I. характеристика и сравнение звуков
1. Произнести звуки р и рь.
2. Уточнить и сопоставить артикуляцию звуков.
3. Охарактеризовать звуки.
II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Поднять руку, услышав в слоге звук р, а потом — звук рь.
Бра, бро, брё, бря, бру, бры, бри, бре (так же с другими согласными). Арь, ар, ор, орь, ур, ырь, ярь, арь, арк, ирк, орьк, урьк, урк и т. д.
2. Поднять руку, услышав в слове звук р, а потом — звук рь.
Расчёска, товарищи, крыльцо, редиска, черепаха, черешня, черёмуха, цирк, курица, чердак; кирпичный, коричневый, горячий, ручной, чёрный, кудрявый, грязный.
(^ифференциация произношения звуков р—рь и р и рь в слогах
Повторить ряды слогов.
) «Оркестр». Класс делится на две группы: одна — «большие трубы», ая — «маленькие трубы». По команде учителя «трубы играют»:
Большие трубы» — ры-ры-ры, ра-ра-ра и т. д. Маленькие трубы» — ри-ри-ри, ря-ря-ря и т. д.
) Ра-ря-ро-рё, ра-ря-ро-рё и т. д. Повторить ряды слогов.
ра-тра-тря ра-кря-кря рю-хру-хру ра-бря-бра
хрю-дрю-крю три-хри-три пря-бря-кря прё-врё-мрё
и р и рь в словах
Назвать картинки, определить наличие звука р или рь в словах и раз-1ть картинки на две группы. Назвать ударный слог в словах.
ыба, горе, парад, бритва, сирень, топор, верёвка, орех, зарядка, трактор, си.
. Дополнить предложения одним словом по предметным картинкам или мыслу.
рис или рысь? |
la зайца напала хищная ... . тобы сварить рисовую кашу,
хорь или хор? горка или горько? |
курятник забрался хищный зверёк ... . а концерте в парке выступил школьный ....
)т лекарства во рту бывает ... . о дворе построена снежная ....
. Запомнить ряды слов в данной последовательности.
омар, комарик; топор, топорик; шар, шарик.
Е |
1росить, повторить, говорить, крикнуть, рыгать, играть, нырять, загорать. гра «Крысы или мыши?». (Отгадывание загадок.) Маленькие звери, серые шубы, длинные хвосты, острые зубы».
гчитель изменяет загадку так, что она звучит «ласково»: «Маленькие ьки, серенькие шубки, длинненькие хвостики, остренькие зубки». Ученикам лагается повторить измененную загадку, а потом — слова «серые — нькие», «острые — остренькие». Выбрать из них сначала слова со звуком потом — со звуком рь.
Звуки р и рь в словосочетаниях и в предложениях
1. Прослушать предложения и ответить на вопрос учителя, подчеркнуть
словосочетание. Использовать рисунки. Назвать в словосочетаниях слова со
звуком р, а потом — со звуком рь. • Рис. 251—254.
Котёнок чистый, а поросёнок грязный. Какой поросёнок?
Молодой дубок слабенький, а старый дуб крепкий. Какой старый дуб?
Ручей узкий, а река широкая. Какая река?
У мышки хвост длинный, а у зайки хвост короткий. Какой хвост у зайки?
2. Составить словосочетания со словами красный, красная, используя
картинки: помидор, морковь, рябина, редис, смородина, арбуз.
3. Повторить предложения за учителем. Кто больше запомнит предложений?
Мама проверяет Маринины тетради. У Марины всегда аккуратные тетради. На уроке Марина хорошо решает примеры. На перемене Марина играет в интересные игры.
* 4. Повторить предложения за учителем, используя картинки. Ответить на вопросы к рисункам. • Рис. 255—257.
Ирина варит варенье из красной смородины.
На грядке стоит корзина с красными помидорами.
Снегири прыгают под красной рябиной.
Из какой смородины Ирина варит варенье? Где стоит корзина с красными помидорами? Под какой рябиной прыгают снегири?
Звуки р и рь в текстах
1. Выучить пословицы и потешку.
На добрый привет — добрый ответ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Тра-та-та, тра-та-та! Отворяйте ворота!
