VI. Закрепление умения работать с деформированным предложением.
Игра «Кто какие звуки издаёт».
Дети заполняют вторую и третью графы таблицы, написанной на доске, затем составляют с её помощью предложения.
Звуки Кто это? Что делает?
ку-ка-ре-ку ...(петушок) ...(кукарекает)
хрю-хрю-хрю ...(поросёнок) ...(хрюкает)
чик-чирик ...(воробей) ...(чирикает)
кря-кря ...(утка) ...(крякает)
мурр, мурр ...(кошка) ...(мурлычет)
фрр, фрр ...(ёж) ...(фыркает)
VII. Автоматизация звуков [р] и [р'] в текстах.
1. Игра «Лото».
Детям раздают карты с изображением предметов.
раковина | рыба | мандарин |
берёза | крот | носорог |
Дети называют картинки и закрывают их красными или зелёными фишками в зависимости от того, твёрдо или мягко звучит в них [р]. Затем читают по карточкам стихи, в которых рассказывается про эти предметы.
Раковина
Я раковину эту
В коробке берегу.
Она лежала раньше
В песке на берегу.
Мой дедушка с Кавказа
Привёз её с собой.
Её приложишь к уху —
А в ней шумит прибой.
2) Повезло опять Егорке!
Он с утра сидит не зря!
Пять карасиков в ведёрке
И четыре пескаря.
Марина
У моей сестры Марины
Щёки словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
Берёза
Белая берёзка ростом невысока.
Словно у подростка, косы у берёзки.
Дерево на славу быстро подросло.
Как оно кудряво, как оно бело!
Крот
Роет землю серый крот —
Разоряет огород.
Носорог
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом.
2. Составление рассказов по сериям картинок с использованием опорных слов.
Рыбная ловля
Дать имена мальчикам (Юра, Игорь).
Слова: огород, черви, банка, удочка, ведро, пруд, берег, удача, караси, сковородка, ужин, сестрёнка Нюра, радость.
Наводящие вопросы:
Куда решили пойти Юра и Игорь?
Что они взяли с собой на пруд?
Где они накопали червей?
Где ребята решили ловить рыбу?
Много ли наловили Юра и Игорь рыбы?
Какая рыба им попалась?
Куда Юра складывал карасей?
С каким настроением ребята возвращались домой?
Кто ждал рыбаков дома?
Что приготовила Нюра?
Что принесла мальчикам рыбалка? (Радость.)
Примерный рассказ: Юра и Игорь решили пойти на рыбалку. Они накопали в огороде червей и отправились на пруд. Рыбы им попалось много. Это были караси. После рыбалки Юра сложил карасей в ведро, и мальчики весело зашагали домой. Дома ребят встречала сестра Нюра. Она почистила карасей и приготовила из них вкусную уху. Много радости принёс Юре и Игорю прошедший день.
Гроза
Слова: ребята, жаркая, корзинки, грибы, под берёзами, много, собирают, чёрная туча, гром, гремит, дождь, торопятся домой, бегут, по дороге, встречает, у порога, красивая разноцветная радуга.
Наводящие вопросы:
Какая стоит погода?
Куда идут ребята?
Что они взяли с собой?
Как вдруг изменилась погода?
Куда стали торопиться дети?
Как бежали дети домой?
Кто встретил их у порога?
Что появилось в небе после дождя?
Примерный рассказ: Стоит жаркая погода. Ребята идут за грибами. В руках у них корзинки. Под берёзами много грибов. Ребята собирают грибы в корзинки. Надвигается чёрная туча. Гремит гром. Скоро начнётся дождь. Надо торопиться домой. Дети бегут по дороге друг за другом. Вот и дом. Мама встречает детей у порога. Дождь проходит. На небе появляется красивая разноцветная радуга.
VIII. Домашнее задание.
Пересказать текст по опорным словам.
IX. Подведение итогов работы.
X. Индивидуальная работа.
Урок 23
Автоматизация звуков [р] — [р'] в тексте
Лексическая тема: Времена года.
