Лексическая тема «Профессии. Швея».
Звуки[с], [с/]
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели.Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Расширение и уточнение представлений о профессии швеи. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея» (профессия, работа, ателье, фабрика, швея, портниха, одежда, ткань, пуговица, швейная машина, нитки, ножницы, метр: кроить, шиты нужный, необходимый, полезный). Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование фонематического восприятия. Совершенствование навыки слогового анализа и синтеза слов. Автоматизация произношения звука [р] в словах с открытым слогом.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, слухового внимания, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи сдвижением
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование.Maгнитная доска, коврограф, плоскостные изображения орудий труда и инструментов, предметная картинка с изображением швеи, мяч, контейнер с карандашами, рисунки для упражнения «Найди и раскрась» по числу детей, схема рассказа о профессии, мяч, плоскостные изображения сарафанов, мелкие предметные картинки, содержащие в названиях звук [р].
Предварительная работа.Экскурсия с родителями в ателье по пошиву одежды или в Дом мод. Разучивание пальчиковой гимнастики «Наперсток». Проведение сюжетно-ролевой игры «В ателье»
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Совершенствование фонематического восприятия.]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает прийти к ковраграфу, на котором закреплены плоскостные изображении орудий труда и инструментов.
Логопед. Сегодня мы с вами начнем разговор о профессии швеи, или портнихи, поэтому я прошу нас пройти к коврографу и выбрать изображения тех предметов, которые нужны, на ваш взгляд швее.
Дети выполняют задание и занимают места за столом.
Логопед. Расскажите, какие предметы вы выбрали. Определите первый звук в названии каждого предмета.
1-й ребенок. У меня ножницы. Первый звук [н].
2-й ребенок.А у меня нитки. Первый звук [н/].
3-й ребенок.Я выбрил портновский метр. В слове метр первый звук [м/].
4-й ребенок.А у меня мел. В слове мел тоже первый звук [м/].
2. Упражнение «Нужные предметы»[Совершенствование грамматического строя речи.]
Логопед помещает на магнитную доску картинку с изображением швеи за работой и предметные картинки с изображениями необходимых ей предметов и инструментов.
Логопед. Внимательно рассмотрите предметы и инструменты, нужные швее и ответьте на мои вопросы. Чем пользуется швея. Арина?
1-й ребенок. Швея пользуется швейной машиной, нитками, ножницами, мелом, портновским метром.
Логопед. Кому нужны все эти предметы. Вадим?
2-й ребенок.Швейная машина, нитки, ножницы, мел, портновский метр нужны швее.
Логопед. Без чего не может обойтись швея, Кирилл?
3-й ребенок. Швея не может обойтись без швейной машины, ниток, ножниц, мела, портновского метра.
Логопед убирает ножницы и нитки.
Логопед. Чего не хватает швее, Настя?
4-й ребенок.Швее не хватает ножниц и ниток
Логопед. Молодцы. Вы отлично ответили на мои вопросы.
3. Беседа. [Расширение и уточнение представлений о профессии швеи. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея».]
Развитие диалогической речи.
Логопед помещает на магнитную диску картинки с изображениями здания ателье по пошиву одежды или Дома мод и швейной фабрики и те картинки, которые убрал при выполнении предыдущего задания.
Логопед. Продолжим беседу. Отвечайте на мои вопросы полными ответами. Где работает швея?
1-й ребенок. Швея работает в ателье, Доме мод или на швейной фабрике.
Логопед. Что она делает?
2-й ребенок.Она шьет одежду.
Логопед. Что ей нужно для работы?
3-й ребенок. Дляработы ей нужны швейная машина, нитки, ножницы, мел, портновский метр.
4. Составление рассказа по схеме. [Развитие связной речи.]
Логопед помещает на магнитную доску схему рассказа о профессии.
Логопед. Используя схему, повторите рассказ о швее.
4-й ребенок.Это швея. Она работает на швейной фабрике, в Доме мод иди в ателье. Швея шьет одежду. Для работы ей нужны швейная машина, нитки, ножницы, мел, портновский метр.
5. Упражнение «Найди и раскрась». [Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики.]