2. Отгадать , и выучить загадки. Подчеркнутое двустишие повторить,
постепенно ускоряя темп.
То назад, то «перёд,Всем, кто придёт,
Ходит-бродит пароход.И всем, кто уйдёт,
Остановишь — горе: Она руку подаёт.
Продырявит море! (Дверь.)
(Утюг.)
3. Выучить стихотворения наизусть.
Два пушистых петушка Играют вместе во дворе, Поют и песни на заре, Как их сердитый папа.
Суп
Приготовим вкусный суп Из картошки и из круп, Из моркови и петрушки, Из капусты и подушки.
Из деревьев и игрушек, Но никак не из подушек. Это правда? Да! Да! Да! Из подушек — никогда! (С. Седов)
Игра «Кто больше составит предложений?».Прослушать текст к сю-ой картинке. Ответить полными предложениями на вопрос учителя: что делает?» * Рис. 258.
1ы наводим порядок. Папа тряпкой моет окна. Рома протирает дверь.
собирает мусор в ведро. Ира убирает рисунки. Боря наводит порядок афу. Мама на кухне варит варенье.
Прослушать тексты. Ответить на вопросы. Повторить тексты за учителем, ис. 259—263.
За грибами
бору много грибов. Я и Рома встаём рано и завтракаем. Мы берём ны. Короткой дорогой идём в сосновый бор. Много в бору боровиков, ков. Мы их осторожно срезаем. По тропинке пробираемся к роднику.
вкусную воду и идём домой.
уда идут ребята ранним утром?
акие грибы собирают ребята? Как они срезают грибы?
ачем ребята идут к роднику?
В зоопарке
ы с братом Юрой ходим в зоопарк. Там много разных зверей. Вот тигр, идит за решёткой и грозно смотрит на ребят. Самые забавные — это лшки. Мы смотрим, как они прыгают, грызут морковь.
ого ребята видят в зоопарке? го самый грозный? го самый забавный? го делают мартышки?
ИИН1И! НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНЛЛИ.ЧЛ И СИНИЛА
Произвести звуковой анализ слов гитара, сухари.
Определить, который по счету звук р(рь) в словах бритва, ракета,
хор, ремень, три.
т в е т: «В слове ремень звук рь — первый». Какие слова получатся?
#
1-й звук — р, 2-й звук — ы, 3-й звук — сь. 1-й звук — рь, 2-й звук — и, 3-й звук — с.
Составить и сравнить схемы этих слов.
.;•;> м; /* рь л. ль
Ч ,: ;.ь П-ИК (ИК\ И Г.РЛВНГНИ1>БУКОВ
1. Произнести звуки р, рь, л, ль.
2. Уточнить и сравнить артикуляцию этих звуков.
•,-iBh?H! C'UHl VЛ П1Ч1 f КОГО ИМ; Ш'ИЯТИЯ
1. Поднять руку, услышав в слоге звук р(рь), а потом — звук л(ль).
Ра, ро, ла, ля, рё, ря, ру, ло, лё, рю, лу, лю, ...
Кра, кро, кла, кля, крё, кру, кло, клё, крю, клу, клю, ...
2. Поднять руку, услышав в слове звук р(рь), а потом — звук л(ль).
Продавец, пограничник, борец, пловец, разведчик, врач, лётчик, моряк,
колхозник, учитель, ...
:'•': !"Н !'Г HUH ШИЯ ПКЖиКИИКНИЯ '.!>> КОК р! Р/>; .1;.1Ы . i,! р. рь и.i, ль в слогах
1. Произнести ряды слогов.
вра-вла кра-кла вра-вра-вла
гра-гла пра-пла вла-вла-вра
дря-для тре-тле вре-вле-вле
бри-бли фри-фли вле-вле-вре
2. Произнести ряды слогов с выделенным ударением.
Бра-бла-бла, дра-дла-дра, гря-гря-гля и т. д.
3. Произнести ряды слогов, постепенно ускоряя темп.
