результат Дней
Определение общей функциональной и технической архитектур Общее описание функциональной и технической архитектур  
Разработка логической модели данных - Логическая модель данных. - Определен состав сущностей области постоянного хранения. Окончательно сформирован состав реализуемых показателей, измерений и отчетов.    
Эскизное проектирование интерфейсов пользователя Общее описание интерфейсов ввода и предоставления данных  
Оформление эскизного проекта Пояснительная записка к эскизному проекту  
Согласование и утверждение Согласованная и утвержденная пояснительная записка к эскизному проекту  
Изготовление и испытание макетов     представление об устройстве и принципе работы      
       

Стадия 4. Рабочая документация.

Этапы работ Результат Дней
Разработка рабочей документации на систему и на её части Разработаны следующие документы: - Ведомость эксплуатационных документов; - Паспорт; Общее описание системы; - Технологическая инструкция; - Руководство пользователя; - Инструкция по формированию и ведению базы данных (набора данных); - Программа и методика испытаний; - Спецификация; - Описание программ; - Текст программы; - Программа и методика испытаний (ПИМ);    
Разработка или адаптация программ - Развернуты экземпляры БД. - Созданы необходимые объекты БД; - Реализованы доп. Приложения; - Настроены профили пользователей и прав доступа;      
Согласование и утверждение Согласованная и утвержденная рабочая документация  

Стадия 5.Ввод в действие.

Этапы работ Результат Дней
Подготовка объекта автоматизации к вводу системы в действие При необходимости создание у Заказчика службы сопровождения системы  
Подготовка персонала Обучение пользователей и администраторов системы  
Пусконаладочные работы Прошла наладка технических и программных средств. ПО системы перенесено в зону тестирования/промышленной эксплуатации.  
Проведение предварительных испытаний Испытания системы на работоспособность и соответствие техническому заданию в соответствии с ПИМ проведены. Устранение неисправностей и внесение изменений в документацию в соответствии с протоколом испытаний проведено. Акт приёмки системы в опытную эксплуатацию оформлен и подписан  
Проведение опытной эксплуатации Опытная эксплуатация проведена. Устранение неисправностей, доработка ПО и дополнительная наладка технических средств проведены  
Проведение приёмочных испытаний Испытания системы в соответствии с ПИМ проведены. Устранение неисправностей и внесение изменений в документацию проведено. Акт передачи системы в промышленную эксплуатацию оформлен и подписан  
Завершение работ Акт завершения работ подписан  

Стадия 6. Сопровождение.

Этапы работ Результат Дней
Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами Выявленные недостатки системы устранены  
Послегарантийное обслуживание Система работает стабильно, без сбоев. Выявленные недостатки устранены  

Наши рекомендации