Логопед убирает все картинки с магнитной доски, раздает детям рисунки (рис. 40), ставит на стол контейнере карандашами.
Логопед. Посмотрите нарисунок. Найдите изображение швеи, обведите его и все, что нужно швее, а потом раскрасьте рисунок.
Дети выполняют задание. Логопед беседует с ними по ходу выполнения работы, а потом оценивает деятельность каждого ребенка и собирает рисунки, а также убирает контейнер с карандашами
6. Пальчиковая гимнастика «Наперсток»[Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Автоматизация шипящих звуков.)
Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику.
Логопед. Давайте сделаем знакомое нам упражнение
Вышивает, шьет иголка, Левая ладошка раскрыта, в правой –
воображаемая игла.
Пальцу больно, пальцу колко, Игла «шьет» и задевает кончик
указательного пальца левой руки.
А наперсток в тот же миг Делают такое движение, будто надевают
К девочке на пальчик прыг! наперсток
Говорит иголке:«Шей! Вновь «шьют»
А колоться ты не смей!» Грозят указательным пальчиком правой
руки.
7. Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование глаголов с приставками).]
Логопед берет в руки мяч
Логопед. A теперь давайте образуем слова из одной семейки со словом шьет. Я буду начинать предложение и бросать мяч одному из вис. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение. Швея пуговицы к платью...
1-й ребенок. Пришивает
Логопед. Швея цветы на блузке?
2-й ребенок.Вышивает.
Логопед. Швея юбку...
3-й ребенок.Подшивает.
Логопед. Швея аппликацию на рубашку…
4-й ребенок. Нашивает.
Логопед. Замечательно!
Логопед убирает мяч.
8. Игра «Украшаем сарафан». [Автоматизация произношения звука [р] в словах с открытым слогом.)
Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер, раздает им плоскостные изображения сарафанов, рассыпает на ковре небольшие предметные картинки.
Логопед. Давайте представим, что вы все стали портными. Украсьте сарафаны аппликацией. Накладывайте картинки на сарафаны и называйте их.
Дети накладывают на сарафаны картинки (жираф, Чебурашка, рыбка, рысь, ракета, кукуруза, роза, сорока) и четко произносят их названия
9. Упражнение «Подбери слова» [Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов]
Логопед убирает пособия и предлагает детям встать на ковре так, чтобы не мешать друг другу.
Логопед. И последнее задание. Сейчас я буду протопывать слова, а вы будете подбирать названия предметов, нужных швее.
Логопед топает один раз два раза, три раза, четыре раза. Дети подбирают слова мел, метр, нит-ки, нож-ни-цы, ка-туш-ка, ма-шин-ка. Логопед положительно оценивает их работу
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей]
Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли а затем оценивает работу каждого ребенка.
Занятие 2
Коррекционно-образовательные цели.Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии. Швея». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка составлении сложносочиненных предложений со словами для того чтобы. Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [с] - [с/].). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация правильною произношения звука [р] в словах с открытым слогом и предложениях с ними. Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, речевою слуха, связной речи, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
Оборудование.Наборное полотно, коврограф, контейнер с карандашами, тетрадь №1 и сигналы двух цветов по числу детей, картинки и плоскостные изображения предметов, нужных швее; предметные картинки со звуком [р] вназваниях, картинка с изображением швеи; картинки и шнурки для игры «Свяжи пары», магнитофон и кассета с записью музыкального сопровождения песенки «Штанишки»1.
Предварительная работа.Автоматизация произношения звука [р] в словах с открытым слогом и предложениях с ними на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание песенки «Штанишки» с музыкальным руководителем.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает детям встать рядом со стульчаками.
Логопед. Посмотрите на изображения предметов на картинках. Сначала сядет то, у кого название предмета можно разделить на три слога. Потом сядет тот, у кого один слог в названии предмета.
Сначала садятся дети, у которых на картинках нарисованы ножницы и катушка, потом садится ребенок, у которого на картинке мел.
1 Гавришева Л.Б. Нищева Н. В. Логопедические распевки. - СПб, ДЕТСТВО ПРЕСС. 2005.
Логопед. А в твоем слове сколько слогов, Диана?
Ребенок. В слове нит-ки два слога
Логопед. Очень хорошо. Вы справились с моим заданием.
