Звуки З и Ж в предложениях

Задание 22. Произнеси словосочетания отраженно.

Зеленый жук. Зеленая лужайка.

Железный замок. Железная лопата.

Свежий воздух. Влажная земля.

Пассажирский поезд. Зимняя стужа.

Полезное животное. Заряженное ружье.

Железное кольцо.

Задание 23. Ответь на вопросы: какой? какая? ка­кое?

Образец. Жук какой? Жук зеленый. Используются слова предыдущего задания.

Задание 24. Закончи предложения с опорой на вопросы. Произнеси предложение целиком.

После дождя воздух (какой?) ... (свежий). Корова животное (какое?) ... (полезное). После дождя земля (какая?) ... (влажная).

Задание 25. Закончи предложение с опорой на картинку. Произнеси предложение целиком.

Логопед выставляет предметные картинки, изображающие жука, лыжи, ужей, коз, жасмин, розы. Произносит начало предложения. Дети заканчивают по картинке.

Зоя нашла зеленого ... (жук). У Лизы новые ... (лыжи). Во мху живут ... (ужи). На лугу пасутся ... (козы). В саду растут ... (жасмин, розы). В зоопарке живет полосатая ... (зебра). Зимой можно бегать на ... (лыжах). Женя и Зина ждут ... (поезд). В дождь надо брать ... (зонт). Улица освещается ... (прожектор).

Задание 26. Произнеси предложения отраженно.

Зубры живут в заповедниках. Жуки бывают раз­ные: жук-олень, жук-носорог. Ежик живет в норе, а у зайца нет жилья.

Где живут зубры? Какие бывают жуки? У кого нет жилья?

Задание 27. Отраженно произнеси предложения.

Зайка живет в лесу. Ежик живет в лесу. Еж и заяц — дикие животные.

Где живут зайка и ежик? Как называют зайца и ежика?

Задание 28. Произнеси предложения отраженно.

У Жени заноза. Зоя осторожно вынула занозу. Ранка зажила.

У кого заноза? Кто вынул занозу? Что стало с ранкой?

Звуки з и ж в связных текстах

Задание 29. Прослушай тексты. Ответь на вопросы. Пере­скажи, как запомнил.

Логопед следит за четким произнесением отработанных звуков.

Жмурка

Собаку Жучку заели волки. Остался слепой ще­нок. Прозвали его Жмуркой. Жмурку подложили к кошке Зинке. Зинка лизнула Жмурку в нос.

Что случилось с Жучкой? Кто остался у Жучки? Как прозвали щенка? К кому подложили Жмурку? Что сделала Зинка?

Ежи

В лесу большие ели. Под ними жили ежи. Ежи де­лали на зиму запасы. Не страшна ежам зима.

Кто жил под елями? Что делали ежи?

Зайка

У Жоры папа охотник. Он принес Жоре зайца. Зайчик жил у Жоры всю зиму. Жора кормил зайца овощами. Один раз зайка убежал в сад. Жора пой­мал зайку и отнес в живой уголок.

Слова для объяснения: охотник, живой уголок.

Кого принес папа Жоре? Как ухаживал Жора за зайчиком? Что случилось с зайчиком? Куда отнес Жора зайца?

Еж и заяц

Зайцу не нравится еж. На еже колючее платье. А у зайца мягкая шкурка. Только эта шкурка не спасет зайца от врагов. А колючки ежу сохраняют жизнь.

Словосочетания для объяснения: колючее платье, не спасает, сохраняет.

Кто не нравится зайцу?

Почему зайцу не нравится еж?

Какая шкурка у зайца?

Спасает ли шкурка зайца от врагов?

Что помогает ежу сохранить жизнь?

Задание 30. Прослушай рассказы. Нарисуй к первому рас­сказу картинку. Перескажи его по картинке и плану.

Весна

Наступила долгожданная весна. Засверкало солн­це. Зажурчали ручейки. Оживает трава. На деревь­ях зазеленели первые листочки. Птицы радостно го­товят себе гнезда. Все рады весне.

Слова для объяснения: долгожданная, оживает.

План: 1. Приход весны. 2. Солнце. 3. Ручейки. 4. Трава. 5. Листочки. 6. Птицы.

Предварительно логопед проговаривает с детьми план рас­сказа, затем дети рисуют картинку. Опираясь на план и соб­ственную картинку, пересказывают рассказ.

Весна

Вот она, долгожданная весна! Пригрело солнце, зажурчали ручьи. Разлились реки и затопили низ­кие места. Оживились леса. Проснулись от зимней спячки медведи и ежи. На лесных полянах появил­ся нежный цветок — это подснежник.

Что нового вы узнали о весне из прослушанного рассказа?