Цель: автоматизировать звуки [р] и [р'] в тексте, развивать слухо-произносительные дифференцировки.
Оборудование: картинки, цветные карандаши, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Автоматизация звука [р] — [р'] в текстах.
Январь
1. Развитие фонематического восприятия.
Логопед читает стихи.
Дети считают количество звуков [р].
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима! (5 звуков [р])
2. Автоматизация [р] и [р'] в предложениях.
Дети читают пословицы.
Всему своё время.
Январь — году начало, зиме середина.
Январь — вершина зимы.
Январь — всей зимы государь.
3. Автоматизация [р] и [р'] в текстах.
Дети читают тексты.
а) Январь — самый лютый из всех месяцев. Его древнерусское название — «сечень», ведь он делит зиму пополам. Но лютые январские морозы в наших краях непродолжительны. Зима не всегда устойчива, бывают оттепели. В морозные деньки звери, даже одетые в тёплые шубки, не выходят из своих укрытий.
б) Осина — одна из разновидностей тополя, наиболее морозоустойчивая, влагоустойчивая и кислоустойчивая разновидность. Кроме того, осина из всех тополей обладает самой лучшей древесиной.
У неё есть качества, которых не встретишь у других пород деревьев. Доска со временем не желтеет, а остаётся белой, будто её только что отстругали. Наименее всех других эта древесина поддаётся червоточине. Осина обладает свойствами очень долго не гнить в воде. Потому испокон веков на Руси, если нужен сруб для колодца или для погреба, не обращаются ни к какому другому дереву. По той же причине из осины делают бочки, ушаты, корыта, стругают дранку для кровель. На Севере России, в Архангельской и Вологодской землях, строили прежде деревянные церкви. Купола у них были издали как бы чешуйчатые, а при ближайшем рассмотрении — состоящие из искусно вытесанных и пригнанных деревянных пластин. Эти пластины называются лемехами, и были они всегда осиновые. Как только в лесу упадёт осина, так сразу на неё набрасываются и зайцы, и козы, и лоси, и мыши — все, кто способен глодать кору. А казалось бы, осиновая кора горька, словно хина. Но она содержит полезные и даже целебные вещества. _
3. Зимой крестьяне запасают осиновые дрова. Во время таяния снега начинается по всем деревням пилка и колка дров. Осиновая древесина мягкая, пилить её легко. Колоть осиновые чураки истинное наслаждение, потому что осина не суковата и волокна её не перекручены. Берёзовые дрова, говоря по-деревенски, жарче, сосна, пропитанная смолой, пылает ярче, а дубовое полено одинакового размера, наверно раз в пять тяжелее осинового. Но, может быть, как раз и нужно такое дерево, которое можно было без особой жалости жечь, оставляя берёзу, сосну и дуб на другие нужды.
Февраль
1. Автоматизация [р]и [р']в предложениях.
Дети читают пословицы.
Вьюги и метели под февраль полетели.
Снег земле-кормилице что тёплый кожух.
Где снег, там и след.
2. Развитие фонематического анализа.
Дети находят в стихотворении слово со звуком [р] и определяют его место.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все долины и поля.
3. Автоматизация [р]и [р'] в текстах.
Дети читают текст.
Февраль — самый снежный месяц. За обилие снегопадов его зовут «снежень». За то, что он холодный и колючий — «лютень». Высота снежного покрова по сравнению с январём увеличивается вдвое. Трудно животным добывать корм. Очень часто образуется наст — из-за смены оттепели и морозов. Но снег, точно шуба, предохраняет растения от вымерзания.
Март
1.Развитие фонематического восприятия.
Логопед читает стихи.
Дети считают количество звуков [р].
Колышет берёзоньки ветер
весенний,
Весёлой капели доносится звон,
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был
он влюблён.
Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлёт
журавлей.
Любите Россию,
любите Россию —
Для русского сердца земли нет милей.
(10 звуков [р])
2. Автоматизация [р] — [р']в предложениях.
Пословицы
Вмарте и спереди, и сзади зима.
