Исследование состояния моторного развития ребенка

ПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ФИО________________________ возраст________ класс___________

1.Поведение в ситуации обследования (нужное подчеркнуть)

а) В контакт вступает (очень) легко – трудно; сам рассказывает о себе – только отвечает – молчит _______

б) Поведение: без особенностей – импульсивен – двигательно-расторможен – скован – друие особенности ____________________

в) Эмоциональная сфера: спокоен – возбужден – тревожен – агрессивен – замкнут – другое ______________________________

г) Темп работы: высокий – средний – низкий; нестабильность; истощаемость

______________________________

д) Работоспособность: высокая – средняя – низкая; истощаемость

______________________________

2.Обучаемость: стимулирующая - организующая – направляющая - обучающая помощь; перенос полный – частичный – отсутствует; другие особенности

__________

3.Понимание инструкции: понимает сразу - после повтора – после разъяснения – не понимает; другие особенности

_________

4.Осведомленность: высокая – средняя – ниже среднего – низкая

Кругозор______________________

Словарь _______________________

5.Речь: правильность _ развернутость высказываний____________________ связная речь ______________________

6. Моторное развитие

Динамический праксис: ладонь – кулак - ребро

а) Усвоение программы: с 1 показа – со 2 показа – совместно – по речевой инструкции

б) Выполнение: плавно – пачками – поэлементно

г) Ошибки: сбои – персеверации – сужение программы – инертный стереотип – нарушение порядка элементов – пространственно-кинестетические ошибки

Реакция выбора 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 1

а) Усвоение программы: самостоятельное – со зрительной опорой – недоступно

б) Переключение: без ошибок – с самокоррекцией – стереотипность

г) Темп реакции: быстрый – нормальный – замедленный – медленный с пропусками

Графические пробы:

Время выполнения _________

Реципрокная координация

а) Выполнение нормальное – со сбоями – поочередное – с уподоблением

б) Ассиметрия рук – отставание - передвижение – недоведение рук

Письменные работы (анализ рабочих тетрадей) аккуратные – небрежные – крайне небрежные, другие особенности ________

7. Зрительное восприятие

а) реалистические изображения ________________________________

б) перечеркнутые предметы: ландыш ___________________, балалайка _______________, лампа _________________, бабочка ____________

в) недорисованные предметы: чайник ___________________, лампа ________________, ключ ___________________, весы ___________________

г) наложенные изображения _____

_____________________________

д) зашумленные изображения ___

8. Слухо-моторная координация

Выполнение по образцу: 1) 2)

3) 4) 5)

По речевой инструкции: 1)по два 2) по три

9. Пространственно временные отношения:

Ориентация в схеме тела ________

Ориентация в пространстве: понимание: за _____ перед_____ справа_____ слева _______ ________________ _____________ ____________

Понимание логико-грамматических конструкций:

Сережа замерз, потому что____

Перед тем как пойти гулять, я зашел к другу. Что было раньше? _

Вместо того чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что нужно было надеть?

_

Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?________________________

Употребление предлогов: в _________, за _________, под _________, перед _________, между _________.

Определение временной последовательности _____________________

10. Внимание

Таблицы Шульте: время __________ ошибки _____________________

Найди отличия: время ___________ количество_____________________

Повторение цифр (обратный счет): 1 _____ 2_____ 3______ 4________ 5______ 6_____ 7_____

11. Память

Зрительная память: объем ________ привнесения ______ повторы___

Слухо-речевая память объем_________ привнесения ________________ повторы___________

Прямой счет: 1 _____ 2_____ 3______ 4________ 5______ 6_____ 7_____

Запоминание и воспроизведение предложений, рассказа __________________

Отсроченное воспроизведение: объем___ привнесения _______повторы___

12. Конструктивный праксис:

Разрезные картинки: человек __,

бабочка ____________________,

петух ______________________.

13. Мышление

а) Четвертый лишний Обобщение, объяснение, ошибки б) Пятый лишний Обобщение, объяснение, ошибки
   
   
   
   
   
   
   
     

г) Сюжетные картинки

Порядок ____________________

Рассказ __

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

д) Понимание скрытого смысла сюжетной картинки, рассказа

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Понимание: самостоятельное – после вопроса – непонимание

е) Понимание метафор, пословиц

Золотые руки_______

Светлая голова____________

Каменное сердце_____

Ядовитый вопрос____________

Цыплят по осени считают____

Любишь кататься, люби и саночки возить________________________

Друг познается в беде_________

14. Особенности организации деятельности, сформированности регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/ вязкость действий, самоконтроль) ______________________

______________________________

______________________________

______________________________

Заключение__________________

______________________________

______________________________

______________________________

Дата ФИО специалиста__________

Уровневая оценка развития познавательных процессов обучающихся учителем-дефектологом.