Задание 31. Перескажи, что узнал о весне из первого и второго рассказов. Нарисуй к рассказам картинку.

Задание 32. Прослушай рассказ.

Волки зимой

Трудно приходится волкам зимой. Все животные попрятались в свои норы. Да и скотиной негде поживиться. Зимой весь скот по дворам стоит. Бегают волки стаями, ищут где бы еду раздобыть.

Перескажи. Слова для объяснения: скотина, поживиться, дворы, стаями, раздобыть.

Задание 33. Прослушай сказку. Нарисуй к ней картинку. Перескажи.

Пузырь, Соломинка и Лапоть (Русская народная сказка)

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они однажды в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают как перейти. Лапоть предложил переплыть на Пузыре. Пузырь предложил перейти реку через Соломинку. Соломинка перетянулась через речку. Лапоть пошел по ней, а она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал да и лоп­нул.

Слова для объяснения: лапоть, соломинка, пере­тянулась.

Задание 34. Прослушай рассказы. Правильно ли они со­ставлены. Если нет, то почему ты так думаешь? Составь пра­вильный рассказ.

Зоя и лыжи

Зоя была рада. Она ходила на лыжах. Потом ка­талась хорошо. Зима, холод, а Зое жарко. Один раз Зоя упала. Зое купили лыжи.

Жучка

Ежик испугался и убежал. У нас есть собака Жучка. Раз во двор забежал ежик. Жучка сторожит двор. Жучка залаяла на ежа.

Гнездышко

Наутро пришли дети, а гнездышко было пустое. Дети нашли гнездышко и сняли его на землю. Птич­ка свила гнездышко на кусте. А в гнездышке были три птенчика. Жалко было детям птенчиков.

Уж

В лесу они собирали груздья. Зоя и Женя взяли корзины и пошли в лес. Подбежала Зоя: «Это же уж!» Не надо бояться ужа. Вдруг Женя закричала: «Змея!» Уж безвреден. Он даже полезен.

Кто увидел ужа? Чем полезен уж? Как отличить ужа от змеи?

Если дети затрудняются, логопед дает пояснение.

Загадки для заучивания.

Сто одежек Лежит меж грядок

И все без застежек. Зелен и сладок.

(Капуста.) (Огурец.)

Конь бежит,

Живет без тела, Земля дрожит,

Говорит без языка, Из ушей дым валит.

Никто его не видит, (Паровоз.)

А все слышат.

(Эхо.)

Железный нос

Долговязый Тимошка В землю врос,

Бежит по узенькой Режет, копает,

дорожке. (Дождик.) Зеркалом сверкает.

(Плуг.)

Стихи для заучивания.

Узелок

Не завяжешь Не заштопаешь

Узелок, Чулок.

Потеряешь Не развяжешь

Башмачок. Узелок,

Не завяжешь Не достанешь

Узелок, Кренделек.

Слова для объяснения: узелок, заштопаешь, крен­делек.

Медвежата

Не знали медвежата,

И давай с ежатами

Что колются ежата,

Играть, как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слезы:

—Ежики — занозы!

Испугались ежики:

Несут щипцы и ножики

И давай по штучке

Вынимать колючки. (Э. Котляр.)

Улетают журавли

Улетают журавли

Далеко, на край земли,

За поля и за луга,

За высокие стога.(В. Татаринов.)

...Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! (К. Чуковский.)

...От вороны карапуз убежал, заохав.

Мальчик этот просто трус.

Это очень плохо.(В. Маяковский.)

Перебивалка

За рекой...

За какой?

За широкой такой!

Проживал крокодил...

Что жевал крокодил?

Не жевал!

Про-жи-вал!

Просто жил крокодил!

Но ведь ты говорил.

Что он что-то жевал?

Или пере-жи-вал?

Ох, ну ладно, жевал!

Страшно переживал!

И кусал и глотал

Тех, кто пе-ре-би-вал!

(А. Кондратьев.)

Ни разу

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

(А. Кондратьев.)

Одолжи мне крылья Одолжи мне крылья, Милый мотылек... На листок зеленый Ты поспать прилег. В небе звезды всплыли,, Свет их так далек... Одолжи мне крылья, Милый мотылек. Я на них слетаю В синюю страну. А когда проснешься, Их тебе верну.

(В. Татаринов.)

Звук Ч

Артикуляция звука ч. Язык находится в верхнем положе­нии. Широкий кончик языка поднимается к твердому нёбу. Сначала образует смычку, затем отходит и образует щель с твердым нёбом. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, губы выдвигаются вперед. Сильная теплая воздушная струя. Голосовые связки разомкнуты, голос не звучит.

Упражнения для подготовки звука ч1. Постановка звука ч.