2. Упражнение «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.]
Логопед помещает на магнитную доску большие плоскостные изображения иголки с ниткой, ножниц, швейной машины, портновского метра. Пока логопед размещаем картинки на доске, можно предложить детям назвать их
Логопед. Следующая игра — на внимание. Посмотрите на эти предметы, запомните, как они выглядят, и закройте глаза
Логопед вытаскивает нитку из иголки, убирает одно кольцо ножниц, снимает катушку с нитками с машинки, меняет изображение портновского метра
Логопед. Откройте глаза и скажите, чего не стало.
1-й ребенок. Не стало нитки в иголке.
2-й ребенок.Не стало одного кольца у ножниц.
3-й ребенок.Не стало катушки с нитками на машинке.
4-й ребенок.На портновском метре нет цифр.
Логопед. Чудесно! У вас очень хорошая память. Но самое главное, вы правильно объяснили мне чего не стало.
3. Упражнение «Разноцветные сигналы». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [c] [c'] в словах).]
Логопед раздает детям по два разноцветных сигнала.
Логопед. Представьте, что вы портные. Вам нужно выбрить вышивку для одежды. На одежду синего цвета вы возьмете вышивку со звуком [c] в названиях, а на одежду зеленого цвета вы возьмете вышивку со звуком [c'] в названиях. В соответствии с этим вы будете поднимать сигналы. Слушайте внимательно. Солнце, василек, колосок, лось, лисичка, редиска, абрикос, поросенок, листок, собачка.
Деты поднимают синие сигналы, услышав слово со звуком [c], и зеленые сигналы - услышав слово со звукам [c']. Логопед оценивает их работу.
4. Работа в тетради № 2. [Совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука на фоне слова).]
Логопед собирает сигналы, раздает тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на нижнюю часть левой странички. Здесь тоже нарисованы части вышивки для одежды. Определите место звука [c] в словах и закрасьте соответствующие квадраты в полосках под картинками.
Дети выполняют задание с комментированием действий. Логопед оценивает их работу.
5. Пальчиковая гимнастика «Наперсток» [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Автоматизация шипящих звуков. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Профессии, Швея».)]
Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сделать пальчиковую гимнастику.
6. Игра «Что шьёт швея?» [Автоматизация произношения звука [р] в словах с открытым слогом в предложениях с этими словами.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки, ставит па коврограф картинку с изображением швеи, рассыпает на ковре предметные картинки
Логопед. Возьмите по одной картинке и скажите, что шьет швея.
1-й ребенок. Швея шьет рубашку.
2-й ребенок.Швея шьет рукавицы.
3-й ребенок. Швея шьет сарафан.
4-й ребенок.Швея шьет рукава для пальто.
7. Отгадывание загадок. [Развитие речевого слуха, мышления.]
Логопед убирает картинки.
Логопед. А теперь попробуйте отгадать мои загадки. На серебряной шляпе сто ям. Что это?
Дети. Это наперсток. Он похож на шляпу. На нем есть много маленьких углублений.
Логопед. Правильно. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. Что это?
Дети. Это клубок ниток. Его не поднять за конец нитки, потому что он распускается.
Логопед. Верно.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост ташу,
Дети. Это иголка. Она острая и тащит за собой нитку, как хвост.
Логопед. Я вами горжусь. Вы отгадали все мои загадки!
8. Упражнение «Свяжи пары». [Развитие логического мышления. Совершенствование навыка составления сложносочиненных предложений со словами для того чтобы.]
Логопед приглашает детей к коврографу, на котором закрепляет в два столбика плоскостные изображения (рис. 41). Около фигур первого столбика он прикрепляет с помощью «липучек» яркие шнурки.
Логопед. Свяжите картинки парами с помощью шнурочков и составьте предложения со словами для того чтобы.
1-й ребенок. Швее нужна швейная машина для того, чтобы шить на ней одежду.
2-й ребенок. Медсестре нужны шприцы, чтобы делать уколы, и йод, чтобы смазывать царапины.
3-й ребенок. Повару нужны вилка и нож, чтобы готовить еду.