Кла-кра-кра, кла-кра-кра, ... . Кля-кля-кря, кля-кля-кря, ...
ip-vKH п. рь и л---ль в словах
1. Назвать животных по картинкам. Определить наличие в этих словах
звука р, рь а потом — звука л (ль).
Волк, лиса, крот, слон, лось, рысь, лев, кенгуру.
2. Назвать слова по картинкам. В названиях каких птиц имеются звуки
р (рь), л (ль)?Назвать ударный слог в данных словах.
Сорока, галка, ворона, соловей, снегирь, лебедь.
3. Добавить в предложение пропущенное слово по вопросу.
К нам пришёл красить стены (кто?) ... (маляр). Мы ждали (кс/го?)
(маляра). Мы помогали (кому?) :.. (маляру). /
4. Выбрать из каждой пары слов нужное и закончить предложение по
[ыслу или с опорой на картинку.
рожки или ложки? игра или игла? Марина или малина? жарит или жалит? |
Остались от козлика ножки да .... Рядом с тарелками на столе лежали шсивые вилки, ножи и ... .
Портнихе нужна .... Хоккей — спортивная ... .
В саду поспели ягоды: смородина и Ягоды в саду собирали Лена и ... . Пчела больно ... . Папа рыбу ... .
перелетает или переплывает? перелезает или переползает? |
5. Подобрать подходящее по смыслу слово-действие.
Самолёт через море ... . Корабль через море ....
Уж через дорогу ... . Кот через забор ....
Крот из норы ... .
Рита из бумаги красивый цветок ...
вырезает или вылезает?
вуки р, рь и л, ль в словосочетаниях и в предложениях
1. Игра «Что прибавилось? Кто прибавился?».Учитель ставит на наборное олотно четыре картинки, например птиц. Дети называют их. Потам вызванный (еник отворачивается, а в это время учитель добавляет еще одну картинку, ченик смотрит на картинки и отвечает полным предложением на вопрос: Кто прибавился?»
Образец. Прибавился воробей.
Лексический материал: клубника, груша, малина, абрикос, юродина; лебедь, голубь, воробей, сорока, ворона; верблюд, тигр, белка, ^сорог, зебра.
2. Ответить на вопросы учителя словосочетаниями, используя картинки.
Кто огромный? Кто большой? Кто маленький? Кто полосатый? Кто
фЫЙ?
Слова (рисунки) для справок: волк, слон, верблюд, кролик, 'бра.
3. Повторить за учителем предложения.
Сентябрь, октябрь, ноябрь — это осень. Декабрь, январь, февраль — это зима. Март, апрель, май — это весна.
4. Повторить названия весенних месяцев, постепенно ускоряя темп.
5. Повторить предложения за учителем, затем ответить на вопросы к а кой?
какая? к а кие? словосочетанием.
Суп из картофеля — суп (какой?) картофельный. Котлета из рыбы — котлета (какая?) ... . Котлеты из риса — котлеты (какие?) ... . Крыша из железа — крыша (какая?) ... .
Игра «Магазин «Игрушки».
На столе разложены игрушки (или расставлены предметные картинки на наборном полотне).
Ученикам предлагается выбрать игрушку, определить, какой звук имеется в названии этой игрушки (л, ль, р, рь), и ответить на вопрос: «Какую игрушку ты выбрал?»
Ответ: «Я выбрал (а) игрушку Буратино. В слове Буратино звук р».
Лексический материал: матрёшка, барабан, Буратино, кукла, кораблик, юла, вертолёт, клоуны, Петрушка, Хрюша, солдатик.
7. Игра «Скажи правильно».Прослушать предложение, найти ошибку
и повторить предложение правильно.
а) Класс — в поле, а корова — в школе.
б) У Андрюшки рожки, а у козлёнка ложки.
8. Повторить предложения за учителем.
Малиновое варенье ароматное.
Клюквенный сок кислый, а грушевый — сладкий.
Мы смотрели по телевизору программу для малышей.
9. Ответить на вопросы полным предложением.
Кто красит крыши и стены? Кто мастерит мебель? Кто выдаёт книги в библиотеке?
Слова для справок: библиотекарь, маляр, столяр.
10. Определить количество слов в предложении.
Ребята красили забор краской.
