Тема X. Создание моделей индивидуальных занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы
Особенности начального, продвинутого и заключительного этапов коррекционной работы по звукопроизношению. Приоритетные направления работы на каждом из этапов. Составление планов-конспектов индивидуальных занятий для каждого этапа. обсуждение разработанных моделей занятий. Проведение индивидуальных занятий по предлагаемым моделям.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины. Тема. | Форма самостоятельной работы | Кол-во часов | Форма контроля выполнения самостоятельной работы |
Обследование детей как важнейший этап подготовки к проведению индивидуальных занятий. | Разработать протоколы логопедического обследования различных сторон речи. Подобрать речевой материал. | Выполнение тестов | ||
Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики. | Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики | Выполнение тестов | ||
Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию фонематического восприятия. | Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по развитию фонематического восприятия (по заданной теме). Подобрать и систематизировать речевой материал. | Выполнение тестов | ||
Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков | Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков (на выбор). Подобрать речевой материал для автоматизации соответствующих звуков на начальном, продвинутом и заключительном этапах. | Выполнение тестов | ||
Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по дифференциации звуков. | Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по дифференциации звуков. Подобрать речевой материал. | Выполнение тестов | ||
Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией | Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по ф ормированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией. Подобрать игры и упражнения. | Выполнение тестов | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Организация практических занятий по данной дисциплине предусматривает аудиторные занятия и выходы в практические учреждения. В содержании данной дисциплины учитываются межпредметные связи с такими дисциплинами как «Логопсихология», «Логопедия» (разделы: дислалия, ринолалия, нарушения голоса, дизартрия, алалия, нарушения письма и чтения, заикание), «Логопедические технологии», «Онтогенез речевой деятельности» и др.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Тема 1. Индивидуальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми.
План.
1. Принципы организации индивидуальной работы с детьми.
2. Система планирования и проведения индивидуальной работы логопеда в условиях детского сада для детей с нарушениями речи.
3. Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией.
4. Анализ перспективных и текущих планов индивидуальных занятий с детьми с дислалией, ринолалией.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Анализ перспективных и текущих планов индивидуальных занятий с детьми с дислалией, ринолалией.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить фрагмент протоколов обследования по разделам: артикуляционная моторика; звукопроизношение, фонематическое восприятие.
Литература:
Основная
1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная:
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.
2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.
3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Тема II. Обследование детей как важнейший этап подготовки к проведению индивидуальных занятий.
План.
1. Изучение личных дел, речевых карт, индивидуальных тетрадей детей.
2. Участие в логопедическом обследовании детей и обсуждении его результатов.
3. Подготовка студентами фрагментов протоколов обследования артикуляционного аппарата, произносительной стороны речи и фонематического восприятия.
4. Проведение фрагментов обследования с последующим анализом и составлением заключений (по разделам).
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Изучение личных дел, речевых карт, индивидуальных тетрадей детей.
2. Участие в логопедическом обследовании детей и обсуждении его результатов.
3. Подготовка студентами фрагментов протоколов обследования артикуляционного аппарата, произносительной стороны речи и фонематического восприятия.
4. Проведение фрагментов обследования с последующим анализом и составлением заключений (по разделам).
Задания для самостоятельной работы:
Провести фрагмент логопедического обследования ребёнка с дислалией.
Разработать протоколы обследования различных сторон речи.
Литература:
Основная
1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная:
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.
2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.
3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Тема III. Задачи и содержание индивидуальных занятий с детьми с дислалией и ринолалией на разных этапах работы.
План.
1. Направления индивидуальной работы с детьми.
2. Формулировка задач индивидуального занятия в соответствии с ведущими направлениями работы.
3. Принципы отбора речевого и дидактического материала.
4. Структура занятия. Зависимость содержания занятия от этапа индивидуальной работы в целом и от этапа работы над конкретным звуком (начальный, продвинутый, заключительный).
Вопросы для коллективного обсуждения.
1. Направления индивидуальной работы с детьми.
2. Структура занятия.
3. Зависимость содержания занятия от этапа индивидуальной работы в целом и от этапа работы над конкретным звуком (начальный, продвинутый, заключительный).
Задания для самостоятельной работы.
Разработать план-конспект индивидуального занятия с ребёнком с дислалией (ринолалией).
Литература:
Основная
1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная:
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.
2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.
3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Тема V. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики.
План.
1. Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией и ринолалией.
2. Составление перспективного и текущего плана работы над артикуляцией.
3. Отбор артикуляционных упражнений общего и частного характера и распределение их в структуре занятия.