Март — заря весны.
3. Автоматизация [р]— [р']в текстах.
а) Рассказывать ли про берёзовый лес? Рассказывать ли про саму берёзу? Нет дерева, растущего на территории России, включая рябину с черёмухой, которым бы так повезло и в фольклоре, и в литературе, и даже в музыке. Ладно, если бы древесина берёзы была ценнее всех других, вовсе нет. Ладно, если бы родились на берёзе особенные плоды. Вовсе не родится никаких плодов. Просто так. Хорошая, и всё. Каждое дерево чем-нибудь полезно, каждое красиво — одно цветами, другое листвой, третье осанкой и ростом, четвёртое цветом ствола, коры. Есть деревья красно-бурые и серые, чёрные и зелёные, узловатые и гладкие, мохнатые и голые. Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как первый снег.
б) Но как бы ни красива была одна берёза, совсем особенное дело — целый берёзовый лес. Он хорош во всякую пору. И в марте, когда берёзы освещает солнце, набирающее весеннюю силу, а их фонтанообразные кроны покрыты инеем и разрисовывают синее небо в тончайшее розовое кружево. И в те дни, когда разворачиваются на берёзе первые изумрудные листочки.
В берёзовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно. Белые берёзы, сначала редкие, отдельные друг от дружки, вдали становятся для глаза всё более частыми и наконец сливаются в пестроту. В берёзовом лесу всегда светлее, чем в каком-либо другом, как будто берёзы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя. Светлее в нём и в полдень, когда неизвестно, что белее — сами берёзы или облака, проплывающие над ними, светлее и в лунную ночь, когда берёзы словно светятся зеленоватым лунным огнём.
в) Весной берёзы, как мощные насосы, гонят кверху, к кончикам ветвей, к почкам, к будущей листве, земные соки. Немало в берёзовом соке поэзии, если только добывание его не связано с варварским обращением с самой берёзой. Иногда тяпнут топором по белой коже, сок брызжет, но растекается во все стороны. На берёзе остаётся глубокая, долго не заживающая рана. По-настоящему нужно зачистить небольшой квадратик наружной коры и на зачищенном месте коловоротом провернуть углубление на три-четыре сантиметра. Сок потечёт одной бойкой струйкой. Грачи очень часто обламывают кончики берёзовых веток себе на гнёзда. Из обломанных веток обильно капает сок. В этом случае под большой могучей берёзой создаётся впечатление, что идёт дождь.
г) Ни одно дерево не давало славянам ничего похожего на бересту. Может быть только липа, дающая всё лубяное и лыковое: и мочалки, и сами лапти. Из липового лубка можно тоже сделать лёгкую прочную посуду. Лубяные драночки сапожники закладывали в задники обуви. Всё же, когда строили дом, под углы сруба, на кирпичные столбы клали по широкому листу бересты, тогда сырость не могла проникнуть от земли к берёзам и нижний венец не гнил. До сих пор является русским народным промыслом всевозможное берестяное плетение. В Архангельской области существует художественная резьба по бересте. Много веков назад береста служила нашим предкам в качестве бумаги. Из бересты добывается дёготь. Снимается береста с дерева в летний период без повреждения коры. Но совсем не обязательно снимать кору с растущей берёзы, ведь в лесах много берёзового валежника. Сгнившая древесина берёзы как труха вываливается из бересты, и эта береста идёт на добывание дёгтя — тёмно-коричневой маслянистой жидкости приятного запаха. Каждый крестьянин северных областей знает, что без дёгтя в деревне жить невозможно. Кожаные сапоги (в Архангельской области лаптей никогда не носили), где часто приходится ходить по болотам, всегда промазываются дёгтем. Поэтому, когда не было ещё резиновых сапог, ноги у крестьян всегда были сухими. И в этом заслуга дёгтя. Дёгтем пропитывается и только что выделанная кожа. Он придаёт ей эластичность и приятный тёмно-коричневый цвет, предохраняет от намокания и высыхания. Без дёгтя и лошадиная кожаная упряжь была бы непрочной — твердела бы и ломалась. А разве не дёгтем защищались крестьяне в поле от комаров и мошек? Всякое ранение у коровы, лошади или овцы тотчас мазалось дёгтем.
