Роль компьютеров в психологической оценке
Такая услуга, как автоматизированный подсчет показателей многих видов тестов, включая личностные опросники типа стандартизованных самоотчетов, доступна пользователям уже в течение нескольких десятилетий. Большинство компьютерных программ выполняют также типовой статистический анализ, предоставляя такую дополнительную информацию, как разные типы производных показателей, интервалы показателей в единицах SEM и профили показателей. Описательные заключения (носящие рекомендательный характер!) представляют собой более тонкое применение машинной технологии к составлению отчетов и использованию тестовых данных (Butcher, 1987; Moreland, 1992). По существу, эти программы работают с большими базами данных в виде качественных интерпретирующих утверждений, привязанных к определенным уровням или паттернам количественных показателей. Помимо экономии времени клинициста, эта процедура обладает и другими преимуществами. Компьютер может методично и последовательно вести поиск информации в гораздо более обширной базе данных, чем это мог бы сделать любой клиницист в одиночку; он также способен безошибочно применять к актуарным данным более сложные правила отбора интерпретирующих утверждений и, наконец, он позволяет вводить в процесс подготовки заключения другие уместные переменные, такие как демографические данные из разных нормативных совокупностей.1
Бесспорно, потенциальный вклад компьютеров в область психологической оценки выглядит впечатляюще (Butcher, 1987; Eyde, 1987; Gutkin, & Wise, 1991; Moreland, 1992). Однако большая часть этого потенциала только начинает осваиваться (Embret-son, 1992). Например, применение ветвящихся процедур (branching techniques) и адаптивного тестирования, преимущества которых сейчас широко признаны в области тестирования способностей, только начинает проникать в сферу тестирования личности (Ben-Porath, & Butcher, 1986; Jackson, 1985,1991) и пока еще не привело к созданию инструментов, пригодных для клинического использования.
С другой стороны, компьютерные технологии привели к созданию и быстрому распространению множества новых инструментов для оценки когнитивного функционирования, которые уже используются в клинической нейропсихологии, а также в
1 Большинство издателей и дистрибьюторов программного обеспечения для построения профилей тестовых показателей, составления описательных заключений и других вариантов машинной интерпретации тестов снабжают потенциальных пользователей образцами заключений и демонстрационными программами. В добавление к этому, такое издание, как Psycfavare Sourcebook (Krug, 1993), являющееся одним из наиболее полных источников текущей информации о программных продуктах в области автоматизированной психологической оценки, содержит репродукции множества образцов отчетов и заключений.
Часть 5. Области применения тестирования
области оценки недостаточной специфической обучаемости и расстройств внимания (см., например, Krug, 1988,1993; Stoloff, & Couch, 1992). В обозримом будущем вряд ли стоит надеяться на то, что адекватную оценку нейрокогнитивного функционирования можно будет получить исключительно средствами компьютеризованного тестирования (Golden, 1987). Тем не менее компьютеры уже сейчас делают возможным более точное варьирование условий предъявления задачи испытуемому, с тем чтобы оценить выполнение ее различных компонентов. Кроме того, они позволяют регистрировать и оценивать параметры реакций (например, распределение ответов во времени) способами, применение которых невозможно при проведении бланковых или даже индивидуальных тестов. «МикроКог: Оценка когнитивного функционирования» (MicroCog: Assessment of Cognitive Functioning — Powell et al., 1993; Powell, & Whitla, 1994a, 1994b) — пример недавно разработанной компьютеризованной батареи, предназначенной для скрининга по возможным признакам нарушения когнитивных функций у взрослых людей. «МикроКог» состоит из 18 субтестов в таких областях, как внешнее и внутреннее внимание, память, рассуждение и вычисление, оперирование пространственными образами и время реакции, разработанных с прицелом на максимальное использование уникальных возможностей компьютерных технологий. Потенциальные области применения этого относительно быстрого и недорогого теста включают оценку когнитивного снижения у пожилых людей (в диапазоне от легкого до умеренного уровней) и мониторинг познавательной деятельности работников, которые могут подвергаться вредным для организма воздействиям; его также можно использовать и для других целей, прежде всего там, где требуется точная оценка ней-рокогнитивных изменений.