4-й ребенок.Продавцу нужны весы для того, чтобы взвешивать продукты.
Логопед. Замечательные предложения. Вы порадовали меня!
9. Пение песенки «Штанишки». [Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле. Автоматизация произношения шипящих звуков.]
Логопед включает магнитофон и вместе с детьми поет песенку.
Для маленького мишки
Наташа шьет штанишки,
В штанишках два кармашка,
А на кармашках — мышки.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорим на занятии, какие задания выполняли, а затем положительно оценивает деятельность каждого ребенка.
Занятие 3
Коррекционно-образовательные цели.Активизация и актуализации словаря по теме «Профессии. Швея». Совершенствование навыка составлении рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Автоматизация произношения шипящих звуков. Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисти произносить слова, петь в ансамбле. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование.Серия картинок «Штанишки для мишки» магнитофон и кассета с записью музыкального сопровождения, выкройки штанишек из пластика и шнурки по числу детей, тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с карандашами.
Предварительная работа.Выполнение шнуровки штанишек из пластика на занятиях с воспитателем.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Создание эмоционально положительного фона занятия. Объявление темы. Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить
слова, петь в ансамбле. (Повторение. См.; Занятие 3. Тема «Профессии. Швея».]
Логопед приглашает детей в кабинет на ковер, включает магнитофон, вместе с детьми поет песенку.
Логопед. Сегодня мы попробуем составить по картинкам рассказ, который называется «Штанишки для мишки». Это рассказ про девочку Наташу и ее мишку из нашей песенки. Садитесь на стульчики.
2. Рассматривание серии картинок «Штанишки для мишки». Беседа. Словарная работа. [Развитие диалогической речи. Автоматизация произношения шипящих звуков.]
Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом перед магнитной доской. Логопед помещает на доску шесть картинок
Логопед. Рассмотрите картинки и попробуйте расставить их по порядку.
Дети подходят к доске и расставляют картинки. Логопед помогает им, если это требуется
Логопед. Вы правильно расставили картинки, Молодцы. Садитесь. Посмотрите на первую картинку. Кого вы видите на ней? Расскажите,
1-й ребенок. Наташа смотрит на своего любимого мишку.
2-й ребенок. Мишка уже старый. У него нет глаза и одна лапа болтается.
Логопед. Давайте рассмотрим вторую картинку. Что делает Наташа?
3-й ребенок. Наташа взяла нитки и иголку и стала пришивать мишке лапу.
Логопед. Верно. Наташа взяла шкатулку с нитками, иголками и пуговицами и принялась за починку старого друга.
4-й ребенок.Она пришила мишке лапу, а потом — пуговицу вместо глаза.
Логопед. Рассмотрите третью картину. Каким стал мишка? Что делает Наташа?
1-й ребенок. Мишка стал как новый. А Наташа взяла красную ткань и стала вырезать из нее штанишки дли мишки.
Логопед. Верно. Наташа стала кроить штанишки. Так говорят портные. Что мы видим на следующей картинке?
2-й ребенок. Наташа сидит рядом с мишкой и шьет ему штанишки. А на столе лежит аппликация — две веселых мышки.
Логопед. Рассмотрите предпоследнюю картинку. Что делает Наташа?
3-й ребенок. Наташа нашила на кармашки мышек, взяла утюг и стала гладить штанишки.
Логопед. И наконец, последняя картинка. Что вы видите на ней?
4-й ребенок.Наташа надела мишке штанишки и решила подарить его своей сестренке Аришке.
Логопед. Вы хорошо ответили на мои вопросы, а теперь давайте отдохнем.
3. Пальчиковая гимнастика «Наперсток» [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Автоматизация шипящих звуков. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Профессии. Швея.) ]
Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику.
4. Игра-соревнование «Кто скорее?» [Развитие тонком моторики, ловкости.]
Логопед прилагает детям сесть на ковер, раздает им выкройки штанишек из пластика с дырочками по краю и цветные шнурки.
Логопед. Давайте проведем соревнование и узнаем, кто из вас быстрее всех сможет сшить штанишки для мишки. Вы будете выполнять шнуровку так, как вам показывала Любовь Ивановна.
Дети выполняют шнуровку. Все вместе они определяют победителя. Победитель получает стикер с изображением мишки.