А берёзовые веники? Три дня после хорошей бани отдаёт от человека свежим берёзовым духом.
д) Дай коры мне, о Берёза!
Жёлтой дай коры, Берёза,
Ты, что высишься в долине
Стройным станом над потоком!
Я свяжу себе пирогу,
Лёгкий чёлн себе построю,
И в воде он будет плавать,
Словно жёлтый лист осенний,
Словно жёлтая кувшинка!
Скинь свой белый плащ, Берёза!
Скинь свой плащ из белой кожи...
Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», пер. И. Бунина
е) Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В зеленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А. Прокофьев
Апрель
1. Развитие фонематического анализа.
Дети находят в отрывке из стихотворения А. Плещеева слово со звуком [р] и определяют его место.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
2. Автоматизация звуков [р] и [р'] в предложениях.
а) Дети читают предложения.
Апрель — середина весны.
Древнерусское название месяца —«цветень».
В апреле начинается ледоход.
б) Дети читают пословицы.
Апрель — весна воды.
Март — весна света, апрель — время первоцвета.
3. Автоматизация звуков [р] — [р'] в текстах.
а) Орешник цветёт самым первым, первее даже ольхи, задолго до распускания листьев, чтобы они не мешали опылению. У пчеловодов, которым важно знать, когда что цветёт, цветение орешника служит началом шкалы, вроде нуля на термометре или первого января. Например, липа зацветает на семьдесят второй день после орешника. От самого орешника никакой пользы пчёлам нет, потому что опыляется он ветром, кроме той, что от орешника пчёлы могут ранней весной брать пыльцу, которая служит кормом для пчелиной семьи. Стоит тряхнуть ветвь цветущего орешника, как тотчас в прозрачном воздухе возникает светло-золотое, чуть зеленоватое облако — из серёжек высыпается пыльца. Молодые ореховые побеги, прутья очень хороши на плетение корзин, а более старые идут на удилища, плетни и на всякие крестьянские поделки, где нужно какое-нибудь грубое плетение. Если вам нужна очень прямая и крепкая палка, ни из чего вы её не вырежете с таким успехом, как из орехового куста.
б) Когда в лесу стает снег, а на деревьях, кустарниках ещё не появились листья, начинает цвести небольшой кустарник с серой или желтовато-серой корой, пурпуровыми цветками и приятным запахом.
Его плод — красная крупная ягода. Кора, корни и особенно плоды этого растения ядовиты. Они имеют острый жгучий вкус. Несколько съеденных ягод вызывают сильную жажду и судороги. Шести ягод достаточно, чтобы отравить такого сильного хищника, как волк. Поэтому кустарник называется волчьей ягодой.
в) Рано весной в сосновых борах зацветает красивый тёмно-лиловый цветок. Это сон-трава, ядовитое и снотворное растение. Учёный Д.Н. Кайгородцев в книге «Наши весенние цветы» рассказывает, как один охотник видел медведя, который выдрал из земли корень сон-травы и стал его лизать. После этого он охмелел и уснул.
Май
1. Развитие фонематического анализа.
Дети находят в отрывке из стихотворения Ф. Тютчева слово со звуком [р] и определяют его место.
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Весёлый светлый хоровод
Толпится весело за ней.
2. Автоматизация звуков [р] — [р'] в тексте.
Первый увиденный мною строчок восхитил меня сначала одним тем, что я его увидел, а потом я нашёл даже в нём своеобразную красоту. Может же быть красивой лягушка, хотя с детства она служила нам символом чего-то уродливого, неприятного, до чего противно дотронуться, а не то что взять в руки и полюбоваться. То, что росло передо мной теперь, больше всего напоминало аккуратно очищенное ядро грецкого ореха. Цвет тёмно-коричневый, размер с хороший кулак. Нечто мозговидное, с извилинами, глубокими пазухами, в которых прохлаждались улитки. На срезе — похожее на хрящ, белое, с лёгким фиолетовым оттенком..
