По коррекции звукопроизношения
ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
В логопункте МДОУ № 5 «Теремок»
Составитель -
Учитель-логопед МДОУ № 5 «Теремок»
Андреева С. Ю.
Г. Ковдор
Г.
Содержание:
1.Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Рабочая программа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Содержание учебной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Календарно-тематическое планирование. . . . . . . . . . . . . . 9
Список средств обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Методические пособия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3. Поурочное планирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Предисловие
В октябре 2008 года назрела необходимость составления Рабочей программы логопункта. Для меня, учителя-логопеда со стажем работы по специальности 1 год, это стало задачей нелёгкой, из области «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Те общие сведения, которые мы получили, не давали ответа на вопрос, какой же по сути должна быть рабочая программа и что составляет её основу для работы в условиях логопункта МДОУ.
После консультации с доцентом кафедры дошкольной педагогики МОИПКРО Смирновой О. Д. окончательно сформировался текст Пояснительной записки.
А дальше предстояло самое трудное: для логопедической индивидуальной, работы, ориентированной исключительно на каждого конкретного ребёнка с его личностными особенностями, особенностями речевого и общего развития, со своим темпом продвижения в освоении звуков, нужно было найти и обозначить общий путь коррекционной работы и ограничить его рамками учебного года.
Что положить в основание? В основе базовой логопедической программы Каше Г.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. лежит обучение грамоте, а также развитие лексико-грамматической стороны речи. Она рассчитана на 5 фронтальных занятий в неделю и несколько индивидуальных по звукопостановке. У нас в условиях логопункта фронтальные занятия исключены (так как мы не можем нарушать основной образовательный процесс и режим дня детского сада), имеются 2-3 индивидуальных занятия в неделю, основная цель которых – постановка звука. Вот это противоречие представлялось неразрешимым, потому что строить основной план на фонетико-фонематическом направлении работы казалось невозможным в связи с очень большой степенью дифференциации, а строить её на обучении грамоте и лексико-грамматическом развитии тоже некорректно, потому что такая программа заведомо невыполнима: мы не располагаем необходимыми временными ресурсами. Каждый логопед понимает, что основная задача работы в логопункте – это постановка и автоматизация звуков.
Беседа с сотрудником кафедры психологии и коррекционной педагогики МОИПКРО помогла разрешить это противоречие. Содержание и календарно-тематический план логопедических занятий строятся в соответствии с основной целью работы – формированием полноценной фонетической системы языка. Так как у воспитанников логопункта могут быть нарушены все основные группы звуков, то последовательная работа над ними и должна быть отражена в календарно-тематическом планировании (цели, задачи и этапы при этом могут повторяться). Наиболее же общая модель звуко-коррекционной работы представлена в Содержании программы. Это ориентир, усреднённая модель, а сроки работы с каждым ребёнком, последовательность освоения звуков также могут варьироваться. Кроме того, если речь ребёнка в моторном и фонематическом отношении нарушена тяжело (имеются минимальные дизартрические нарушения), то он занимается по этому плану в соответствии с Положением о логопункте в течение 2-х лет, до наиболее полной коррекции произношения.
На основе календарно-тематического планирования были разработаны краткие планы-конспекты логопедических занятий в условиях логопункта. По этим планам удобно вести коррекционно-развивающую работу. Но планы-конспекты занятий тоже требуют от учителя – логопеда творческого подхода и предполагают необходимую вариативность их использования, в связи с цикличностью коррекционного процесса при постановке нескольких звуков, а также индивидуальными особенностями воспитанника, который приходит на логопедическое занятие.
Имеются также планы работы по развитию лексики и грамматического строя у детей, но они не включены в данную публикацию.
Отдел образования администрации Ковдорского района Мурманской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» г. Ковдора
Принято на педагогическом совете № 35 Утверждаю:
«14» мая 2009 года заведующий ДОУ № 5
Соболева Л. Б.
Приказ № 172 от
19.05.2009г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ результатов обследования развития речи детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида № 5 «Теремок» показал, что более 70% детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них 50% - фонетико-фонематическое недоразвитие.
Психофизические особенности детей с ФФН. Эти дети находятся в группе риска: обладая нормальным слухом и интеллектом, они имеют недоразвитие речи, обусловленное дефектами восприятия и произношения звуков. У них наблюдается также нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития. Для них характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью. Поэтому коррекционно-воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей – обучение органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Своевременное и личностно ориентированное коррекционное воздействие будет способствовать интеграции детей, полному усвоению школьной программы в будущем.
Решение проблемы требует введения в логопункте МДОУ программы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи. Настоящая рабочая программа создана на основе программы «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Каше К.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. (М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.) и программы «Детство: программа развития и воспитания в детском саду» В.И.Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной (СПб.: 2001 г.) с учётом специфики работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта.
Цель: преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 4 – 6 лет, формирование полноценной фонетической системы языка.
Задачи: 1) Формирование полноценных звукопроизносительных навыков. 2) Развитие фонематического слуха и элементарных фонематических языковых операций. 3) Обогащение словаря, развитие внимания к морфологическому составу слова и способам образования слов. 4) Формирование грамматического строя речи. 5) Развитие связной речи в процессе формирования фонетических и фонематических навыков.
Основное направление работы – коррекция звукопроизношения и фонематических процессов нарушенных звуков, проводимая по индивидуальным перспективным планам. В соответствии с принципом комплексности будет осуществляться развитие лексико-грамматического компонента и связной речи.
