Тестирование младенцев и дошкольников
Все тесты, предназначенные для младенцев и дошкольников, требуют индивидуального предъявления. Некоторых детей, посещающих детский сад, можно объединять в небольшие группы и исследовать с помощью тестов, разработанных для учащихся начальных классов. Однако, в общем, групповые тесты непригодны для детей, не достигших школьного возраста. Большинство тестов, созданных для детей младше 6 лет, это либо тесты действия, либо устные тесты. Лишь немногие из них предполагают элементарные действия с карандашом и бумагой.
1 Что касается дополнительной информации, оценок и ссылок на литературу, относящихся ко многим типам тестов, примеры которых приводятся в этой главе, см. Sattler (1988, chaps. 12, 14, and 15).
Глава 9. Тесты для специфических популяций
Принято подразделять первые 5 лет жизни на период младенчества и дошкольный период. Первый продолжается от рождения до, приблизительно, 18 мес, второй — от18 до 60 мес. Необходимо отметить, что при проведении тестирования младенец должен либо лежать, либо находиться на коленях у взрослого, либо удерживаться взрослым в каком-то ином положении, что можно увидеть чуть позже на иллюстрациях к этой главе. Речь мало используется как средство инструктажа, хотя уровень овладения языком самого ребенка служит источником релевантных данных. Многие тесты имеют дело с сенсомоторным развитием: исследуются способности младенца поднимать голову, переворачиваться, дотягиваться до предметов и схватывать их, следить глазами за движущимся объектом. С другой стороны, дети дошкольного возраста уже могут ходить, сидеть за столом, использовать руки для манипулирования тестовыми материалами и общаться с помощью языка. В этом возрасте дети в большей степени реагируют на проводящего тестирование как на личность, тогда как для младенца он служит, главным образом, средством обеспечения стимульными объектами. Тестирование дошкольников — это в значительной степени межличностный процесс — особенность, расширяющая как возможности, так и трудности тестовой ситуации.
Корректное психологическое обследование маленьких детей требует охвата широкого спектра поведения, включая социальные и эмоциональные черты наряду с моторными, речевыми и другими когнитивными способностями. Кроме этого, наблюдается растущее признание необходимости учитывать при оценке детей характер окружения конкретного ребенка (Vazquez Nutall, Romero, & Kalesnik, 1992). Эта экологическая ориентация нашла отражение в некоторых инструментах, обсуждаемых в этой главе. В данном разделе рассматриваются типичные шкалы, предназначенные для использования в младенчестве и раннем детстве и представляющие многообразие подходов. Пересмотренная шкала интеллекта Векслера для дошкольников и младших школьников также принадлежит к этой категории, хотя и освещалась в главе 8, чтобы не разрывать обсуждение шкал Векслера. Шкала Стэнфорд—Вине, Оценочная батарея Кауфмана для детей и Дифференциальные шкалы способностей, которые также рассмотрены в главе 8, используют и для оценки детей дошкольного возраста, поскольку все они охватывают период от 2 до 6 лет в добавление к более старшим возрастам.
Исторические корни тестирования младенцев и дошкольников*Одна из самых ранних систематических попыток понять развитие нормальных младенцев и дошкольников была предпринята в серии лонгитюдных исследований Арнольдом Гезеллом и его коллегами по Йельскому университету (Ames, 1989). Эти исследования, охватившие в совокупности четыре десятилетия, привели к подготовке Таблиц развития Ге-зелла (Gese// Developmental Schedules), первая публикация которых (Gesell et al., 1940) представляла пионерскую попытку снабдить всех заинтересованных лиц систематическим, эмпирически обоснованным методом оценивания развития поведения маленьких детей. По большей части, данные для этих таблиц были получены посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты и дополнены информацией, предоставленной родителями или воспитателями. На протяжении многих лет Таблицы Гезелла широко использовались Психологами и педиатрами как в исследованиях, так и в практической работе, а после их пересмотра и обновления другими исследователями и сейчас применяются неко-ТоРыми в качестве дополнения в медицинских обследованиях, особенно для выявления неврологических дефектов и органически обусловленных отклонений в поведе-
Часть 3. Тестирование способностей
нии на начальных этапах жизни.1 Несмотря на то что почти во всех клинических областях применения Таблицы Гезелла были вытеснены более новыми и более тонкими в психометрическом отношении инструментами, задания и процедуры, впервые испробованные Гезеллом и его коллегами, были включены в большинство других шкал возрастного развития, предназначенных для младенческого уровня.
В период с 1960-х по 1990-е гг. наблюдался рост интереса к тестам для младенцев и дошкольников. Одним из ранних факторов, способствующих этому повышению интереса, было быстрое распространение образовательных программ для детей с задержками психического развития; другим фактором стало широкое развитие дошкольных программ компенсаторного обучения для детей, поставленных в невыгодное положение культурными барьерами. Позднее был принят целый ряд законодательных актов, способствовавших раннему выявлению и коррекции всех видов физических и психических дефектов у дошкольников и младенцев. Некоторые из этих законов (например, P. L. 99-457) являются поправками или дополнениями к Закону об образовании для всех отсталых детей (P. L. 94-142), который более подробно обсуждается чуть позже в этой же главе. Во всяком случае, под давлением этих практических нужд стали быстро появляться новые тесты и публикации и было проведено значительное число исследований, связанных с новаторскими подходами к оценке уровня развития детей.2