Июнь
1.Развитие фонематического анализа.
Дети находят в отрывке слово из поэмы А. Пушкина со звуком [р] и определяют его место.
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
2. Автоматизация звуков [р] — [р'] в тексте.
Дети читают текст.
Первая волна грибов высыпает в то время, когда начинает колоситься рожь. Отсюда и название — колосовики. Колосовиками бывают и маслята, и подосиновики, и подберёзовики, и белые грибы.
Июль
1. Развитие фонематического анализа.
Дети находят в отрывке из стихотворения Н. Грекова слово со звуком [р] и определяют его место.
Солнце ходит высоко над сводом
Утомлённых от зноя небес,
Пахнет липа душистая мёдом,
И шумит полный сумрака лес.
2. Автоматизация звуков [р] — [р'] в предложениях.
Дети читают предложения.
Июль — самый тёплый месяц.
Древнерусское название июля — «липец» — в честь дерева липы.
В июле цветёт липа — лучший медонос. Июль — месяц-ягодник.
3. Автоматизация звуков [р] — [р'] в текстах.
а) На первое место нужно поставить землянику. Я думаю, согласятся все, что это самая вкусная из всех лесных ягод. Ни по оттенкам вкуса, ни по аромату ей нет равных. Когда придёшь из леса с полным кувшином и высыпешь ягоды на плоское блюдо, по всему дому поплывёт земляничный аромат.
В детстве набирали букетики земляники, которые, право, не уступают букетикам самых ярких цветов. Чтобы ягода не скатывалась с куска мягкого и душистого хлеба, мы немного вдавливали каждую ягодку в хлебную мякоть и съедали, прихлёбывая молоком. Но лучше всего есть землянику так: налить в тарелку холодного молока, крепко подсластить его сахарным песком, а потом уж сыпать в молоко землянику.
б) Первая волна земляники поспевает на порубках, то есть там, где стоял сосновый лес и где его вырубили, оставив только пни, из которых вытапливаются медовые липкие капли ароматной смолы.
Так как порубка открыта солнцу, то земляника поспевает там в первую очередь, особенно если вырубленное место представляет собой склон горы или оврага, обращенный к югу. На порубках ягоды бывают помельче, чем в лесу, посуше, почерствее, но, пожалуй, слаще.
в) Немного попозже земляники поспевает лесная малина, также превосходная ягода. У нас в лесах малина растёт большей частью по буеракам и по берегам лесных речек, где истлевают в труху упавшие на землю деревья. Малина, даже и садовая, любит почему-то древесную перегнившую труху. Обычно малине сопутствуют высокие травы, а так как в буераках безветренно, как в яме, то сбору малины сопутствует душная жара. У поэта А. Прокофьева есть строчка: «И было душно, как в малине». Идя по малину, нужно и одеваться соответственно, чтобы не было голых ног и рук. Известно, что вовремя простуды ничего не может быть полезней малинового варенья, особенно из лесной малины.
г) Культивируя ягоду, мы, конечно, облагораживаем её, укрупняем. Садовая земляника, та, что в обиходе мы называем клубникой, во много раз крупнее лесной. У малины не такая заметная разница. Но что-то мы всё-таки не можем им дать взамен утраченного лесного приволья. И это касается не только ягод. Чёрно-бурая лисица, выращенная на ферме, не стоит и половины цены лисицы, добытой в тундре. Жемчужины, выращенные в японских питомниках, в тех же самых жемчужных раковинах, всё же на рынках так и называются японским жемчугом, в отличие от просто жемчуга без всяких эпитетов.
Август
1. Развитие фонематического восприятия.
Дети считают количество слов со звуком [р] в отрывке из стихотворения А. Комарова.
Ни шороха, ни звука...
Тишина. Осенней паутины поволока,
И неба голубая вышина,
И просека, зовущая далёко.
2. Автоматизация звуков [р] — [р'] в предложениях.
