Личностный опросник для детей
Хотя в Личностном опроснике для детей (Personality Inventory for Children [PIC]) не использовались формулировки пунктов или данные MMPI, этот инструмент сконструирован на основе той же общей методологии, что и MMPI с CPI (Wirt, & Lachar, 1981; Wirt, Lachar, Klinedinst, & Seat, 1991). PIC разрабатывался в ходе 20-летнего Исследования, проводимого группой специалистов из Миннесотского университета, Которые находились в плену идеологии и опыта клинического применения MMPI. PIC Предназначен для детей и подростков и охватывает возрастной диапазон от 3 до 16 лет. Главное различие между PIC и MMPI касается способа получения информации — ответы «верно»/«неверно» на пункты опросника дает не сам ребенок, а хорошо осведомленный взрослый, чаще всего мать. Такая процедура согласуется с общепринятой
См. обсуждение Индикатора типов Майерса—Бригса в главе 16.
Часть 4. Тестирование личности
в детских клиниках практикой интервьюирования родителей, рассматриваемого в качестве главного источника информации о существующих проблемах и истории болезни. Этот опросник фактически обеспечивает систематический способ сбора такой информации и ее интерпретации исходя из нормативных и диагностических данных.
Оригинальный PIC содержал в сумме 600 пунктов, сгруппированных в 3 «шкалы валидности», шкалу общего скрининга и 12 клинических шкал. Шкалы валидности включают: 1) шкалу лжи (Lie scale), состоящую из пунктов, формулировки которых побуждают ребенка показать себя в нереалистично благоприятном свете; 2) шкалу частоты (Frequency scale), содержащую редко одобряемые пункты, и 3) шкалу дефен-зивности (Defensiveness scale), предназначенную для оценки защищающей родительской позиции в отношении поведения своего ребенка. Шкала скрининга (или отбора), а именно «Приспособление» (Adjustment), используется для выявления детей, нуждающихся в психологическом оценивании. Двенадцать клинических шкал разрабатывались для оценки когнитивного развития и учебных достижений, ряда хорошо определенных типов эмоциональных и межличностных проблем (например, депрессии, тревоги, ухода и гиперактивности), а также психологического климата в семье.
В современном формате пересмотренной версии PIC (PIC-R) изменен порядок и число пунктов, которых стало значительно меньше — 420. В буклетах для группового предъявления опросника они разбиты на три последовательно увеличивающиеся части. Часть I (пункты 1-131) дает показатели по шкале лжи и четырем новым, основанным на широких факторах шкалам. Часть II (пункты 132-280) добавляет к I части сокращенные версии других основных шкал и частичный набор критических пунктов. Часть III (пункты 281-420) прибавляет остальные пункты, необходимые для получения полного комплекта показателей по 16 первичным шкалам и 4 широким факторам и полного набора критических пунктов.
Семь из 16 шкал оригинального PIC разработаны путем эмпирических сравнений частоты ответов в критериальной и контрольной группах; благодаря итеративной процедуре пункты добавлялись на каждом этапе сравнений до достижения оптимальной валидности шкалы. При разработке других 9 шкал по существу использовались методы содержательной валидизации, в силу чего пункты первоначально отбирались на основе номинативных или ранговых оценок экспертов. Однако и в этих случаях прибегали к оценке внутренней согласованности ответов в рамках каждой шкалы и факторному анализу пунктов в целях повышения конструктной валидности шкал.
Составленное Лэйчером и Гдовски монографическое руководство (Lachar, & Gdow-ski, 1979) предлагает обширные интерпретативные данные для оригинального PIC, основанные на систематическом комплексном изучении валидности этого опросника. Дополнительное руководство, подготовленное для пересмотренной версии PIC, содержит столь же обширные данные по факторным шкалам и психометрические данные по сокращенным шкалам (Lachar, 1982). В добавление к этому Лэйчер и его коллеги использовали кластерный анализ для классификации разнородных выборок детей на основе их профилей PIC и изучили диагностически значимые характеристики, связанные с различными типами таких профилей. На базе этого продолжительного исследования были разработаны последовательные правила классификации профилей по типам и процедуры подсчета индексов сходства профилей (Gdowski, Lachar, & Kline, 1985; Kline, Lachar, & Gdowski, 1992). Актуарный1 подход к интерпретации.