Подготовка детей к рассказыванию.
Логопед приглашает детей сесть на стульчики у магнитной доски.
Логопед. Давайте подготовимся к рассказу по картинкам. Еще раз рассмотрите их, Вспомните, что вы отвечали мне, какие слова нужно использовать в рассказе.
6. Коллективный рассказ по серии картинок. [Развитие связной речи. ]
Логопед сам начинает рассказ, а дети его продолжают
Логопед. Давайте я начну рассказ. Был у Наташи любимый мишка. Бабушка подарила его девочке, когда та была совсем маленькой. Теперь мишка стал старым, потерял глаз, и одна лапа у него болталась. Наташе стало жалко мишку.
1-й ребенок. Она достала шкатулку с нитками и иголками, нашла пуговицу и принялась за починку старого друга.
2-й ребенок. Скоро мишка стал как новенький. И Наташа решила сделать ему подарок. Она взяла кусок красного шелка и стала кроить штанишки с кармашками.
3-й ребенок. Девочка долго шила штанишки, а потом украсила их аппликацией — веселыми мышками.
4-й ребенок. Штанишки были готовы. Наташа принесла утюг и хорошенько прогладила их.
1-й ребенок. Девочка решила подарить своего любимца младшей сестренке.
7. Повторение рассказа одним их детей. [Развитие связной речи.]
Логопед предлагает наиболее сильному из детей повторить рассказ целиком. Этот этап работы можно перенести на вечерний отрезок времени и поручить воспитателю.
Штанишки для мишки
Был у Наташи любимый мишка. Бабушка подарила его девочке, когда та была совсем маленькой. Теперь мишка стал старым, потерял один глаз, и лапа у него болталась.
Наташе стало жаль мишку. Достала она шкатулку с нитками и иголками, нашла пуговицу и принялась за починку старого друга.
Скоро мишка стал как новенький. И Наташа решила сделать ему подарок. Она взяла кусок красного шелка и выкроила штанишки с кармашками.
Девочка долго шила штанишки для своего любимца, а потом украсила их аппликацией - веселыми мышками.
Наконец штанишки были готовы. Наташа принесла утюг и хорошенько прогладила штанишки.
Девочка решила подарить своего любимца младшей сестренке.
8. Упражнение «Слушай внимательно» [Развитие речевого слуха. ]
Логопед убирает картинки с магнитной доски.
Логопед. А теперь я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду перечислять слова из рассказа, а вы будете определять лишнее слово и объяснять, почему оно лишнее. Шила, пришила, погладила, нашила. Какое слово липшее?
Дети. Лишнее слово погладила, потому что оно не образовано от слова шить.
Логопед. Хорошо. Нитки, лапа, иголка, пуговица. Какое слово лишнее?
Дети. Лишнее слово лапа, потому что это не швейная принадлежность.
Логопед. Верно, Молодцы!
9. Работа в тетради № 1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. ]
Логопед предлагает детям пройти за столик, раздает им тетради, ставит ни стол контейнер с карандашами.
Логопед. Какие швейные принадлежности нарисованы в тетради?
Дети. Ножницы, катушка с нитками, иголка.
Логопед. Вожмите простой карандаш, обведите нарисованные ножницы, а потом раскрасьте их.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами и подводит итог занятия, оценивает работу каждого ребенка.
Занятие 4
Коррекционно-образовательные цели.Активизация и актуализации словаря по теме «Профессии. Швея». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыка чтения предложений. Автоматизация произношения шипящих звуков в стихотворении.
Автоматизация произношения звука [р] в словах с открытым слогом и предложениях с ними.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Коврограф, магнитная доска, картинка с изображением ателье по пошиву одежды, предметные картинки с изображениями одежды (платье, куртка, сарафан, рубашка, пальто, шорты, брюки, комбинезон), коллекция образцов ткани, мелкие картинки со звуком [р] в названиях предметов, плоскостные изображения швейных принадлежностей, карточки с предложениями.
Предварительная работа.Пополнение групповой коллекции образцов ткани. Составление описательных рассказов об одежде, разучивание стихотворение Е. Тараховской «Девочки» на занятии по развитию речи.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Совершенствование навыка слогового анализа]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках. Он организует приветствие, предлагает детям взять по одной картинке с отображением одежды и пройти к столу.