а) Дети читают предложения.
В Древней Руси этот месяц называли «серпень» или «зарев». В августе происходит уборка урожая. В этом месяце часто бывают грозы.
б) Дети читают пословицы.
Август — закат лета.
В августе солнце греет, да вода холодеет.
3. Автоматизация звуков [р] — [р'] в тексте.
К середине августа поспевают орехи. В наших лесах, хоть они и невелики, очень много орешника. Каждый орех спрятан в зелёное гнёздышко, у основания очень плотное, а далее расходящееся бахромой. Эти гнёздышки срастаются друг с другом, так что редко увидишь на ветке одиночный орех. Чаще попадаются парные, а также по три, четыре, пять орехов в одном. В августе, когда охотники до орехов устремляются в лес, а орехи только ещё начали созревать, каждый орех сидит в гнёздышке очень крепко. Можно вылупить его зубами, раздавив сочное гнездо. Но зелёная масса гнезда очень кислая. Если очистить несколько орехов подряд, начинает «драть рот». В эту пору, когда раскусишь орех, увидишь ядрышко, ещё не заполнившее всё своё помещение. Оно лежит очень нежное, сочное и сладкое в белой ватке, как желток в окружении белка. Постепенно ядро достигает стенок ореха, а затем и черствеет, то есть делается тем самым вкусным ядром, ради которого орех срывают. Орехами кормятся белки, сойки, поползни, кабаны, медведи. Листья, побеги, кора служат кормом для лося, бобра, зайца.
Сентябрь
1. Развитие фонематического восприятия.
Дети находят в отрывке из стихотворения Е. Баратынского слово со звуком [р] и определяют его место.
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины;
Умолкли птиц живые голоса,
Безмолвен лес, беззвучны небеса!
2. Автоматизация звуков [р] — [р'] в предложениях.
Скороговорки
У сосенки поспели опёнки.
У пенька опять пять опят.
Дети читают пословицы и приметы.
В сентябре небо хмурится (древнерусское название — «хмурень»).
Ласточки весну начинают, осень накликают.
Поздний отлёт птиц предвещает тёплую осень, мягкую зиму поздний листопад — суровую зиму, плохую весну и неурожай на следующий год.
3. Автоматизация звуков [р] и [р'] в текстах.
а) Если известно, что каждый гриб сожительствует с определённым деревом, то отдадим справедливость — маслёнок выбрал не самое плохое. Если же, наоборот, дерево выбирает грибы, то у сосны хороший вкус: боровой рыжик, маслята и даже боровик. Хорошо это дерево в пору молодости, когда оно ещё не дерево, а деревце, ярко-зелёное, пахучее, стройное, радостно на него смотреть, когда весной оно выгонит вверх свои нежные, почти белые свечи. В это время все ветки у сосёнок горизонтальны, и только свечи растут прямо. Всё дерево похоже на огромную люстру. В пору цветения, если тронуть сосну, она окутается золотистым душистым облаком пыльцы. Вскоре появятся на ней ярко-зелёные лаковые шишки, которые впоследствии расщербинятся, потеряют семена и упадут на землю. Тогда их можно собирать — годятся разводить самовар.
б) Если сосна растёт на отшибе от леса, то дерево будет низкорослое, узловатое, распространяющее во все стороны мохнатые ветки. Ствол такого дерева кривой, сучья — одни короче, другие длиннее, одни пушистее, другие суше. Но то в лесу. Когда сосны растут близко друг к дружке, рощей или бором, каждое деревце тянется вверх, к солнцу, старается перерасти своих соседей, но и соседи не отстают. Нижние сучки у таких деревьев отсыхают и падают на землю. Дерево вытягивается длинное и ровное, как струна. Кажется, что под белые облака поднимают сосны тёмно-зелёные матовые облачка своих крон. Тогда говорят — строевой лес, а в пору полной зрелости — корабельная роща.
