Механизмы автоматов и автоматических линий
Транспортные механизмы(устройства) занимают одно из центральных мест при изготовлении и ремонте вагонов. К ним относятся все установки, перемещающие изделия в пространстве (конвейеры непрерывного и периодического действия, подъемники, транспортные тележки, трансбордеры и др.) [1].
Конвейеры являются одним из основных элементов поточных линий, передающие изделия по ремонтным позициям. Они могут входить в состав отдельных автоматизированных установок по очистке, обмывке или окраске подвижного состава и отдельных его частей. Режим работы конвейера может быть непрерывным и прерывистым.
На рис 2.1 приведена схема тягового грузоведущего конвейера пульсирующего (с периодическими остановками) действия. Он предназначен для передвижения тележек по ремонтным позициям. Все тележки, находящиеся на конвейере, перемещаются одновременно под воздействием толкателей 2, связанных с тросом 4. При обратном движении конвейера захваты всех толкателей одновременно опускаются с помощью специального пружинного механизма (на рисунке не показан». Аналогичным образом могут быть выполнены конвейеры для перемещения других изделий.
Рис.2.1 Грузоведущий конвейер с возвратно-поступательным движением
Тяговое усилие создает электродвигатель 7, который через редуктор 6 и зубчатое колесо 5 воздействует на цепь 3 и связанный с нею трос 4. Для натяжения троса предусмотрена натяжная станция 1. Конвейер останавливается с помощью путевых выключателей расположенных в начале и конце ремонтного пути. С последней позиции тележка скатывается по наклонному пути 8. Скорость перемещения тележек составляет порядка 4 м/мин.
Для передачи корпусов букс в моечную машину применяется шаговый конвейер, работающий в пульсирующем режиме. Для перемещения тяжелых грузов применяются пластинчатые, роликовые, цепные конвейеры.
Подъемные устройства. К ним относятся домкраты, лебедки, подвесные тали, подъемники, лифты и др.[1].
На рис. 2.2 показана конструкция домкратов, обеспечивающих подъем вагона. Оба устройства приводятся в действие электродвигателем мощностью порядка 5 кВт. Каждый домкрат состоит из корпуса 7, внутри которого закреплен винт 5. По нему при вращении передвигается гайка 3, связанная с выдвижной траверсой 2. При подъеме на траверсы двух домкратов опирается одна сторона кузова вагона.
Общий электродвигатель каждой пары домкратов передает вращение через редуктор 9, валы 8 и 10 к коническим шестерням 7, а от них — на шестерни 6 винта 5, обеспечивая подъем или опускание кузова.
Рис. 2.2 Винтовые домкраты
Трансбордеры служат для перемещения изделий (тележек, вагонов и др.) в направлении, перпендикулярном оси пути. На рис. 2.3 показана конструкция устройства для перемещения тележек.На раме 6 размещены четыре гидравлических домкрата 1 (общей грузоподъемностью 8 тс), по паре с каждой стороны. Привод домкратов осуществляется от гидронасоса 3. Транспортируемую тележку 2 накатывают на трансбордер и с помощью домкратов поднимают на высоту, позволяющую гребням ободов колес свободно проходить над головками рельсов 7. Штоки домкратов * рабочем положении упираются в оси колесных пар через специальные прокладки. Опорные колеса рамы трансбордера приводятся во вращение от электродвигателя 4 (мощностью 3 кВт) через редуктор и приводной вал. Это позволяет перемещать тележку на параллельный путь со скоростью 20 м/мин [1].
Рис. 2.3 Трансбордер для перемещения тележек
Управление приводом рассмотренных транспортных устройств сводится к пуску, остановке и реверсированию. Скорость перемещения при этом не регулируется и в установившемся режиме остается постоянной.
Кантователи и механизмы поворотаизменяют ориентацию изделия в вертикальной (кантователи) или горизонтальной (механизмы поворота) плоскостях.
Кантователь (рис. 2.4), показанный на рис представляет собой подъемно-поворотное устройство, обеспечивающее подъем с помощью винтовых домкратов / рамы тележки 3 на требуемую высоту и поворот ее с помощью специального механизма поворота 2 на требуемый угол. Для фиксации рамы предусмотрено специальное зажимное устройство. Кантователи облегчают обнаружение неисправностей и позволяют производить ремонтные работы, располагая изделие в удобное для этого положение.
Рис. 2.4 Кантователь рам тележек
Поворотные механизмы служат для изменения ориентации деталей в процессе их обработки. К таким устройствам относятся поворотные столы, поворотные круги и кантователи. Конструкции последних, как правило, совмещают в себе зажимные и поворотные устройства. В вагоноремонтном производстве для изменения ориентации колесных пар и тележек используют поворотные круги, для крышек разгрузочных люков полувагонов, рам и балок тележек — кантователи. Для этих же целей могут быть использованы и манипуляторы.
Загрузочные механизмысостоят, как правило, из накопителя, питателя и отсекателя. Питатель служит для подачи детали из накопителя в технологическую машину, а отсекатель отделяет эту деталь от остального потока.
В накопителях детали могут храниться в один ряд (накопитель магазинного типа), в несколько рядов (накопитель штабельного типа) и навалом (накопитель бункерного типа). При автоматизации производства изготовления и ремонта вагонов могут найти применение любые накопители. На рис.2.5 приведена конструктивная схема загрузочного устройства для колесных пар или тележек.
Рис. 2.5 Конструктивная схема загрузочного устройства для колесных пар или тележек
Устройство действует следующим образом. При подаче напряжения к электромагниту Y золотникового распределителя 7 золотник смещается влево и соединяет подающую пнев-момагистраль 5 с рабочими (бесштоковыми) полостями горизонтального 6 и вертикального 8 цилиндров. Поршни перемещаются, поворачивая фиксатор 4 и поднимая питатель-отсекатель 3. Освободившаяся первая колесная пара 1 скатывается по наклонной плоскости на рабочую позицию (к технологической машине). Остальные колесные пары отсекаются поднявшимся штоком 3.
После снятия (отключения) напряжения с электромагнита Y золотник под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение. Рабочие полости цилиндров сообщаются с атмосферой, а в нерабочие (штоковые) подается из магистрали сжатый воздух. Система возвращается в исходное положение. При этом очередная колесная пара занимает исходную позицию, скатываясь по наклонному пути.
Зажимные и захватные механизмы.Зажимные механизмы предназначены для закрепления изделий в определенном положении при их изготовлении или транспортировке.Захватные устройства и применяются для захвата и удержания в определенном положении объектов манипулирования. Захватные устройства проектируют под объекты различной формы, массы и различных физических свойств. Основными требованиями ко всем захватным устройствам являются надежность захвата и удержания изделий, прочность, надежность крепления к несущей конструкции и недопустимость повреждения объекта.
По принципу действия они делятся на зажимные – объект удерживается с помощью рабочих элементов (пальцев, клещей и др.) , поддерживающие -удерживают объект, используя нижнюю поверхность (петли, захваты) , притяжные – объект захватывается под воздействием магнитного поля.