Какой из букв отмечено место в автобусе, где пассажира во время езды будет трясти меньше всего?
Рис. 17-3.Пробные задания из Теста понимания механических закономерностей Беннетта. Ответы записываются на отдельном бланке для ответов
(Воспроизводится с разрешения. Copyright © 1967-1970, 1994 by The Psychological Corporation. All rights reserved)
занностей канцелярского работника сильно зависят от типа и уровня выполняемой им работы. Однако несмотря на такое разнообразие занятий, анализ содержания работы клерка показывает, что относительно большая часть времени тратится на выполнение заданий, требующих скорости и точности в восприятии деталей.
Разумеется, перцептивная скорость и точность необходимы не только в конторской работе. Инспекторам, контролерам, упаковщикам и многим другим работникам промышленных предприятий явно нужна эта способность, хотя большинство таких видов работы теперь выполняют электронные сканеры.
Некоторые тесты канцелярских способностей предполагают сочетание перцептивной скорости и точности с другими функциями, необходимыми для конторской работы. К числу используемых инструментов такого рода относятся тесты выборочных образцов реальной работы (Job-sample tests) для оценки та^сих видов деятельности, как упорядочение материалов по алфавиту, классификация, кодирование и т. п. В добавление к этому, могут включаться некоторые средства измерения вербальных и числовых способностей, которые служат вместо тестов общего интеллекта. Другие тесты канцелярских способностей предполагают оценку таких навыков канцелярской работы, как знание деловой терминологии, владение деловой информацией, умение писать и говорить без ошибок. Некоторые канцелярские тесты более правильно классифицировать как тесты достижений или тесты выборочных образцов работы, так как они измеряют навыки, приобретенные после прохождения специального обучения. Примеры включают тесты стенографических навыков и навыков машинописи, так же как и тесты более современных навыков ввода данных и поиска информации в базах данных, наподобие Теста навыков работы с видеотерминалом Объединения научных исследований (CRTSkills Test by Science Research Associates — SRA, 1990).
Часть 5. Области применения тестирования
Быстрый рост использования компьютеров в канцелярской работе привел к тому, что был выпущен целый ряд тестов для оценки способностей, связанных с применением вычислительных машин (computer-related aptitudes). Многие из них предназначались для консультирования или отбора потенциальных операторов-учеников. Примерами могут служить Тесты теоретических и практических знаний в области вычислительной техники (Computer Literacy and Computer Science Tests) и Батарея способностей программиста ЭВМ (Computer Programmer Aptitude Battery)} Хотя эти тесты представляли собой передовые приложения психометрии в области оценки персонала в то время, когда они разрабатывались, — в период между 1960-ми и началом 1980-х гг., — технический прогресс идет настолько быстрыми темпами, что некоторые из этих инструментов уже полностью устарели. Постепенно появляются новые инструменты для тестирования пригодности к обучению и компетентности пользователей конкретного программного обеспечения, скажем, dBASE, WordPerfect и Lotus 1-2-3.2
Наблюдающийся в последнее время прогресс в признании важности когнитивных измерений (dimensions) межличностного и личностного функционирования (см., например, Н. Gardner, 1983; Salovey, & Mayer, 1990), по-видимому, стимулирует разработку стандартизованных объективных инструментов для оценки социальных и эмоциональных аспектов интеллекта в контексте трудовой деятельности. Раньше таких инструментов практически не было, так как адекватность межличностного и личностного функционирования в рабочей обстановке традиционно измерялась либо тестами личности, либо с помощью интервью и методик оценки в центрах. Тест бригадной работы-К5Л (Teamwork-KSA Test) — недавно выпущенная бланковая методика для предсказания эффективности коллективной работы — является одним из первых инструментов в составе этой новой категории тестов. Опираясь на анализ литературы по групповой работе в организациях, авторы данного теста попытались создать стандартизованное средство для измерения знаний, навыков и способностей работников в таких областях, как межличностное взаимодействие и организация собственной деятельности (self-management). Задания с множественным выбором предлагают тестируемым гипотетические вопросы, касающиеся разрешения конфликтов, коммуникации и совместного решения проблем, а также постановки целей, планирования и других навыков самоорганизации (М. J. Stevens, & Campion, 1994). Дальнейшая работа и экспериментирование с этим и другими аналогичными инструментами, безусловно, будут продолжены.