Упражнения для подготовки звука ц
Кончик языка плотно прикасается к корням нижних
передних зубов. Передняя часть спинки языка прижимается к
нёбу у альвеол. Произнеси звук т на твердой атаке (отрывисто).
Положение языка то же. Передняя часть спинки языка
не напряжена. Кончик языка не напряжен, но касается нижних передних зубов. На сильном выдохе произнеси звук с.
Оба упражнения делай попеременно. Звук т произнеси
коротко, звук с — длительно.
Постановка звука ц. Положение губ и языка то же. Активный выдох. Произнеси коротко г и сразу включи звук с, который следует произносить длительно: тсссссс. В момент слияния этих двух звуков слышим звук ц.
Упражнение повторить несколько раз. Воздушная струя сильная, холодная.
Закрепить звук ц в звукоподражаниях (игра «Как цокают копыта»).
Закрепление звука ц в слогах и словах
Задание 1. Произнеси слитно два звука.
А
О Я
Ц Е Ц
У И
Ы
Задание 2. Произнеси отраженно слоги.
АЦ — АЦ — АЦ УЧ — УЧ — УЧ
ОЦ — ОЦ — ОЦ ЫЦ — ЫЦ — ЫЦ
яц — яц — яц иц — иц — иц
ЕЦ — ЕЦ — ЕЦ
Задание 3. Запомни и воспроизведи слоговые ряды. АЦ — УЦ ЕЦ — ИЦ — ЕЦ АЦ — ЯЦ — АЦ УЦ — АЦ ИЦ — ЕЦ — ИЦ ЯЦ — АЦ — ЯЦ ОЦ — ЕЦ — ОЦ ЕЦ — ОЦ — ЕЦ
Задание 4. Произнеси слова отраженно.
Боец, отец, конец, певец, кузнец, пловец, леденец, молодец, огурец, дворец, продавец.
Танец, мизинец, палец, колодец, перец, ранец, братец, заяц.
Задание 5. Рассмотри и назови картинки.
Задание 6. Произнеси слоги отраженно,
ца — ца — ца цу — цу — цу це-це-це
цо — цо — цо цы — цы — цы
Задание 7. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.
ца — цо — ца цу — ца — цу ца — цу — ца — цу цо — цу — цо ца — цу — цо
Задание 8. Отраженно произнеси слова со слогом ца.
Овца, птица, водица, пуговица, медведица, больница, луковица, мельница, курица.
Задание 9. Произнеси слова отраженно.
Яйцо, лицо, кольцо, крыльцо, письмецо.
Бойцы, танцы, концы, зайцы, певцы, цыган, цыпленок, цирк, цифра, концерт, блюдце, платьице, цукат.
Слова для объяснения: цукат, бойцы.
Задание 10. Измени слова по образцу. Образец. Танец — танцы.
, заяц—... , , улица —... .
Овца — ... , боец — ... , танец —.. птица — ... , птенец — ... , певец —...
Задание 11. Измени слова по образцу. Образец. Лица — лицо.
платьи-
Кольца — ... , яйца — ... , блюдца ца —... .
Задание 12. Запомни и воспроизведи ряды слов.
Певец — танцы — заяц; боец — птицы — яйцо; кольцо — блюдце — боец.
Задание 13. Самостоятельно назови картинки.
Задание 14. Рассмотри картинки, запомни их. Назови по порядку.
После того как дети рассмотрели картинки, логопед переворачивает их. Дети по памяти должны воспроизвести первоначальный ряд картинок. Используются картинки задания 13.
Задание 15. Рассмотри ряд картинок, запомни их. Назови, какой картинки нет.
Логопед предлагает детям три картинки. После рассмотрения дети закрывают глаза. Логопед убирает одну, дети открыли глаза. Он спрашивает, какой картинки нет.
Образец. Нет цапли.
Задание 16. Рассмотри картинки, запомни их. Назови появившуюся.
Игра проводится аналогично предыдущей, добавляется новая картинка.
Задание 17. Подними кружок, если в слове услышишь звук ц.
Перечень картинок: акация, рука, царапать, кукла, цапля, цветник, ромашка, курица, леденец, кошка, птица, ворона, цукаты, торт, цыпленок, куры, петух.
Задание 18. Рассмотри картинки. Отбери те, в названиях которых слышишь звук ц.
Перечень картинок: кузнец, цапля, боец, окно, рукавица, кольцо, дерево, зайцы, пальто, цыпленок, медведь, тарелка, перец.
Задание 19. Измени слова так, чтобы появился звук ц.
Образец. Медведь — медведица.
Платье —... , лук —... , окно — ... , тигр — ... , лужа — ... , волк —... , медведь —... .
Задание 20. Закончи стихотворения одним словом.
Уж очень вид у них чудной: До чего же скучно, братцы,
У папы локоны волной, На чужой спине
А мама ходит кататься!
стриженой. Дал бы кто мне пару ног,
За что она обижена? Чтобы сам я бегать мог.
Недаром часто злится Я б такой исполнил
На всех мамаша- ... танец!
(львица). Да нельзя, я —
(Е. Серова.) школьный ... (ранец).
(Е. Серова.)
Слова для объяснения: локон, пара ног.
