Этические и социальные аспекты тестирования
Психологов давно волновали вопросы профессиональной этики в связи с применением их специфического инструментария как в научных исследованиях, так и в практической работе. Конкретным примером внимания психологов к этим вопросам является систематическая эмпирическая программа, начатая в начале 1950-х гг. с целью разработки первого официального кодекса профессиональной этики. Это масштабное предприятие имело следствием подготовку системы норм, которая была официально принята Американской психологической ассоциацией (АПА) и впервые опубликована в 1953 г. Эти нормы подвергаются непрерывному пересмотру и уточнению, что отражается в периодической публикации исправленных и дополненных версий. Нынешняя версия — Этические принципы психологов и Кодекс поведения (Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct — АРА, 1992)1 — включает в себя преамбулу и шесть общих принципов, предназначение которых — воодушевлять психологов на служение высшим идеалам (highest ideals) этой профессии. Кроме того, туда входят восемь этических норм, с обеспеченными правовой санкцией правилами (enforceable rules) для психологов, работающих в самых разных организациях.
Выполнение Кодекса этики обеспечивается действиями Комитета АПА по этике (АРА Ethics Committee), занимающегося расследованием жалоб на членов ассоциации и вынесением по ним решений. Правила и порядок работы этого комитета, так же как и годовые отчеты о его деятельности, публикуются в журнале American Psychologist — официальном печатном органе АПА (см., например, АРА, Ethics Committee, 1995,1996). Крайне необходимый справочник, предлагающий комментарии и иллюстрации применения этических норм, был подготовлен бывшими членами Комитета по этике, участвовавшими в подготовке самой последней версии Кодекса этики (Canter, Bennett, Jones, & Nagy, 1994). Другой полезный сборник исторических и современных материалов по этике в психологии, включая обсуждение нравственных дилемм в различных контекстах, составил недавно Берсов (Bersoff, 1995). Объемистый том
1 Чтобы как можно шире распространить Этические принципы психологов и Кодекс поведения (в дальнейшем — Кодекс этики), АПА будет бесплатно высылать одну копию этого документа любому, кто обратится с такой просьбой.
Часть 5. Области применения тестирования
под названием «Этика в психотерапии и консультировании» (Ethics in Psychotherapy and Counseling (Pope, & Vasquez, 1991) включает главу по этическим проблемам психологической оценки, содержащую полезные практические советы. Наконец, Вайне-ром (Weiner, 1995a) недавно была написана полезная глава о том, как предупреждать возникновение этических и правовых проблем при оценке личности.
Девяностые годы свидетельствовали о быстром увеличении количества исков на федеральном и местном уровнях, судебных решений и профессиональных руководств (написанных с разных позиций), направленных на ограничение возможностей психологической практики вообще, и использования психологических тестов в частности. Некоторые из этих событий уже обсуждались в предыдущих главах в связи с частными вопросами тестирования и практической работы психологов. Очень часто соче-танное действие этих запретов и предписаний приводило психолога-практика в замешательство и выливалось в непоследовательность действий и конфликты.
Все больше и больше внимания уделяется поставщикам психологических услуг, вынужденным постоянно балансировать между этическими принципами профессии, правовыми и лицензионными нормами, да еще и институционной политикой организаций, в которых они работают. В соответствии с этим, АП А через свои многочисленные бюро и комитеты постаралась обеспечить руководством и информацией своих членов, осуществляя текущий контроль за соответствующими событиями и распространяя стандарты, инструкции, положения и заявления по вопросам, которые могут представлять проблему для практикующих психологов. Общие инструкции для поставщиков психологических услуг ( General Guidelines for Providers of Psychological Services — АРА, 1987а) и Специальные инструкции по поставкам услуг (Specialty Guidelines for the Delivery of Services [АРА, 1981 — в настоящее время пересматриваются]) были изданы и распространены для оказания помощи тем, кто занимается профессионально психологической практикой в разных контекстах. Дополнительное руководство в более узких вопросах обеспечивается другими документами, такими как «Инструкции по оценкам опеки над ребенком в бракоразводном процессе» (Guidelines for Child Custody Evaluations in Divorce Proceedings), составленные Комитетом по профессиональной практике и профессиональным стандартам (АРА, COPPS, 1994). Еще несколько специальных инструкций упоминаются на протяжении этой главы. Вдобавок ко всему, начиная с конца 1980-х гг., АПА выпускает серийное издание, тома которого содержат сводки и анализ законов каждого штата, затрагивающих интересы специалистов в области психического здоровья (mental health); ко времени написания этой книги, было опубликовано уже около дюжины томов, а ряд из них — переиздан в обновленной редакции (см., например, Caudill, & Pope, 1995; Petrila, & Otto, 1995; Shuman, 1990,1993; Wulach, 1991).
Комитет АПА по психологическим тестам и психологической оценке (АРА Committee on Psychological Tests and Assessment [CPTA]), в частности, занимается рассмотрением проблем, касающихся практики надежного тестирования и оценки, и обеспечением технического консультирования других групп АПА в отношении такой практики. Этим комитетом подготовлен ряд документов, позднее упоминаемых в этой главе, содержащих правила разрешения проблем, связанных с применением тестов. СРТА также анализирует работу Объединенного комитета по практике тестирования (Joint Committee on Testing Practices \JCTP]) — группы, созданной АПА и другими профессиональными организациями, связанными с тестированием. В свою очередь, Объеди-
Глава 18. Этические и социальные аспекты тестирования
ненный комитет разработал Кодекс честной практики тестирования в образовании (Code of Fair Testing Practices in Education (JCTP, 1988) и другие материалы, нацеленные на усовершенствование способа применения тестов и на предотвращение их неправильного использования (см., например, Eyde et al., 1988,1993). В настоящее время JCTP готовит «Положение о правах и обязанностях лиц, проходящих тестирование» (Rights and Responsibilities of Test Takers).
В главе 1 были рассмотрены некоторые аспекты роли пользователей тестов и то, как выглядит тестирование с позиций тестируемых. В этой главе мы обратимся к этическим и социальным проблемам, влияющим на использование тестов в разных сферах жизни и деятельности. В добавление к вопросам, касающимся профессиональной компетентности, мы кратко обсудим сферу ответственности издателей тестов, право тестируемого на неприкосновенность личной жизни, проблему конфиденциальности и тестирование лиц, принадлежащих к разного рода меньшинствам. Хотя мы и будем в некоторой степени касаться действия законов, детальное рассмотрение множества правовых аспектов практики тестирования выходит за рамки нашей компетенции. По этой причине мы отсылаем заинтересованного читателя к различным литературным источникам, упоминаемым в этой и других главах учебника (см., в частности, главы 9 и 17).