4. Разработка фрагментов занятия по формированию артикуляционной моторики.
5. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Вопросы для коллективного обсуждения.
1.Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией и ринолалией.
2. Составление перспективного и текущего плана работы над артикуляцией.
3. Отбор артикуляционных упражнений общего и частного характера и распределение их в структуре занятия.
4. Разработка фрагментов занятия по формированию артикуляционной моторики.
Задания для самостоятельной работы.
Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики.
Литература.
Основная
1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная:
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.
2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.
3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Тема VI. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию фонематического восприятия.
План.
1. Характеристика особенностей фонематического восприятия у детей с дислалией и ринолалией.
2. Составление перспективного и текущего плана работы над фонематическим восприятием.
3. Виды заданий по развитию фонематического восприятия.
4. Разработка фрагментов занятия по развитию фонематического восприятия.
5. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Вопросы для коллективного обсуждения.
1. Характеристика особенностей фонематического восприятия у детей с дислалией и ринолалией.
2. Составление перспективного и текущего плана работы над фонематическим восприятием.
3. Виды заданий по развитию фонематического восприятия.
4. Разработка фрагментов занятия по развитию фонематического восприятия.
5. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Задания для самостоятельной работы.
1.Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по развитию фонематического восприятия (по заданной теме).
2.Подобрать и систематизировать речевой материал.
Литература.
Основная
1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная:
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.
2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.
3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Тема VII. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков.
План.
1. Нарушения звукопроизношения при дислалии, сложной дислалии, ринолалии.
2. Перспективное планирование работы по коррекции звукопроизношения.
3. Овладение различными способами постановки звуков. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, микротекстах.
4. Требования к отбору речевого материала для автоматизации звуков на различных этапах работы над звукопроизношением.
5. Разработка фрагментов занятия по постановке и автоматизации звуков.
6. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Вопросы для коллективного обсуждения.
1. Нарушения звукопроизношения при дислалии, сложной дислалии, ринолалии.
2. Перспективное планирование работы по коррекции звукопроизношения.
3. Овладение различными способами постановки звуков. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, микротекстах.
4. Требования к отбору речевого материала для автоматизации звуков на различных этапах работы над звукопроизношением.
5. Разработка фрагментов занятия по постановке и автоматизации звуков.
6. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Задания для самостоятельной работы.
1. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков (на выбор).
2. Подобрать речевой материал для автоматизации соответствующих звуков на начальном, продвинутом и заключительном этапах.
Литература.
Основная
1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная:
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.
2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.
3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Тема VIII. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по дифференциации звуков.
План.
1. Трудности дифференциации звуков у детей с дислалией и ри-нолалией.
2. Текущее планирование работы по дифференциации звуков.
3. Создание наборов оппозиционных (коррелирующих) фонем для дифференциации, дифференциация фонем по твердости-мягкости, глухости-звонкости, по способу и месту образования.
4. Особенности работы по дифференциации звуков на начальном и продвинутом этапах.
5. Требования к отбору речевого материала для дифференциации звуков.
6. Разработка фрагментов занятия по дифференциации звуков. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Вопросы для коллективного обсуждения.
1. Трудности дифференциации звуков у детей с дислалией и ринолалией.
2. Текущее планирование работы по дифференциации звуков.
3. Создание наборов оппозиционных (коррелирующих) фонем для дифференциации, дифференциация фонем по твердости-мягкости, глухости-звонкости, по способу и месту образования.
4. Особенности работы по дифференциации звуков на начальном и продвинутом этапах.
5. Требования к отбору речевого материала для дифференциации звуков.
6. Разработка фрагментов занятия по дифференциации звуков. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Задания для самостоятельной работы.
1. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по дифференциации звуков.
2. Подобрать речевой материал.
Литература.
Основная
1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная:
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.
2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.
3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Тема IX. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией.
План.
1. Характеристика особенностей речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией.
2. Перспективное и текущее планирование работы.
3. Отбор заданий для работы над голосом в дооперационном и послеоперационном периодах.
4. Разработка фрагментов занятий, их проведение и анализ.
Вопросы для коллективного обсуждения.
1. Характеристика особенностей речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией.
2. Перспективное и текущее планирование работы.
3. Отбор заданий для работы над голосом в дооперационном и послеоперационном периодах.
4. Разработка фрагментов занятий, их проведение и анализ.
Задания для самостоятельной работы.
1. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией.
2. Подобрать игры и упражнения.
Литература.
Основная
1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная:
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.
2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.
3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.