Миннесотский многофазный личностный опросник — Подростковая версия.
MMPI-А — новая форма MMPI, разработанная специально для работы с подростками. Подростковая версия вобрала в себя большинство качеств MMPI и MMPI-2, включая
Часть 4. Тестирование личности
все 13 базисных шкал, но более приспособлена к юному возрасту тестируемых за счет 1) сокращения длины опросника до 478 пунктов, 2) включения новых пунктов и шкал охватывающих существенно значимые именно для них проблемные области — школу и семью, и, главное, 3) наличия норм, соответствующих возрасту. При разработке MMPI-A использовалась нормативная выборка, сформированная из 1620 современных подростков в возрасте от 14 до 18 лет; одновременно с ней для проведения сравнений и исследований валидности была набрана клиническая выборка — 713 подростков того же возраста.
В добавление к базисным клиническим шкалам и шкалам валидности, общим с MMPI-2, MMPI-A имеет свои собственные шкалы валидности (F1 и F2); то же самое касается его шкал содержания и дополнительных шкал и подшкал: некоторые из них являются общими со шкалами и подшкалами опросника для взрослых, а некоторые существуют только в подростковой версии. Хотя внушительные исследования (Dahl-strom et al., 1972; Marks, Seeman, & Haller, 1974), включая опубликованные Далстро-мом с соавторами нормы и таблицы пересчета показателей, подтвердили правомерность использования MMPI в работе с подростками, полученные в них результаты совсем не обязательно применимы к MMPI-A, который является скорее инструментом нового типа, чем новой редакцией. Полезность MMPI-A как такового можно будет определить только после накопления исследовательских данных и материалов интерпретации, начавшегося одновременно с его публикацией (Archer, 1992a; Butcher, & Williams, 1992; Williams, Butcher, Ben-Porath, & Graham, 1992).
Заключительные комментарии по поводу Миннесотских многофазных личностных опросников.Вопреки своему происхождению, которому MMPI обязан славой прототипичного продукта наивного эмпиризма, и несмотря на непрекращающиеся слухи о его близкой кончине, ему удалось уцелеть и остаться популярным рабочим инструментом. Фактически, хотя его первоначальное предназначение состояло в том, чтобы служить вспомогательным средством психиатрической диагностики, а методы, используемые при его разработке, делали его непригодным для оценки личности нормальных людей, MMPI широко использовался в работе с нормальными, а не только с психически больными людьми. MMPI и его пересмотренные версии включили в свою первоначальную, эмпирически полученную основу ряд дополнительных процедур и стратегий интерпретации. Те качества, о которых уже упоминалось мимоходом, свойственны многим шкалам, разработанным путем группирования пунктов опросника на основе их содержания (Butcher, Graham, Williams, & Ben-Porath, 1990), и это стоит особо отметить, так же как и использование факторного анализа при разработке некоторых из дополнительных шкал (Welsh, 1956).
Продолжают развиваться новые подходы к решению сложной задачи интерпретации результатов MMPI. Один из самых современных состоит в использовании структурных сводок (structuralsummaries), которые придают хоть какую-то связность многообразию взаимно коррелированных шкал Миннесотских опросников и облегчают пользование ими. Этот подход, основанный на анализе шкал, подшкал и отдельных пунктов, имеет целью сокращение числа измерений (dimensions), необходимых для интерпретации результатов тестирования, за счет отбрасывания таких произвольных классификаций, как «дополнительные» шкалы, шкалы «содержания» и шкалы «Хар-риса—Лингоуза». Наиболее выраженные измерения (dimensions) используются для организации категорий в формате «Структурной сводки» (Structural Summary), п°"
Глава 13. Стандартизованные самоотчеты как метод изучения личности 391
добном разработанному Экснером (Ехпег) для работы с тестом Роршаха (см. главу 15). Этот подход к интерпретации MMPI находится на начальных стадиях развития и нуждается в дополнительном исследовании и обосновании. Тем не менее он уже применяется в работе как с MMPI-2, применительно к которому структурные измерения (structural dimensions) установлены, в основном, на основе контент-анализа, так и с MMPI-A, в котором используются измерения, полученные посредством факторного анализа, причем в обоих случаях результаты выглядят многообещающими (Archer, & Krishnamurthy, 1994; Archer, Krishnamurthy, & Jacobson, 1994; Nichols, & Greene, 1995).
Два других направления развития, в которых MMPI-2 и MMPI-A претерпели быстрые изменения, впрочем, как и большинство других тестов, — это, во-первых, компьютеризация процедур предъявления заданий, подсчета показателей и интерпретации результатов и, во-вторых, рост и совершенствование переводов этих инструментов на многие языки. Традиционные компьютерные программы предъявления опросников и подсчета показателей, которые существовали для MMPI, доступны и для новых версий этих опросников, как и ряд услуг автоматизированной интерпретации. В добавление к этому была разработана и успешно опробована компьютеризованная адаптивная версия MMPI-2 (Roper, Ben-Porath, & Butcher, 1991,1995).
В то время как потребовалось почти десять лет, чтобы сделать первый перевод оригинального MMPI, работа по кросс-культурной адаптации MMPI-2 была начата еще до его публикации. За первые три года его существования появилось 15 проектов перевода, часть из которых завершена, а некоторые еще выполняются. Было подготовлено шесть переводов (или адаптации) ММР1-2 на испанский язык, в том числе две версии для работы с испаноязычными американцами. Имеется также справочник по переводам и международным адаптациям MMPI-2 (Butcher, 1996). Один примечательный вывод тех, кто собирал данные с использованием таких переводов и адаптации, состоит в том, что показатели современных кросс-культурных выборок нормальных лиц ближе к нормам стандартизации MMPI-2, чем показатели прежних аналогичных выборок к нормам MMPI.
Пытаясь усовершенствовать этот классический образец личностного опросника, не изменяя его ни в одном принципиальном отношении, Комитет по рестандартиза-ции MMPI поставил перед собой две трудные и в значительной степени противоречащие друг другу цели. Время покажет, помогут ли принятые комитетом решения сохранить Миннесотским опросникам свое превосходство в новом столетии, или же семейство MMPI уступит лидерство новому поколению аналогичных инструментов, таких как Базисный личностный опросник Джексона (Basic Personality Inventory), обсуждаемый в этой главе несколько позже, или Опросник для оценки личности (Personality Assessment Inventory [РАЛ), разработанный Лесли Мори (Leslie Morey) с использованием сложной стратегии, сочетающей логические и эмпирические методы в целях обеспечения психометрической доброкачественности его шкал. Между тем пока явно преждевременно ожидать снижение темпов издания и ассортимента книг и статей по MMPI-2 и MMPI-A (Butcher, 1990; Butcher, Graham, & Ben-Porath, 1995; Keller & Butcher, 1991; Pope, Butcher, & Seelen, 1993).