Подход к реализации рабочей программы должен быть гибким, соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей с нарушениями речи очень индивидуальны. Занятия планируются в соответствии с динамикой результатов в ходе оказываемого коррекционного воздействия.
В связи с необходимостью дифференцированной коррекции основная форма логопедической работы – индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество детей в подгруппе – 2-3 человека, имеющих сходный дефект. Состав детей в подгруппах меняется в течение года в зависимости от динамики достижений в коррекции речи.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 4-6 лет. Количество занятий по программе – 2-3 занятия в неделю. Время индивидуальных и подгрупповых занятий: средняя группа – 15 минут, старшая и подготовительная группы – 20 минут.
Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:
- Этиопатогенетический.
- Принцип системности и учёта структуры речевого нарушения.
- Принцип дифференцированного подхода.
- Принцип поэтапности.
- Онтогенетический принцип.
- Принцип учёта ведущей деятельности.
- Принцип обходного пути.
Используемые в коррекционном процессе методы обучения:
Практические
Упражнения
Подражательно-исполнительские
Творческие
Речевые
Игровые
Игры Дидактические
Подвижные
Творческие
Моделирование Знаково-символическое
Наглядные
Наблюдение
Рассматривание рисунков, картин, схем
Просмотр профилей артикуляций
Прослушивание магнитофонных записей
Показ образца задания, способа действия
Словесные (*в работе с дошкольниками сочетаются с практическими и наглядными)
Рассказ
Пересказ
Беседа (предварительная и итоговая), обмен впечатлениями
Словесные приёмы
Показ образца
Пояснение
Объяснение
Педагогическая оценка
Коррекционно-диагностическое направление работы в логопункте будет осуществляться следующими способами:
1. Диагностика уровня речевого развития дошкольников, составление речевых профилей по каждой возрастной группе ДОУ (с 1 по 30 сентября), зачисление детей на логопункт.
2. Обследование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников (октябрь). Рекомендации по данному направлению педагогам групп.
3. Промежуточное логопедическое обследование (январь). Прослеживание динамики речевого развития детей с речевыми нарушениями, движение детей в логопункте.
4. Итоговое логопедическое обследование (апрель, проводится специалистами РОО).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
I. Подготовительный этап.
Цель: подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков
- Развитие ручной моторики
Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.
- Развитие дыхания.
Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе; развитие высоты, силы, тембра голоса
- Развитие артикуляторной моторики
Цель: выработка точных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков
- Развитие слухового восприятия и внимания
Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц.
- Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.
Цель: развитие умения выделять звук на фоне слога и слова.
II. Постановка звука
Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного звука.
Направления работы:
1) Развитие слухового восприятия.
Цель: уточнение слухового образа звука
2) Развитие фонематического анализа
Цель: выделение звука на фоне слова, уточнение слухопроизносительного образа звука
3) Развитие речевой артикуляторной моторики
Цель: уточнение артикуляции конкретного звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; отработка каждого элемента артикуляторного уклада.
4) Работа по непосредственной постановке звука
Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад
III. Автоматизация звука
Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале, введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
Направления работы:
5) Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь.
6) Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия,
элементарного фонематического анализа и синтеза)
7) Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации
звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи).
IV. Дифференциация звуков речи(проводится, если ребёнок заменяет или смешивает звуки в речи)
Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование элементарного фонематического анализа и синтеза.
Подэтапы работы:
1) Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков
(автоматизация в слогах, словах, фразах).
Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков
2) Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков
Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане
V. Этап формирования коммуникативных умений и навыков(работа осуществляется воспитателем)
Цель: сформировать у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения
1) Развитие умения использовать автоматизированные и
отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях.
2) Формирование способности контролировать своё умение правильно
произносить звуки в спонтанной речи.
СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
- Стол для занятий детей одной подгруппы, 3 стула.
- Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100)
- Стол возле настенного зеркала и 3 стула.
- Шкаф для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы.
- Раковина для мытья рук
- Зеркала для индивидуальной работы (9х12).
- Логопедические зонды, шпатели, марлевые салфетки, ватные шарики, спирт этиловый 95%
- Наглядный систематизированный материал (пособия, альбомы, карточки с заданиями, настольные развивающие игры и т.п.)
- Классная доска
- Стол канцелярский
- 2 стула для взрослых участников коррекционного процесса
- Песочные часы, секундомер
- Магнитофон
- Ноутбук, компьютерные программы
- Настенные часы
- Мыло, полотенце
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
рекомендованной Управлением специального образования Министерства Общего и Профессионального образования Российской Федерации в качестве учебно-методических пособий.
1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: 1985.
2. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
3. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С.Волковой. - М.: 2007.
4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – М.: 2005.
5. План работы по коррекции звукопроизношения для работы на школьном логопункте (на основе методик Гриншпуна Б.Н. и Лалаевой Р.И.) / Сост. Авдеева Е.М., Новицкая Г.М. – Мурманск: 2005. (На цифровом носителе).
6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: 1987.
7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: 1987
8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.: 1989.
9. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: 1989.
Методические пособия:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: 2007.
2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов н/Д.: 2008.
3. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – М.: 1979.
4. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: 2007.
5. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи. - М.: 2005.
6. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Логопедическая энциклопедия дошкольника. – СПб.: 2004.
7. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М.: 2008.
8. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И.Селивёрстова. – М.: 1974.
9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей: комплект из четырёх альбомов. – М.: 2007.
10. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. – М.: 2007.
11. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. – М.: 1999.
12. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб.: 2007.
13. Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистящие. – СПб.: 2004.
14. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗВУКОКОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА