Тема X. Создание моделей индивидуальных занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы

Особенности начального, продвинутого и заключительного эта­пов коррекционной работы по звукопроизношению. Приоритет­ные направления работы на каждом из этапов. Составление пла­нов-конспектов индивидуальных занятий для каждого этапа. обсуждение разработанных моделей занятий. Проведение индиви­дуальных занятий по предлагаемым моделям.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п Наименование раздела дисциплины. Тема. Форма самостоятельной работы Кол-во часов Форма контроля выполнения самостоятельной работы
  Обследование детей как важнейший этап подготовки к проведению индивидуальных занятий.   Разработать протоколы логопедического обследования различных сторон речи. Подобрать речевой материал. Выполнение тестов
  Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики Выполнение тестов
  Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию фонематического восприятия. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по развитию фонематического восприятия (по заданной теме). Подобрать и систематизировать речевой материал. Выполнение тестов
  Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков (на выбор). Подобрать речевой материал для автоматизации соответствующих звуков на начальном, продвинутом и заключительном этапах. Выполнение тестов
  Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по дифференциации звуков. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по дифференциации звуков. Подобрать речевой материал. Выполнение тестов
  Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по ф ормированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией. Подобрать игры и упражнения. Выполнение тестов
       

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Организация практических занятий по данной дисциплине предусматривает аудиторные занятия и выходы в практические учреждения. В содержании данной дисциплины учитываются межпредметные связи с такими дисциплинами как «Логопсихология», «Логопедия» (разделы: дислалия, ринолалия, нарушения голоса, дизартрия, алалия, нарушения письма и чтения, заикание), «Логопедические технологии», «Онтогенез речевой деятельности» и др.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Тема 1. Индивидуальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми.

План.

1. Принципы организации индивидуальной работы с детьми.

2. Си­стема планирования и проведения индивидуальной работы лого­педа в условиях детского сада для детей с нарушениями речи.

3. Спе­цифика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией.

4. Анализ перспективных и текущих планов индивидуальных занятий с детьми с дислалией, ринолалией.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Анализ перспективных и текущих планов индивидуальных занятий с детьми с дислалией, ринолалией.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить фрагмент протоколов обследования по разделам: артикуляционная моторика; звукопроизношение, фонематическое восприятие.

Литература:

Основная

1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.

Дополнительная:

1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.

2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.

3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. - М., 2002.

Тема II. Обследование детей как важнейший этап подготовки к проведению индивидуальных занятий.

План.

1. Изучение личных дел, речевых карт, индивидуальных тетрадей детей.

2. Участие в логопедическом обследовании детей и обсуждении его результатов.

3. Подготовка студентами фрагментов протоколов обследования артикуляционного аппарата, произносительной сто­роны речи и фонематического восприятия.

4. Проведение фрагментов обследования с последующим анализом и составлением заключений (по разделам).

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Изучение личных дел, речевых карт, индивидуальных тетрадей детей.

2. Участие в логопедическом обследовании детей и обсуждении его результатов.

3. Подготовка студентами фрагментов протоколов обследования артикуляционного аппарата, произносительной сто­роны речи и фонематического восприятия.

4. Проведение фрагментов обследования с последующим анализом и составлением заключений (по разделам).

Задания для самостоятельной работы:

Провести фрагмент логопедического обследования ребёнка с дислалией.

Разработать протоколы обследования различных сторон речи.

Литература:

Основная

1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.

Дополнительная:

1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.

2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.

3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. - М., 2002.

Тема III. Задачи и содержание индивидуальных занятий с детьми с дислалией и ринолалией на разных этапах работы.

План.

1. Направления индивидуальной работы с детьми.

2. Формулировка задач индивидуального занятия в соответствии с ведущими направ­лениями работы.

3. Принципы отбора речевого и дидактического ма­териала.

4. Структура занятия. Зависимость содержания занятия от этапа индивидуальной работы в целом и от этапа работы над конк­ретным звуком (начальный, продвинутый, заключительный).

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Направления индивидуальной работы с детьми.

2. Структура занятия.

3. Зависимость содержания занятия от этапа индивидуальной работы в целом и от этапа работы над конк­ретным звуком (начальный, продвинутый, заключительный).

Задания для самостоятельной работы.

Разработать план-конспект индивидуального занятия с ребёнком с дислалией (ринолалией).

Литература:

Основная

1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.

Дополнительная:

1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.

2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.

3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. - М., 2002.

Тема V. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики.

План.

1. Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией и ринолалией.

2. Составление перспективного и текущего плана рабо­ты над артикуляцией.

3. Отбор артикуляционных упражнений об­щего и частного характера и распределение их в структуре заня­тия.

4. Разработка фрагментов занятия по формированию артикуля­ционной моторики.

5. Проведение и анализ фрагментов занятий.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1.Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией и ринолалией.

2. Составление перспективного и текущего плана рабо­ты над артикуляцией.

