Viii. индивидуальная работа.
Урок 45
Автоматизация и дифференциация
[р] и [л] обобщающий урок
Лексическая тема: Системные отношения в лексике.
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки [р] и [л], работать над развитием фонематического анализа, систематизировать словарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Уточнение произношения звуков [р] и [л].
Работа с профилями артикуляции звуков [р] и [л] в слогах.
V. Автоматизация и дифференциация звуков [р] и [л] в слогах.
Дети читают слоговые таблицы, подставляя по очереди звуки [р] и [л]
1) | ... а | ...э | ... ы | ...о | …у |
2) | а... | э... | ы... | о... | у... |
3) | а...э | а...а | а...ы | а...о | а...у |
4) | э…а | э...э | э...ы | э...о | э...у |
5) | ы...а | ы...э | ы...ы | ы...о | ы...у |
6) | о...а | о...э | о...ы | о...о | о...у |
7) | у...а | у...э | у...ы | у...о | у…у |
8) | ...па | ...пэ | ... пы | ... по | ...пу |
9) | ...ба | ...бэ | ... бы | ...бо | ...бу |
10) | ...фа | ...фэ | ... фы | ...фо | ...фу |
VI. Автоматизация и дифференциация звуков [р] и [л] в словах и предложениях.
1.Игра «Большие манёвры».
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки [р]и [л] в словах и предложениях, развивать умение детей делать сообщения, производить фонематический анализ слов, составлять предложения по опорным словам.
Оборудование для игры: два «шахматных» поля 8x8 клеток, на одном из которых цветные клетки чёрные, на другом — жёлтые, в белых клетках — изображения различных видов вооружения (для чёрных — содержащие [р] в названиях: ружьё, револьвер, граната, торпеда, ракета, вертолёт, корабль; для «жёлтых» — содержащие [л] в названиях: пулемёт, пистолет, револьвер, лимонка, самолёт, вертолёт, подводная лодка, корабль). Ещё для игры понадобятся картонные квадратики по числу белых клеток и кубик с цифрами (точками) от одного до шести.
Правила игры:
1-й вариант: Одни воюют за «чёрных», другие — за «жёлтых». По очереди бросают кубик. Сколько выпало, столько картонных квадратиков надо взять и закрыть ими клеточки на поле противника. Побеждает тот, кто первым выведет из строя военную технику противника.
2-й вариант — «Разведчики»: Перед началом игры вся техника закрывается картонными квадратиками. Играющие по очереди бросают кубик и снимают с поля противника столько квадратиков, сколько на нём выпадет. Побеждает тот, кто первым раскроет военные тайны противника.
3-й вариант — «Военные мемуары»: После окончания игры дети рассматривают всю изображённую военную технику, определяют, какие изучаемые звуки были в её названиях, где в словах они звучали и составляют с этими словами предложения. Например: пулемёт, ружьё, пистолет, револьвер — стреляют. Граната, лимонка — взрываются, поражают ближайшую цель. Торпеда, ракета — поражают дальнюю цель. Самолёт и вертолёт — летают. Подводная лодка, корабль — плавают. Самолёт и вертолёт — техника для воздушного боя, а подводная лодка и корабль— для морского.
2. Игра «Жилища».
Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, развивать умения детей делать обобщения и находить различия, производить анализ слов.
Оборудование: картинки, карточки с заданиями.
а) Понятие «Дом» (картинки: дом, берлога, дупло, логово, нора, человек, медведь, белка, волк, лиса).
Дети называют слова по картинкам, анализируют их на наличие изучаемых звуков, составляют предложения. Другой вариант — парная картинка.
б) Понятие «Помещение» (старинные слова).
Дети читают тексты по карточкам и своими словами объясняют понятия.
В низенькой светёлке
Огонёк горит.
Молодая пряха
У окна сидит.
Загадка
Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)
3. Игра «Антонимы».
Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, учить детей находить антонимы, работать над анализом слов.
Оборудование: карточки с заданиями.
Правила игры: ведущий читает слова. Дети, у которых есть антоним к данному слову,поднимают руки. Соседи детей, поднявших руку, проверяют их. Антонимы анализируются, с ними составляются предложения.
1-я карточка | 2-я карточка | 3-я карточка | ||
работа работать радовать радоваться радостный радость разводиться | отдых бездельничать огорчать грустить печальный горе жениться | разговорчивый разгораться различие разный разлука развязывать развязка |
4-я карточка | 5-я карточка | 6-я карточка | ||
молчаливый гаснуть сходство одинаковы встреча завязывать завязка | лживый трусливый трудолюбивый весёлый глупый голодный близкий | правдивый смелый ленивый грустный умный сытый далёкий | ||
7-я карточка | 8-я карточка | 9-я карточка | ||
сладкий румяный острый солнечный полный веселиться светлый | горький бледный тупой пасмурный пустой тосковать тёмный | яркий работа вежливость польза горе прилежный простой | ||
10-я карточка | 11-я карточка | 12-я карточка | ||
бледный безделье грубость вред радость ленивый сложный | полезно закрывать отвага веселье лето начало жарко | вредно раскрывать трусость грусть зима конец холодно |
13-я карточка | 14-я карточка | |
редкий веселье | честный печаль | |
чистый прилет | грязный отлёт | |
хорошо враг | плохо друг | |
здоровье | болезнь |
4. Игра «Синонимы».
Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, учить детей находить синонимы, работать над анализом слов.
Оборудование: карточки с заданиями. Правила игры: ведущий читает слова. Дети, у кого есть синонимы к данному слову, поднимают руки. Их соседи проверяют.
1-я карточка | 2-я карточка | 3-я карточка | ||
любить любознательный разведчик гладить любезный трусливый неуклюжий неотложный крикливый | лелеять пытливый лазутчик ласкать вежливый боязливый неловкий немедленный горластый | любопытный обходительный пугливый неповоротливый срочный плаксивый бесстрашный мрачный строение |
4-я карточка | 5-я карточка | |
грустный храбрый пасмурный здание боец ограда ребята умный танцовщица | печальный смелый хмурый постройка солдат забор дети мудрый балерина |
5. Игра «Ёлочки».
Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, учить детей анализировать слова-квазиомонимы.
Оборудование: изображение новогодней ёлки, которая украшена белыми и чёрными шарами, парные картинки.
Правила игры: дети называют картинки, определяют, какой звук есть в названии, помещают картинки со звуком [р] на чёрные шары, с [л] — на белые.
Картинки:
рак — лак бурка — булка
ложки — рожки лейка — рейка
игра — игла вал — вар
рама — лама
6. Игра «Восстанови слова».
Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, учить детей анализировать слова-квазиомонимы.
Оборудование: карточки с заданиями.
Правила игры: дети читают стихи, догадываются, о каких словах идёт речь, анализируют эти слова и составляют с ними предложения.
С «Л» нами питаются,
А с «Р» — бодаются. (ложки — рожки)
На верху каланчи
День и ночь кричат ВРАЧИ.
А о чём они кричат,
Вы спросите у ВРАЧАТ.
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь — поставь меня в вазу.
Но с буквою «К» в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу! (роза — коза)