Тесты для специфических популяций
Представленные в этой главе тесты включают как индивидуальные, так и групповые шкалы. Их с самого начала разрабатывали для тестирования лиц, которые не могли быть должным образом или в полной мере обследованы традиционными инструментами, такими как описанные в предыдущей главе индивидуальные шкалы или типичные групповые тесты, обсуждаемые в следующей главе. Исторически, за рассматриваемыми в данной главе видами тестов закрепились три названия: тесты действия, неязыковые или невербальные тесты.
Тесты действия (performance tests), в целом, заключаются в манипулировании предметами, причем с минимальным использованием карандаша и бумаги. Неязыковые тесты (nonlanguage tests) предполагают, что ни проводящему обследование, ни обследуемому не нужно пользоваться каким-либо языком. Инструкции к этим тестам могут даваться непосредственным показом или жестами, без использования устной или письменной речи. Прототипом неязыковых групповых тестов был армейский тест бета, разработанный для тестирования во время Первой мировой войны не владеющих английским или неграмотных новобранцев (Yerkes, 1921). Впоследствии, для гражданских целей были подготовлены переработанные версии этого теста. Для большинства целей тестирования нет необходимости совершенно исключать использование языка при проведении теста, так как тестируемые обычно обладают некоторым знанием общего языка (common language). Кроме того, короткие, простые инструкции обычно легко переводятся или даются (последовательно) на двух языках без ощутимого влияния на существо или степень трудности теста. Впрочем, ни один из этих тестов не требует от тестируемого пользоваться при выполнении заданий письменной или устной речью.
Еще одна родственная категория тестов — невербальные тесты (nonverbal tests), более правильно называемые тестами, не требующими умения читать (nonreadingtests). К этой категории относятся большинство тестов для начальной школы и дошкольнике, как и тесты для неграмотных и не умеющих читать людей любого возраста. Такие Тесты, выполнение которых хотя и не требует навыков чтения и письма, предполагают широкое использование устных инструкций и речевого общения со стороны тестиру-
Часть 3. Тестирование способностей
ющего. Более того, они часто измеряют вербальное понимание, — например, знание слов и понимание предложений или коротких абзацев, — посредством использования рисуночных заданий, дополненных и сопровождаемых устными инструкциями. Поэтому, в отличие от неязыковых тестов, они не пригодны для лиц с нарушениями слуха или не говорящих на языке тестирующего.
Хотя традиционное разграничение тестов действия, неязыковых и невербальных тестов способствует уяснению целей, которым могут служить разные тесты, различия между ними утрачивали четкость по мере того, как создавалось все больше батарей, организация которых противилась разделению входящих в них тестов на эти три категории. Классическим примером является объединение в шкалах Векслера вербальных тестов и тестов действия,
В настоящей главе тесты классифицированы не по содержанию заданий или способам предъявления, а в зависимости от основных областей их применения. С этой точки зрения можно различать четыре основные категории: тесты для младенцев и дошкольников, тесты для комплексной оценки лиц с задержкой психического развития, тесты для лиц с разными нарушениями сенсорной и моторной сферы и тесты, предназначенные для использования в различных культурах или субкультурах. Однако такая классификация должна оставаться гибкой, поскольку некоторые из тестов оказались полезными более чем в одной области применения. Это особенно справедливо по отношению к некоторым инструментам, разработанным первоначально для кросс-культурного тестирования, а в настоящее время чаще применяемым при клиническом обследовании.1
И последнее, хотя некоторые из тестов, рассматриваемых в данной главе, разрабатывали как групповые, их часто проводят индивидуально. Небольшая их часть широко используется при клиническом тестировании как дополняющие тесты интеллекта общего типа и тем самым обеспечивающие более полную картину интеллектуальной деятельности индивидуума. Ряд таких тестов, позволяя вести при индивидуальном тестировании определенного типа качественные наблюдения, требует значительного опыта клинических исследований для детальной интерпретации выполнения теста. В целом, все они ближе к индивидуальным тестам, рассмотренным в главе 8, чем к групповым тестам, обзору которых посвящена глава 10.