3. Отбор артикуляционных упражнений об­щего и частного характера и распределение их в структуре заня­тия.

4. Разработка фрагментов занятия по формированию артикуля­ционной моторики.

Задания для самостоятельной работы.

Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики.

Литература.

Основная

1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.

Дополнительная:

1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.

2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.

3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. - М., 2002.

Тема VI. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию фонематического восприятия.

План.

1. Характеристика особенностей фонематического восприятия у детей с дислалией и ринолалией.

2. Составление перспективного и текущего плана работы над фонематическим восприятием.

3. Виды заданий по развитию фонематического восприятия.

4. Разработка фрагментов занятия по развитию фонематического восприятия.

5. Проведение и анализ фрагментов занятий.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Характеристика особенностей фонематического восприятия у детей с дислалией и ринолалией.

2. Составление перспективного и текущего плана работы над фонематическим восприятием.

3. Виды заданий по развитию фонематического восприятия.

4. Разработка фрагментов занятия по развитию фонематического восприятия.

5. Проведение и анализ фрагментов занятий.

Задания для самостоятельной работы.

1.Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по развитию фонематического восприятия (по заданной теме).

2.Подобрать и систематизировать речевой материал.

Литература.

Основная

1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.

Дополнительная:

1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.

2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.

3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. - М., 2002.

Тема VII. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков.

План.

1. Нарушения звукопроизношения при дислалии, сложной дислалии, ринолалии.

2. Перспективное планирование работы по кор­рекции звукопроизношения.

3. Овладение различными способами постановки звуков. Автоматизация звуков в слогах, словах, фра­зах, микротекстах.

4. Требования к отбору речевого материала для автоматизации звуков на различных этапах работы над звукопроизношением.

5. Разработка фрагментов занятия по постановке и ав­томатизации звуков.

6. Проведение и анализ фрагментов занятий.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Нарушения звукопроизношения при дислалии, сложной дислалии, ринолалии.

2. Перспективное планирование работы по кор­рекции звукопроизношения.

3. Овладение различными способами постановки звуков. Автоматизация звуков в слогах, словах, фра­зах, микротекстах.

4. Требования к отбору речевого материала для автоматизации звуков на различных этапах работы над звукопроизношением.

5. Разработка фрагментов занятия по постановке и ав­томатизации звуков.

6. Проведение и анализ фрагментов занятий.

Задания для самостоятельной работы.

1. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков (на выбор).

2. Подобрать речевой материал для автоматизации соответствующих звуков на начальном, продвинутом и заключительном этапах.

Литература.

Основная

1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.

Дополнительная:

1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.

2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.

3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. - М., 2002.

Тема VIII. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по дифференциации звуков.

План.

1. Трудности дифференциации звуков у детей с дислалией и ри-нолалией.

2. Текущее планирование работы по дифференциации зву­ков.

3. Создание наборов оппозиционных (коррелирующих) фонем для дифференциации, дифференциация фонем по твердости-мяг­кости, глухости-звонкости, по способу и месту образования.

4. Осо­бенности работы по дифференциации звуков на начальном и про­двинутом этапах.

5. Требования к отбору речевого материала для дифференциации звуков.

6. Разработка фрагментов занятия по диф­ференциации звуков. Проведение и анализ фрагментов занятий.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Трудности дифференциации звуков у детей с дислалией и ринолалией.

2. Текущее планирование работы по дифференциации зву­ков.

3. Создание наборов оппозиционных (коррелирующих) фонем для дифференциации, дифференциация фонем по твердости-мяг­кости, глухости-звонкости, по способу и месту образования.

4. Осо­бенности работы по дифференциации звуков на начальном и про­двинутом этапах.

5. Требования к отбору речевого материала для дифференциации звуков.

6. Разработка фрагментов занятия по диф­ференциации звуков. Проведение и анализ фрагментов занятий.

Задания для самостоятельной работы.

1. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по дифференциации звуков.

2. Подобрать речевой материал.

Литература.

Основная

1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.

Дополнительная:

1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.

2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.

3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. - М., 2002.

Тема IX. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией.

План.

1. Характеристика особенностей речевого дыхания, голоса и ин­тонационной стороны речи у детей с ринолалией.

2. Перспективное и текущее планирование работы.

3. Отбор заданий для работы над голосом в дооперационном и послеоперационном периодах.

4. Раз­работка фрагментов занятий, их проведение и анализ.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Характеристика особенностей речевого дыхания, голоса и ин­тонационной стороны речи у детей с ринолалией.

2. Перспективное и текущее планирование работы.

3. Отбор заданий для работы над голосом в дооперационном и послеоперационном периодах.

4. Раз­работка фрагментов занятий, их проведение и анализ.

Задания для самостоятельной работы.

1. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией.

2. Подобрать игры и упражнения.

Литература.

Основная

1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.

Дополнительная:

1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004.

2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010.

3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. - М., 2002.

Наши рекомендации