Наиболее эффективным способом является постановка зву­ка ч от звука г. Язык при этом находится в верхнем положе­нии. Края языка плотно прикасаются к верхним коренным зубам,

Ребенку предлагается произнести слитно два звука — г и ш.

Слышим звук, похожий на звук ч. Артикуляция губ та же, что и на звук ш. Воздушная струя сильная, теплая.

Закрепить звук ч целесообразно в закрытых слогах.

Закрепление звука ч в слогах и словах

Задание 1. Произнеси слитно два звука.

Звуки З и Ж в предложениях - student2.ru Звуки З и Ж в предложениях - student2.ru А АЧ

Звуки З и Ж в предложениях - student2.ru Звуки З и Ж в предложениях - student2.ru О ОЧ

Звуки З и Ж в предложениях - student2.ru Звуки З и Ж в предложениях - student2.ru У УЧ

Звуки З и Ж в предложениях - student2.ru Звуки З и Ж в предложениях - student2.ru Звуки З и Ж в предложениях - student2.ru Звуки З и Ж в предложениях - student2.ru Звуки З и Ж в предложениях - student2.ru Звуки З и Ж в предложениях - student2.ru Ч

И ИЧ

Е ЕЧ

Я ЯЧ

Задание 2. Произнеси слоги отраженно с трехкратным повторением.

АЧ — АЧ — АЧ УЧ —УЧ —УЧ ЕЧ —ЕЧ —ЕЧ

ОЧ —ОЧ—ОЧ ИЧ —ИЧ —ИЧ ЯЧ —ЯЧ —ЯЧ

См. упражнения к постановке звука ш.

Задание 3. Запомни и произнеси ряды слогов.

АЧ — ОЧ — АЧ УЧ —АЧ —УЧ АЧ —ОЧ—УЧ

ОЧ —АЧ — ОЧ ОЧ —УЧ —ОЧ ИЧ —ЕЧ —ЯЧ

Задание 4. Произнеси слова отраженно.

Ткач, вскачь, силач, плач, грач, горяч; ночь, дочь, почта, почка, ночка, дочка; дичь, клич, кир­пич ; мечь, печь, течь, речь, жечь.

Задание 5. Закончи предложения одним словом.

Ковер ткал ... (ткач). Лошадь понеслась ... (вскачь). Этот спортсмен ... (силач). Весенняя пти­ца ... (грач). После вечера наступает ... (ночь). У мамы послушная ... (дочь). Лодка дала ... (течь). Для постройки кирпичного дома нужен ... (кирпич).

Задание 6. Произнеси слоги и слова отраженно.

ЧА —ЧА —ЧА —чай

ЧУ —ЧУ —ЧУ —чудо

ЧО —ЧО —ЧО— каблучок

ЧИ —ЧИ —ЧИ —чиж

ЧЕ — ЧЕ — ЧЕ — чек

Задание 7. Произнеси слова отраженно.

4ай, час, чайки, чашки, чайник, часто, туча, да­ча, куча, чудо, чудный, чушки, чулок, чулан, чугун, чок-чок, бычок, бачок, сучок, сачок, каблучок, чи­жик, мячи, калачи, кирпичи, врачи, грачи.

Задание 8. Измени слова по образцу.

Образец, а) Дача— дачи. б) Дачи—дача.

а) Дача —... , куча —... , туча —... , свеча — ... , встреча —... .

б) Дачи —... , тучи —... и т. д.

Задание 9. Измени слова по образцу. Образец. Сумка — сумочка.

Булка —... , сумка —... , галка —... , палка — ... , сетка —... , белка — ... , тумба —... , ваза — ... , лейка —... , ложка —... , книжка —... , чаш­ка —... .

Задание 10. Измени слова по образцу. Образец. Лена — Леночка.

Леня —... , Оля —... , Сеня —... , Сема —... , Света —... , Нина — ... , мама — ... , папа —... , тетя —... , дядя —... .

Задание 11. Запомни и назови ряды слов.

ночь — ночка — ночной почта — дача — почка

дочь — доченька —дочурка туча — девочка — тачка

Леночка — мамочка — девочка

печь — печи — выпечка почта — почтальон — почтовый

Задание 12. Назови слова, похожие на слова ндчъ, дочь, печь, почта.

Задание 13. Измени слова по образцу. Образец. Червяк — червячок.

Сундук —... , сук —... , бык — ... , бок —... , бак —... , каблук —... , старик — ... .

Задание 14. Измени слова так, чтобы появился звук ч. Образец. Конец — кончик.

Палец —... , огурец —... , ларец —... , конец — ... , зубец — ... , скворец —... , птенец —... , заяц —... .