' То есть экспертно-статистический. — Примеч. науч. ред.
Глава 13. Стандартизованные самоотчеты как метод изучения личности 395
который использовался также в MMPIvi CPI, представляет собой дальнейшее развитие и распространение традиционного способа привязки к эмпирическому критерию с этапа разработки теста на этап его интерпретации (см., например, Kline, Lachar, & Boersma, 1993).
Заслуживает внимания то обстоятельство, что PIC-R — это не форма стандартизованного самоотчета, а инвентарь наблюдаемого поведения. Как таковой, он созвучен с поведенческой оценкой (behavioralassessment), на которую ориентирована клиническая психология (см. главу 17). Однако получаемые от родителей сведения не имеют тех ограничений, которые были, в целом, признаны и отмечены авторами PIC. Как они указывают, ответы могут отчасти отражать мотивацию, аттитюды, личные эталоны и культурные нормы конкретного родителя. Поэтому можно ожидать некоторых несоответствий между отчетами различных наблюдателей, скажем двух родителей, и между родительскими отчетами и самоотчетами их детей, что, фактически, и обнаруживается. Один из способов разрешения этой неизбежной проблемы различающихся перспектив — попытаться оценить индивидуальные тенденции ответов, которые могли привести к искажению данных, с помощью «шкал валидности». Другая альтернатива — собрать и сравнить отчеты от нескольких наблюдателей. Правда, есть и третий путь — собрать и сравнить данные самоотчета и отчета наблюдателя.
Именно с этой целью был разработан Личностный опросник для юношества (Personality Inventory for Youth [PIY]) как средство стандартизованного самоотчета, сопоставимое с PIC-R. Хотя Р/Кможет применяться самостоятельно, идеально, когда он обеспечивает основу для более комплексного оценивания, опирающегося на совместный анализ профилей, построенных по данным родителей и детей (Lachar, & Gruber, 1995a, 1995b). Авторы PIY использовали первые 280 пунктов PIC-R в качестве отправной точки при создании банка формулировок, большинство которых было преобразовано из формы третьего в форму первого лица (например, формулировка «Мой ребенок часто приводит друзей в дом» заменялась на «Я часто привожу друзей к себе домой»). Формулировки некоторых пунктов пришлось подвергнуть более существенной редакции, чтобы привести в соответствие с заданным значением, а от некоторых пунктов пришлось и вовсе отказаться как неподходящих для формы самоотчета на выбранном возрастном уровне (в интервале от 9 до 18 лет) вследствие понятных трудностей у младших испытуемых. Было включено и несколько совершенно новых пунктов. Окончательная версия PIYсостоит из 270 пунктов, составляющих 9 не перекрывающихся клинических шкал, 24 не перекрывающиеся подшкалы и 4 «шкалы валидности». Первые 80 пунктов могут использоваться как сокращенная форма Р/Удля целей скрининга. P/Yразработан и стандартизован с использованием выборки 2337 учащихся нормальных школ и клинической выборки 1178 детей и подростков (Lachar & Gruber, 1993).
Еще многое предстоит сделать в отношении как PIC-R, так и PIY. Следует обновить нормы PIC, основанные на данных, собранных в конце 1950-х — начале 1960-х гг., а также расширить его исследовательскую базу, с тем чтобы охватить дошкольный возраст (Knoff, 1989). Что касается PIY, еще предстоит доказать его клиническую полезность как самостоятельного инструмента и в сочетании с PIC-R. Тем не менее оба эти инструмента имеют под собой впечатляющую эмпирическую основу и обладают преимуществом предоставления интегрированного набора многомерных инструментов, предназначенных для работы с детьми и подростками.
Часть 4. Тестирование личности