Определение моментов двигателя
Рассмотрим три режима работы:
а) установившийся режим при резании, когда двигатель преодолевает составляющую усилия резания вдоль соответствующей оси станка и силы трения, в этом случае момент двигателя определим, как:
М1 = Мст = Мрез+Мтр (3.5)
б) установившийся режим при ускоренных перемещениях, когда статический момент равен моменту холостого хода и двигатель развивает момент по преодолению сил трения:
М2 = Мхх = Мтр (3.6)
в) переходные процессы пуска и торможения, когда двигатель развивает момент:
М3 = Мтр+Мдин , (3.7)
который необходим для преодоления момента от сил трения и динамического момента.
Найдем последовательно все составляющие формул (3.5) и (3.6) .
Момент резания находим, как:
(3.8)
где Fтр – составляющая от силы резания по данной оси. Вместо Fрез в формулу (5.8) подставим усилие подачи, которое необходимо для преодоления максимальной составляющей от силы резания, т.е.
Fmax = 8000Н;
tв = 0,01 м – шаг винта;
η – КПД передачи.
Найдем момент от сил трения по формуле:
Мтр = Мнапр+Мвинт+Мподш , (3.9)
где
Мнапр – момент от сил трения в направляющих станка, Н·м;
Мвинт – момент от сил трения в шарико - винтовой паре при наличии предварительного натяга, Н·м;
Мподш – момент от сил трения в подшипниках при наличии предварительного натяга, Н·м.
Момент Мнапр определяем по формуле:
(3.10)
где Fтр – сила трения в направляющих, Н.
Силу трения найдем по формуле:
Fтр = (mg + 0,1Fрез) μ , (3.11)
где
g = 9,81 м/с2;
m = 552 кг – масса перемещаемого узла;
Fрез = 8000 Н – составляющая от силы резания;
μ – коэффициент трения в направляющих.
Подставим численные значения и получим:
Fтр = (9,81·552+0,1·8000)·0,1 = 4333,1 (Н).
Подставим значение Fтр в формулу (3.10) и получаем:
.
Определим Мвинт по формуле:
, (3.12)
.
Определим Мподш по формуле:
, (3.13)
где
fтр.п. = 2,21·10-7 – условный коэффициент трения в шариковом подшипнике;
Кп = 6 – число подшипников в опорах винта;
dп = 80·10-3 м – средний диаметр подшипника.
Подставляем численные значения в формулу (3.13) и получаем:
.
Теперь по формуле (3.9) можно найти момент от сил трения, как:
Мтр = Мнапр+Мвинт+Мподш = 7,66+0,85+2,8·10-4 = 1,8 (Н·м).
Далее по формуле (3.5) можно определить:
М1 = Мрез+Мтр = 14+1,8 = 15,8 (Н·м) ,
а по формуле (3.6):
М2 = Мтр = 1,8(Н·м).
Условия выбора электродвигателя можно сформулировать следующим образом:
Мном ≥ М1 , nном ≥ nр.max (3.14)
Мmin ≥ М2 , nmax ≥ nб.п. . (3.15)
Кроме того, должно выполняться соотношение:
Мдв.max ≥ Мз (3.16)
Итак:
Мном ≥ 15,8 Н·м , nном ≥500 об/мин;
Мmin ≥ 1,8 Н·м , nmax ≥1000 об/мин.
Используя вышеприведенные условия, а также кривые М = f (n) для высокомоментных серии ПБВ предварительно выбираем электродвигатель ПБВ 112S.[1] Его технические характеристики, а также характеристики встроенного тахогенератора приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1.Технические характеристики электродвигателя
Параметр | Обозначе-ние | Размер-ность | Величина парамет-ра |
Тип Номинальный момент Номинальная частота вращения Номинальное напряжение Номинальный ток Максимальный момент Максимальная скорость Максимальное напряжение Длительный момент при n = 0 Момент инерции двигателя Сопротивление обмотки якоря Индуктивность обмотки якоря Электромеханическая постоянная времени (с тахогенератором) Электромагнитная постоянная времени Постоянная времени нагрева Момент при nmax Максимальный момент при nном Постоянная ЭДС Масса двигателя с тахогенератора Тип тахогенератора Крутизна выходной характеристики Максимальное выходное напряжение | ПБВ 112L Мном nном Uном Iн Мmax nmax Umax М0 Jдв Rя Lя Тм Тэ Тн Мmin Мm КЭДС m ТС – 1М Ктг Uтг.max | – Н·м об/мин В А Н·м об/мин В Н·м кг·м2 Ом мГн мс мс мин Н·м Н·м В/об/мин Кг – В/об/мин В | – 0,049 0,144 1,102 8,6 7,65 0,085 – 0,02 |
Максимальное выходное напряжение Сопротивление нагрузки Амплитуда пульсаций Нелинейность выходной характеристики | Uтг.max Rтг.н. Uг | В Ом % % |