в) Вокруг молодых сосенок — зелёная трава, лесные цветы, в старом лесу — белый мох, черника, папоротник. Под молодыми сосёнками бесполезно искать белые грибы — боровики, а в бору-беломошнике или в бору-черничнике не встретишь маслят. Всему своё время. Даже воздух, знаменитый сосновый воздух не один и тот же. В молодых сосёнках более пахнет смолой зелёных игл, в старых борах — зрелой терпкой смолой древесины. В молодых сосёнках — привкус солнца, в старом бору — привкус сырости, влаги.
Октябрь
1. Развитие фонематического восприятия.
Дети находят в отрывке из стихотворения Ф. Тютчева слово со звуком [р], определяют его место.
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит...
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветви шелестит.
2. Автоматизация [р] — [р'] в предложениях.
Дети читают приметы.
Октябрь — дождливый месяц.
Во второй половине октября нередки снегопады.
Октябрь — месяц листопада.
3. Автоматизация [р]— [р'] в текстах.
Дети читают тексты.
а) В середине осени, в конце сентября, в октябре устанавливается иногда удивительная погода. Безветренно. Утром выпадает на траву холодная обжигающая роса или даже белые хрустящие утренники. Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая соломинка, каждая паутинка — всё обсыпано сахарной пудрой. Но небо чисто, оно такого глубокого синего цвета, какого не увидишь в летнюю жаркую пору. Солнце начинает пригревать в синем безветрии, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Особенно красива в это время обсыпанная росой паутина.
б) С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово-зелёная сероватая листва осин. Когда Пушкин восторженно воскликнул: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса», виновницей слова багрец явилась осина.
Ноябрь
1. Развитие фонематического восприятия.
Дети находят в отрывке из стихотворения И. Сурикова слово, в котором есть одновременно [р]и [р'].
Природа замерзла, нахмурилась сурово,
Поблекнувшей листвой покрылася земля,
И холодом зимы повеял ветер снова
В раздетые леса, на тёмные поля.
2. Автоматизация [р]— [р'] в предложениях.
Дети читают приметы.
Ноябрь — самый пасмурный месяц.
В ноябре дуют сильные ветры.
В ноябре происходит ледостав.
Ноябрь — предзимье.
3. Автоматизация [р] — [р'] в текстах.
Дети читают текст.
Было это в ноябре. В лесу в это время, с точки зрения грибника, пустынно. Всё-таки я пошёл прогуляться в лес. На этот раз мне хотелось посмотреть на дикую лесную яблоню, растущую на поляне среди берёз. Летом и ранней осенью она была вся усыпана яблоками. Мелкие, продолговатые, с характерным бугорком возле веточки, они были то, что в деревне называют «вырви глаз». Теперь, глубокой осенью, на грани осени и зимы, я, подойдя к моей знакомой, увидел следующую картину. На дереве ни одного яблока. Все они лежали ровным пластом кругом в два слоя. Схваченные заморозками, они были не так кислы, вяжущи и горьки, как летом.
Декабрь
1. Развитие фонематического восприятия.
Дети находят в отрывке из стихотворения И. Сурикова слово, в котором есть звук [р].
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
2. Автоматизация [р] — [р'] в предложениях.
Дети читают пословицы и приметы.
Декабрь зиму начитает, год кончает.
Декабрь — шапка русской зимы.
Декабрь на всю зиму землю студит, саням ход даёт.
Много снега — много хлеба, много воды — много травы.
Снега надует — хлеба прибудет, вода разольётся — сена наберётся.
Декабрь — студень.
V. Письменные упражнения.
Дети записывают тексты под диктовку, обозначают [р] — [р'], определяют, о каких временах года идёт речь.
1. Стоит жара. Дети пошли за грибами. В лесу их застала гроза. Лил сильный дождь. Дети укрылись в шалаше.
2. На реке идёт лёд, шумит вода. На берегу стоит народ.
3. Солнце сильно греет. Снег тает. Ребята убрали коньки. Скоро весна.
4. В саду стояла высокая сосна. Рома и Юра срубили высокую сосну. Она была сухая.
VI. Домашнее задание.
Пересказ текста из п. IV на выбор.