Задание 21. Отгадай загадки (одним словом).
Под ледком, ледком Длинная, носатая,
Стоит чашечка с медком. Целый день стоит, как
(Яйцо.) статуя. (Цапля.)
Крыльями машет, У чего нет конца?
а улететь не может. (У кольца.)
(Мельница.)
Длинные ушки, короткий хвост. Кто это? (Заяц.)
Слова для объяснения: статуя.
Задание 22. Ответь на вопросы одним словом.
1. Как называют детены- 5. Как называют артис-
шей птиц? та, который поет?
2. Как называют детены- 6. Что носит школьник
шей курицы? на спине?
3. Кто несет яйца? 7. Что собирают в букет?
4. Что светит ночью на 8. Кто кует железо?
небе?
Если дети будут затрудняться, логопед предлагает им картинки: ранец, птенцы, певец, цыплята, кузнец, курица, месяц, цветы.
Закрепление звука ц в предложениях
Задание 23. Назови цифры.
Логопед выясняет у детей, знают ли они цифры, затем показывает цифры. Дети называют.
Образец. Цифра пять. Шли: Это цифра пять.
Задание 24. Прослушай текст. Ответь на вопросы.
Вот курица. Вот куница.
Кто кого боится? (Курица боится куницы.)
Вот куница. Вот лисица.
Кто кого боится? (Куница боится лисицы.)
Вот цыпленок. Вот
куница.
Кто кого боится? (Цыпленок боится
куницы.)
Задание 25. Измени предложения по образцу. Образец. Оля умывается.
Оля моет лицо. Что делает Оля?
Оля вытирает лицо. Что делает Оля?
Оля надевает пальто. Что делает Оля?
Оля надевает туфли. Оля снимает туфли. Оля снимает пальто.
Что делает Оля? Что делает Оля? Что делает Оля?
Задание 26. а) Рассмотри картинки. Дай имена детям. Составь предложения из двух слов к каждой картинке.
Образец. Ваня одевается.
б) Составь предложения сразу по двум картинкам.
Образец. Ваня одевается и Лена одевается. Ваня и Лена одеваются.
в) Замени имена детей словом дети.
Образец. Дети одеваются.
Задание 27. Произнеси отраженно поговорки.
Логопед выясняет, понятен ли смысл поговорок детям. Некоторые из поговорок можно заучить. В дальнейшем логопед побуждает детей употреблять эти поговорки в повседневной жизни.
Была бы водица, а зелень зародится. Пугается, как заяц бубна. Конец — делу венец. У кольца нет конца.
Задание 28. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы целым предложением.
Кузнец
В колхозе кузница. Там работает Танин отец. Танин отец — кузнец. Много работы у кузнеца. Где работает Танин отец? Кто Танин отец? У кого много работы?
Закрепление звука ц в связных текстах
Задание 29. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы.
Цапка-царапка
У Гали котенок. Галя хотела нацепить ему бант. Котенок смотрел, смотрел на ленту да как кинется, как вцепится в ленту, как царапнет Гале палец! Галя и назвала котенка: Цапка-царапка.
Кто у Гали?
Что хотела сделать Галя?
Как повел себя котенок?
Как назвала Галя котенка?
Почему Галя назвала котенка Цапка-царапка?
Перескажи рассказ, как запомнил.
Папа повел Вову в цирк. В цирке Вова видел, как медведь катается на мотоцикле, как люди передвигаются по канату, как цирковой клоун кувыркается на трапеции. Вове понравилось в цирке.
Слова для объяснения: канат, трапеция.
Куда ходил Вова?
Что видел Вова в цирке?
Перескажи рассказ, как запомнил.
Курица
У курицы цыплята. Курица водит целый день цыплят по улице. Таня зовет: «Цып-цып-цып». Курица и цыплята бегут к крыльцу.
Перескажи по опорным предметным картинкам, данным в последовательности.
Задание 30. Рассмотри картинки. Составь по ним рассказ.
Если дети затрудняются выполнить задания, логопед задает вопросы.
С кем гуляла курица? Кто прилетел? С кем борется курица? Кто победил?
Что делает курица с цыплятами?
Задание 31. Используя картинки из задания 30, самостоятельно без вопросов логопеда составь рассказ. Загадки и стихи для заучивания.
Задание 32. Выучи загадки. Умей их загадать.
На ветке дворец, Во дворце певец.
(Скворец.)
Задание 33. Выучи стихи.
Курица волнуется.
Не пугайте курицу!
Любовалась цыплятами курица:
—Что ни цыпленок — то умница!
—Молодец, удалец,
Очень ценный птенец!
(А. Капралова.)
Буква Ц
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц — в начале,
Есть слова, где Ц — в конце...
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы;
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы;
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц,
Словно камушек в кольце!..
(Л. Дьяконов.)
В воде родится,
А воды боится. (Соль.)
Цапля
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц: —
Подойди, цыпленок Цып,
Повтори-ка: «Цып-цып-цып».
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок!
(Г. Сатир.)
Цыплятки
Цыц-цып-цып, цыплятки!
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся Натки.
Возле кадки блюдце,
Все они напьются.
(С. Маршак.)
Люблю цирк
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
(Е. Благинина.)