Было разработано много других новых инструментов для оценки отдельных функций, и, несомненно, их станет еще больше в ближайшем будущем. Среди самых первых тестов этой группы есть несколько тестов непрерывной деятельности (continuous performance tests), таких как Тест параметров внимания (Test of Variables of Attention [TO VA] — Leark, Dupuy, Greenberg, Corman, & Kindschi, 1996), который доступен пользователям как в слуховом, так и в зрительном вариантах. К дополнительным примерам относятся Тест непрерывной следящей деятельности ( Vigil Continuous Performance Test [ VIGIL] — Cegalis, Cegalis, Bowlin, 1993) и Слуховой тест последовательного сложения в заданном темпе (Paced Auditory Serial Addition Test [PASAT] — Cegalis & Birdsall, 1995); оба содержат мультимедийные комплекты программного обеспечения, позволяющие оценивать внимание в зрительной и слуховой модальностях. На рис. 17-5 изображен ребенок, проходящий зрительный вариант Теста параметров внимания (ТО VA).
Если посмотреть с другой стороны, то компьютеры обладают еще и потенциальными возможностями в плане интеграции данных из многих источников, включая все виды имеющихся тестов, истории болезни и данные непосредственного наблюдения за поведением (см., например, Watkins, & McDermott, 1991). Хотя, вероятно, и можно было бы предать компьютеру выполняемую клиницистом функцию синтезирования данных по индивидуальному случаю, но необходимая для разработки и поддержки таких интегративных программ компьютеризованная база данных пока еще отсутствует.
Нужно иметь в виду, что в этих современных приложениях тестирования встречается немало подводных камней (Moreland, 1992). Большинство доступных пользователям систем машинной интерпретации тестов объединяют в себе клинические и статистические методы. Специфическая «смесь» количественных данных и клинических оценочных суждений различается от системы к системе, так же как различается
Глава 17. Основные области применения тестов в наше время
Рис. 17-5.Ребенок, проходящий Тест параметров внимания (TOVA), отвечает на стимулы,
нажимая на внешний миниатюрный выключатель, подсоединенный к одному
из портов компьютера
(С любезного разрешения American Guidance Service)
техническое качество баз данных и клиническое качество суждений. Кроме того, информация, необходимая для оценки конкретной системы, часто оказывается недоступной вследствие мер по охране собственности фирмы-производителя.
Скорее всего, именно отсутствие необходимой технической информации вызвало широкую обеспокоенность возможным неправильным использованием программ машинной интерпретации тестов (Eyde, & Kowal, 1987; Fowler, & Butcher, 1986; Mataraz-zo, 1986 a, 1986 b; Moreland, 1987). Некоторые программы уже отвечают соответствующим научным и профессиональным стандартам или перерабатываются в настоящее время для достижения этой цели; сведений о качестве ряда программ вообще нет, они никогда не рецензировались квалифицированными специалистами; и несравнимо большее их число явно переоценивается вследствие непроверенных заявлений в изданиях рекламного характера. Первые инструктивные материалы по оценке и использованию услуг машинной интерпретации были опубликованы Американской психологической ассоциацией в 1986 г.; переработанные положения этих инструкций и дополнения к ним включаются в новые Стандарты тестирования, работа над которыми ведется в настоящее время. Некоторые дополнительные инструктивные материалы по использованию компьютеризованных средств психологического тестирования можно найти в других публикациях (см., например, Bersoff, & Hofer, 1991; Moreland, 1992).
Заключительные замечания.В целом, область психологической оценки в том виде, как ее применяют на практике разные специалисты, подвергается столь же быстрым изменениям, как и другие области, рассмотренные в этой главе. В добавление к непрерывно расширяющемуся множеству разработок с использованием вычислительных машин и к другим тенденциям, которые уже выделились к концу последнего
Часть 5. Области применения тестирования
раздела данной главы, отмечается возобновившаяся потребность в средствах оценки, ориентированных на положительный полюс психического здоровья, а не на психопатологию. Один недавний пример — Опросник качества жизни (Quality of Life Inventory [QOLI\ — Frisch, 1994), который служит мерой удовлетворенности жизнью и может применяться как при планировании лечения, так и оценке его результатов. Несколько других инструментов этого типа сейчас находятся на разных стадиях разработки. Еще одной интересной и пока единственной новинкой такого рода является Опросник кросс-культурной адаптивности (Cross-Cultural Adaptability Inventory [ССАГ\ — С. Kelley & Meyers, 1993), который, как можно судить по названию, представляет собой инструмент самооценки, предназначенный помочь людям принять решение о своей готовности приспособиться к другим культурам. Вопросник для оценки адаптации студентов к колледжу (Student Adaptation to College Questionnaire [SACQ] — R. W. Baker, & Siryk, 1989) — еще один инструмент, который, подобно CCAI, служит типичным примером применения психологического тестирования для самопонимания и самосовершенствования. Такое применение тестирования является прямым следствием влияния психологического консультирования и, по всей вероятности, получит большое распространение в будущем.