Система автоматического контроля механизма автосцепных устройств грузовых вагонов от саморасцепа на ходу поезда САКМА
САКМА – предназначена для повышения безопасности движения поездов, повышения качества и снижения трудоемкости технического обслуживания грузовых вагонов на ПТО за счет автоматического выявления на ходу поезда неисправностей автосцепных устройств, по причине которых может произойти саморасцеп вагонов в поезде:
- излом направляющего зуба и предохранителя от саморасцепа;
- износ: замков, поверхностей контура зацепления, перемычки между направляющим зубом и сигнальным отростком;
- полу утопленное состояние замков;
- трещин в большом и малом зубе, приводящих в режиме тяги к уширению зева;
- уширение зева.
Работа системы «САКМА» основана на использовании лазерных излучателей и приёмников, которые как бы «просвечивают» сцепленные автосцепки и контролируют девять основных размеров этого соединения.
Структура системы «САКМА» (рис. 8.15) включает: путевое оборудование, состоящее из ферменной конструкции с блоком лазерного излучения (БЛИ-1) и напольного оборудования с рядом датчиков и приёмником лазерного излучения; постовое оборудование и станционное оборудование, похожее на оборудование системы КТСМ.
Рис. 8.15 Схема системы «САКМА»
Система САКМА обеспечивает обработку сигналов от напольных устройств и выдачу информации оператору систем диагностики о наличии и месте расположения в поезде вагонов с неисправными автосцепными устройствами, которые могут привести к саморасцепу вагонов в пути следования.
В состав системы САКМА входят:
- Перегонное (напольное) оборудование, включающее в себя БЛИ (блок лазерных излучений, установленный над ж.д. колеей на поперечине); НК (напольную камеру, установленную в междушпальном колодце колеи ж.д.); ДК (датчик регистрации, закрепленный на рельсе);
- Перегонное оборудование, размещенное в специальном помещении, включающее в себя стойку сопряжения, перерабатывающий компьютер и блок MODEM рис. 8.16;
- Оборудование, установленное в помещении ЕОЦ на рабочем месте оператора систем диагностики, включающее в себя компьютер, принтер, блок МОДЕМ, блок бесперебойного питания.
По принципу действия САКМА представляет оптикоэлектронную систему, базирующуюся на оптическом методе контроля геометрических размеров зазора между замком и ударной поверхностью зева смежной автосцепки.
Рис. 8.16 Напольная камерасистемы САКМА для приема лазерного излучения | Рис. 8.17 Путевой блок лазерного излучения (БЛИ-1)системы САКМА |
При появлении поезда на участке приближения к контролируемой системой зоне, сигнал с закрепленного на рельсе датчика прохода поезда поступает в блок автоматического управления электроприводом заслонки.
Заслонка открывает входное окно напольной камеры для приема лазерного излучения, проходящего через полость между замком и ударной поверхностью зева смежной автосцепки (Рисунок 18).
С этого момента начинается отбор информации о параметрах контролируемого зазора. Лазерное излучение, проходящее через зазор между замком и ударной поверхностью зева автосцепки, поступает на фотоприемную матрицу, установленную в напольной камере. Оптические сигналы преобразовываются в электрические сигналы и по кабельной линии поступают на компьютер обработки информации, установленный в помещении поста на перегоне.
В случае появления в зоне визирования лазеров неисправных автосцепных устройств, у которых зазор между замком и ударной поверхностью зева корпуса смежной автосцепки превышает 25 мм, в компьютере фиксируются порядковые номера вагонов, проходящих в контролируемой зоне.
После прохода поездом заданной зоны, информация о техническом состоянии автосцепных устройств, с использованием блоков MODEM передается на принимающий компьютер у оператора систем диагностики ЕОЦ.
Команда на передачу информации, формируется программой обрабатывающего компьютера и выдается с временной задержкой приблизительно 30 сек. после прохода поездом контролируемого участка.
На мониторе компьютера у оператора систем диагностики ЕОЦ выдается информация о техническом состоянии автосцепных устройств проконтролированного поезда.
После прохода поездом контролируемого участка с временной задержкой приблизительно 1 мин. выдается сигнал с блока автоматического управления приводом заслонки на закрытие входного окна напольной камеры. Система САКМА переходит в режим ожидания контроля следующего поезда.
Система САКМА расчитана на непрерывную работу.
Выходные данные системы хранятся в винчестере компьютера и по команде оператора систем диагностики ЕОЦ могут распечатываться на бумаге:
- название контрольного участка – САКМА;
- перегон, где установлена САКМА;
- номер пути контрольного участка;
- общее количество подвижных единиц в составе;
- физические номера вагонов с головы состава с указанием величины зазоров между замком и ударной поверхностью зева смежных автосцепок, превышающих допустимое значение – 25 мм, которые обозначаются на мониторе соответственно;
- желтым цветом (при величине контролируемого зазора – 25 мм) осмотр таких автосцепных устройств в соответствующем парке должен производиться особо тщательным образом;
- красным цветом (при величине контролируемого зазора более 25 мм).
Вагоны с указанными автосцепными устройствами должны проверяться в расцепленном состоянии согласно существующей технологии.
При неисправности оптического канала системы: загрязнение входного окна напольной камеры (уход луча лазера и т.п.) последняя строка сообщения на мониторе компьютера, установленного в помещении оператора систем диагностики ЕОЦ СПТО – дополняется индексом «ОК».