Звуки р, рь и л, ль в текстах
1. Выучить пословицы.
Февраль силён метелью, а март — капелью. Март — с водой, апрель — с травой. Волка ноги кормят.
2. Отгадать и выучить загадки.
Серый байковый зверюшка, Ну-ка, кто он? Отгадай
Косоглазый длинноушка. И морковку ему дай. (Зайка.)
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
3. Выучить шутки и стихотворения.
Дятел дерево долбил, Деда стуком разбудил.
Пингвин
Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. На морях в былые годы Обгонял я пароходы. А теперь я здесь, в саду, Тихо плаваю в пруду.
На картинке — три картинки: На одной картинке — кот, На другой картинке — крынка, А на третьей на картинке — Хитрый кот из красной крынки Молоко лакает-пьёт.
Путаница
Замяукали котята:
<Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
Мокнут парки и поля, Мокнет мокрая земля, И далеко от земли Мокнут в море корабли.
Воробей в зоопарке
Где обедал, воробей? — В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решёткою у льва.
Побывал у носорога, Отрубей поел немного.
Маляр
Красить комнаты пора — Пригласили маляра. . Он приходит в новый дом С яркой краской и с ведром.
И принесли к нему зайку, Такого больного, хромого. И доктор пришил ему ножки. И заинька прыгает снова.
4. Прослушать текст. Пересказать.
Хитрая лиса
Лиса была голодна. Она легла на снег и закрыла глаза. Налетели вороны сели недалеко от лисы. Лиса притворилась мёртвой. Тогда вороны под-'ели совсем близко. Одна ворона клюнула лису в хвост, другая хотела онуть в нос. Лиса и схватила глупую ворону.
!'\.ШИТИЬ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО ДН\.ГШЗ\ И ГИНТРЗД
1- В названии какого весеннего месяца есть звук р? В названии какого сеннего месяца есть звуки рь и ль?
2. Произвести звуковой анализ слова кролик по схеме. Определить арный слог.
3. Какие слова получатся?
1-й звук — в, 2-й звук — о, 3-й звук — л, 4-й звук — к. 1-й звук — к, 2-й звук — р, 3-й звук — о, 4-й звук — т.
Дополнительный словарь
Рубль, рояль, лагерь, маляр, горло, апрель, грелка, слесарь, столяр, корабль, февраль, портфель, верблюд, мармелад, крокодил, вертолёт, берлога, прогулка, лекарство, балерина, телевизор, проволока, библиотекарь, физкультурник; варил, красил, пропал, мастерил, прыгнул, говорил, ремонтировал; глаголы с приставками пре-, пере-, при-, про-, рас-.
5ВУК Ж Словарь
I. Слова без стечения согласных
Существительные
Жук, жир, жар, жаба, жало, ножи, ужи, ежи, лужа, кожа, лыжи, рыжик, жёлудь, лужок, ужин, жакет, пожар, живот, этажи, вожатый, сапожок, ежевика, мороженое, жеребёнок.
Глаголы
Жарю, хожу, вожу, сижу, бужу, ужу, вяжу, лежу, режу^ вижу, живу, жалит, бежит, может, положу, жалею, уважаю, обижаю, ужинаю.
•Прилагательные
Ниже, уже, кожаный, рыжий.
Частицы
Же, уже, тоже.
II. Слова со стечением согласных
Существительные
Дождь, флажок, пиджак, лыжник, журнал, лыжня, стужа, жидкость, жасмин, одежда, сапожник, художник, лужайка, снежинка, медвежонок, животное, крыжовник.
Глаголы
Жду, скажу, гляжу, глажу.
Прилагательные
Нужный, важный, лыжный, жадный, жёлтый, нижний, ближний, книжный, ножной, свежий, снежный, бумажный, вежливый, отважный, железный, дождливый, одноэтажный (2-, 5-, 7-, 8-, много-), неуклюжий, бережливый.
Наречия
Жалко, однажды, вежливо и другие наречия, образованные от качественных магательных (см. выше).
Местоимение /
Каждый. i
[АРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
1. Произнести звук ж.
2. Уточнить артикуляцию звука.
3. Охарактеризовать звук.