Причины нарушений в звукопроизношении
Базовый документ –Филичева, Чиркина - программа ФФНР
Пояснительная записка.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989г) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развитии детей» (1995г), каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды, в которой протекает жизнь ребенка, охрану здоровья, воспитание, развитие и образование детей, а также помощь тем, кто в ней нуждается. Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом мире, развития познавательных способностей. А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического формирования будущей личности. Называя первые 7 лет периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками: Членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности, поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни. Актуальность разработки содержания форм и методов логопедической работы в условиях логопункта диктует время.
Актуальность проблемы
В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. В большинстве дошкольных учреждений, имеющих не только коррекционную, но и общеразвивающую, оздоровительную и комбинированную направленность, в штат педагогических работников входит логопед, который осуществляет индивидуальную коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическими нарушениями речи в режиме логопункта.
Причины нарушений в звукопроизношении
В зависимости от причины нарушений:
· Органические – связанные с органическим повреждением речевого аппарата, т.е. повреждением анатомической целостности:
Врожденные (до- и природовые) - недоразвитие периферических органов речи или поражение головного мозга в пренатальный и натальный период;
Приобретенные– полученные в результате травм, заболеваний в постнатальный период, нарушившие нормальную деятельность головного мозга или периферических органов речи.
· Функциональные – не связанные с повреждением анатомической структуры аппарата речи, они связаны с нарушением его функционирования. Также в эту группу входят и социально-психологические причины, связанные с неблагоприятным воздействием социального окружения ребенка (неблагоприятные условия развития речи).
В зависимости от локализации нарушений:
· Центральные (связанные с поражением головного мозга);
· Периферические (повреждения или врожденные аномалии артикуляторного аппарата или нерва).
Основные цели деятельности логопеда
· Своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии.
· Консультативно-методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения ребенка.
· Социальная адаптация детей с нарушениями в развитии речи и формирование у них предпосылок учебной деятельности.
Мониторинг речевого развития детей логопедической группы
Основная задача этого мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития речевых и психических функций у каждого ребенка.
Диагностика проводится по следующим разделам (Приложение 1):
Обследование звукопроизношения.
Критерии оценки звукопроизношения:
5 баллов - Чистая речь
4 балла - Нарушение произношения 1-2 звуков одной группы;
3 балла - Нарушение произношения 3-4 звуков одной группы;
2 балла - Нарушение произношения 2-3 звуков разных групп;
1 балл - Нарушение произношения 4 и более звуков разных групп.
Средний балл по оценке звукопроизношения:
5 баллов – высокий уровень;
3-4 балла – средний уровень;
1-2 балла – низкий уровень.
Приложение 1
ДОБАВИТЬ образцы документов – общая речевая карта детей логопункта, бланки обследования, Спец.литературу и т д. Циклограмму не веду.
Базовый документ –Филичева, Чиркина - программа ФФНР
Пояснительная записка.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989г) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развитии детей» (1995г), каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды, в которой протекает жизнь ребенка, охрану здоровья, воспитание, развитие и образование детей, а также помощь тем, кто в ней нуждается. Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом мире, развития познавательных способностей. А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического формирования будущей личности. Называя первые 7 лет периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками: Членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности, поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни. Актуальность разработки содержания форм и методов логопедической работы в условиях логопункта диктует время.
Актуальность проблемы
В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. В большинстве дошкольных учреждений, имеющих не только коррекционную, но и общеразвивающую, оздоровительную и комбинированную направленность, в штат педагогических работников входит логопед, который осуществляет индивидуальную коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическими нарушениями речи в режиме логопункта.
Причины нарушений в звукопроизношении
В зависимости от причины нарушений:
· Органические – связанные с органическим повреждением речевого аппарата, т.е. повреждением анатомической целостности:
Врожденные (до- и природовые) - недоразвитие периферических органов речи или поражение головного мозга в пренатальный и натальный период;
Приобретенные– полученные в результате травм, заболеваний в постнатальный период, нарушившие нормальную деятельность головного мозга или периферических органов речи.
· Функциональные – не связанные с повреждением анатомической структуры аппарата речи, они связаны с нарушением его функционирования. Также в эту группу входят и социально-психологические причины, связанные с неблагоприятным воздействием социального окружения ребенка (неблагоприятные условия развития речи).
В зависимости от локализации нарушений:
· Центральные (связанные с поражением головного мозга);
· Периферические (повреждения или врожденные аномалии артикуляторного аппарата или нерва).