Предлагаемый протокол дефектологического обследования и его оценка включают в себя исследование различных сторон познавательной сферы и в целом поведения ребенка. Диагностическое исследование и оценка организованы в блоки (развитие отдельных ВПФ). В конце приводится суммарная оценка данных. Дополнительно анализируются рабочие тетради и контрольные работы ребенка для оценки сформированности учебных умений и навыков.

Исследование состояния моторного развития ребенка.

а) Графическая проба

Ребенок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев.

Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале по наглядному образцу, а затем – по речевой инструкции: «Рисуй и подсказывай себе: башня – крыша – башня – крыша».

Оценка результатов:

5 баллов – задание выполняется правильно, самостоятельно;

4 балла – задание выполняется правильно, но в конце графического ряда происходит замедление движения, отрыв карандаша от бумаги;

3 балла – при выполнении задания сохраняется топологическая схема, но нарушается плавность движения, появляются микро- и макрографии;

2 балла – в конце графического ряда утрачивается топологическая схема движения;

1 балл – с самого начала выполнения задания топологическая схема движения не усваивается.

б) Условные и двигательные реакции:

Реакция выбора. В правую руку ребенку дается зеленый флажок, а в левую – красный. Инструкция: «Когда я стукну по столу один раз – ты поднимешь красный флажок. Когда два раза – зеленый. Понял? Повтори!»

Конфликтная реакция. Инструкция: «Когда я буду показывать тебе палец, ты должен показать мне кулак и наоборот». Вначале сигналы предъявляются поочередно (палец-кулак), затем порядок нарушается. Это позволяет увидеть, способен ли ребенок преодолеть выработанный стереотип и подчинить свои действия инструкции.

Оценка результатов:

5 баллов – задание выполняется правильно в предложенном темпе;

4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

3 балла – вначале задания выполняются правильно, но затем появляются эхопраксии, ошибки замечаются и исправляются только в части заданий;

2 балла – эхопраксии наблюдаются с самого начала выполнения задания; ошибки замечаются и исправляются только в части заданий;

1 балл – ребенок не способен подчинить свои действия инструкции, своих ошибок не замечает.

в) Динамический праксис («кулак – ладонь – ребро»)

Поочередная смена позы и положения кисти руки. Инструкция: «Посмотри как я делаю и повтори за мной». Задание выполняется сначала для правой руки, затем для левой. Если ребенок не может выполнить задание, следует речевое подкрепление: «Делай и помогай себе словами: кулак – ладонь – ребро.

Оценка результатов (производится сначала для выполнения по показу, затем для выполнения с речевым сопровождением):

5 баллов – задание выполняется правильно, в заданном темпе;

4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

3 балла - вначале задания выполняются правильно, но затем возникает дезавтоматизация движений (явление истощения);

2 балла – при выполнении задания нарушается формула движения (явления персевераторности на истощении);

1 балл – задание не выполняется; формула движения не усваивается.

г) Реципрокная координация движений (проба Озерецкого)

Одновременное и поочередное сжимание и разжимание пальцев рук. Вначале педагог показывает, как следует производить движения руками. Если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол вот так. Одну руку сожми в кулак, а другая пусть пока лежит ладошкой на столе. Теперь –наооборот – вот так. Продолжай движения вместе со мной».

Оценка результатов:

5 баллов – задание выполняется правильно, в предложенном темпе;

4 балла – задание выполняется правильно, автоматизированно, но в медленном темпе;

3 балла – вначале задание выполняется правильно, но вскоре возникает дезавтоматизация движения (явления истощения);

2 балла – с самого начала выполнения задания движения не автоматизируются, выраженные явления дискоординации приводят к распаду формулы движения;

1 балл – задания не выполняются из-за выраженной персевераторности движений.

д) Анализ рабочих тетрадей.

5 баллов – аккуратные работы, хороший уровень сформированности навыка каллиграфического письма;

4 балла – аккуратные работы, но подчерк неровный, может отмечаться усиленный нажим на карандаш;

3 балла – работы небрежные, отмечается разная величина в написании графем, трудности формирования навыка каллиграфического письма;

2 балла – крайне небрежные работы, выражены трудности формирования навыка каллиграфического письма;

1 балл – тремор руки, навык каллиграфического письма не сформирован.

Наши рекомендации