Задание 15. а) В названии какой посуды слышим звук ч? Нарисуй эту посуду.

б)В названии какой одежды слышим звук ч? Нарисуй эту одежду.

в)В названии каких птиц слышим звук ч ?

Задание 16. Закончи загадки одним словом.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих :

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи ... (словечко).

Ждет он и вздыхает!
— Слова не хватает!



Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками,

Тоненькими ... (спичками).

Мне, видно, от рожденья

Такой характер дан,

Что я люблю движенье.

На то я ... (чемодан).



По небесам оравою

Бредут мешки дырявые.

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой ... (тучи).

На лугу, среди букашек

Поднялся переполох:

Оттеснил семью ромашек

Великан ... (чертополох).

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Белый ... (одуванчик).

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ... (черепаха).

Твои помощники — взгляни —

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик,

Послушен каждый ... (пальчик).Е. Серова.)

Задание 17. Прослушай стихи. Найди одинаково звучащие слова. Объясни их смысл.

Ключ

Потеряла Аленушка ключ.

На опушке искала — не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Но не этот ей нужен, как видно! (Я. Козловский.)

Птицы поют

Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.(Я. Козловский.)

Любопытный суслик

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

Где вы были? — У лисички!

Что вы ели там? — Лисички.

1. У кого была в гостях норка?

2. Чем угощала лисичка норку?

Ударение

Мне слово «чудно» Изменить не трудно: Поставил ударение на «о» — Исчезло «чудно», Родилось «чудно». (Я. Козловский.)

Чем отличаются слова чудно, чудно!



Звук ч в предложениях

Задание 18. Закончи предложения одним словом. Произ­неси целиком.

а) Мальчик кричит, а дети ,.. (кричат).

Мальчик стучит, а дети ... (стучат).

Скрипка звучит, а скрипки ... (звучат).

Пулемет строчит, а пулеметы ... (строчат).

б) Дети кричат, а мальчик ... (кричит).

Дети стучат, а мальчик ... (стучит).

Скрипки звучат, а скрипка ... (звучит).

Пулеметы строчат, а пулемет ... (строчит).

Задание 19. Закончи предложение одним еловом. Произ­неси его целиком.

Образец. У зайца ... (зайчонок).— У зайца зай­чонок.

а) У белки .... У белок ... .У галки ... . У га­лок .... У кролика .... У кроликов .... У сой­ки ... .У соек ....

б) Закончи предложение словосочетанием.

Повтори все предложение.

Образец. У зайца зайчонок. У зайцев зайчата. У зайца зайчонок, а у

зайцев — зай­чата.

Использовать материал из пункта а).

Задание 20. Ответь на вопросы по предметным картинкам.

Логопед выставляет пары картинок, например: белка и бельчата; галка и галчата; кролик и крольчата; заяц и зай­чата. Ставит вопросы: кто у кого? У кого кто?

Образец ответа. Крольчата у кролика. У кро­лика крольчата.

Задание 21. Ответь на вопросы: у кого что? Что у кого? — по картинкам,

Предлагаемые картинки: девочка, мячик, маль­чик, веночек, бабочка, сачок.

Образец ответа. У мальчика мячик и сачок. У девочки веночек и бабочка.

Задание 22, Ответь на вопросы по предъявленным логопе­дом картинкам: кто поймал бабочку? Надо ли ловить ба­бочек?

Задание 23. Произнеси предложения отраженно. Ответь на вопрос: кто как голос подает?

Воробей чирикает. Кузнечик стрекочет. Орел кле­кочет. Курица кудахчет. Курица-наседка квохчет. Лев рычит. Рыба молчит.

Словосочетания для объяснения: курица-на­седка.

Задание 24, Закончи предложение одним словом. Произ­неси его целиком. Ответь на вопрос: кто как голос подает.

а) Воробей .... Курица .... Лев .... Курица-наседка .... Орел .... Кузнечик .... Рыба ....

б) Воробьи .... Куры .... Львы .... Курицы-наседки .... Орлы .... Кузнечики .... Рыбы ....

Задание 25. Придумай разные предложения к двум-трем картинкам.

Логопед предлагает детям две или три предметные кар­тинки и просит составить любые предложения по ним. Напри­мер, картинки, изображающие маму, дочку, перчатки.

Варианты предложений. Мама купила дочке перчатки. Дочка подарила маме перчатки. Дочка дает маме перчатки. Мама говорит дочке: «Надень перчатки» и т. д.

Логопед привлекает детей к активному вниманию.

— Слушайте внимательно предложения товарищей. Если
услышите ошибку, исправьте. Предложения, составленные товарищем, не повторяйте.

Количество предметных картинок может увеличиваться.

Задание 26. Прослушай рассказ.

Наши рекомендации