Логопед. Положите картинки перед собой. Разделите названия одежды на слоги. Сначала сядут те, чьи названия одежды делятся на два слога, потом можно сесть тем, чьи названия одежды делятся на три слога.
Дети выполняют задание.
2. Игра с мячом «Какая одежда?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]
Логопед убирает картинки и достает мяч.
Логопед. Вы знаете, что одежду шьют из разных тканей. Давайте вспомним, какой бывает одежда. Проведем игру с мячом. Будем катать мяч по столу друг другу. Одежда из шелка какая?
1-й ребенок. Шелковая.
Логопед. Одежда им шерсти какая?
2-й ребенок. Шерстяная.
Логопед. Одежда из вельвета какая?
3-й ребенок. Вельветовая.
Логопед. Одежда из драпа какая?
4-й ребенок. Драповая.
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.
3. Игра «В ателье» [Развитие святой речи (составление описательного рассказа). Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных).]
Логопед помещает па магнитную доску картинку с изображением ательепо пошиву одежды, предметные картинки с изображениями одежды, раскладывает на столе образцы ткани.
Логопед. Мы с вами пришли в ателье по пошиву одежды и хотим, чтобы портные сшили нам одежду на заказ. Посмотрите, какие модели одежды можно заказать, из каких тканей, и послушайте стихотворение.
Не растут к несчастью, брюки
И у платьев рукава,
Но растут все время руки.
Ноги, шея, голова,
Мальчики и де6вочки
Становятся большими,
Надо, чтоб одежду
Им по мерке сшили.
Мастера пустили в дело
Иглы, ножницы, утюг.
За шитье взялись умело
Мною быстрых, ловких рук.
Получайте свой заказ!
Все по мерке, в самый раз. А. Кардашова
Сделайте заказы по очереди. Расскажите швее, что вы хотите закатать, из какой ткани, с какими деталями, для чего вам нужна эта одежда.
1-й ребенок. Я хочу заказать шелковое платье. Оно должно быть голубым, нарядным. У него будут пышные рукава, круглый воротничок, пояс с бантом. Я надену это платье на день рождения.
Аналогично рассказы составляют все дети. Логопед предлагает им определить, кто лучше всех «сделал заказ».
4. Рассказывание стихотворения Е. Тараховской «Девочки». [Развитие общих речевых навыков. Автоматизация произношения шипящих звуков. ]
Логопед убирает картинка и ткани.
Логопед. Вспомните стихотворение, которое вы выучили вчера. Кто хочет его рассказать?
Дети по очереди рассказывают стихотворение.
Девочки
Вышивают девочки.
Сидя ил траве.
Вышивают девочки
Шелком по канве.
— Это клюв! А это шпоры!
А вот это гребешок!.. —
Приутихли разговоры,
За стежком бежит стежок,
Оживают петушки —
Золотые гребешки.
Вдруг живой петух явился,
Наклонился к петушку.
Наклонился, удивился
И спросил: «Ку-ка-ре-ку?»
Логопед оценивает мастерство рассказчиков.
5. «Вышивальщики» [Автоматизация произношения звука [р] в словах с открытым слогом и предложениях с ними.]
Логопед раскладывает на столе картинки со звуком [р] в названиях.
Логопед. Давайте мы с вами украсим вышивкой одежду, которую заказали в ателье. Выберите одну из вышивок и расскажите, что и чем вы украсите. Помните о правильном произношении звука [р]
1-й ребенок. Я украсила платье розой.
2-й ребенок. Я украсила сарафан ромашками
3-й ребенок. Я украсил рубашку ракетой
4-й ребенок.Я украсил комбинезон жирафом
Логопед хвалит детей за старание и убирает картинки
6. Пальчиковая гимнастика «Наперсток». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Автоматизация шипящих звуков. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Профессии. Швея»)
Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику
7. Игра «Чего не стало?» [Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки и помещает ни коврограф плоскостные изображения швейных принадлежностей.
Логопед. Посмотрите на коврограф и скажите, чем пользуется швея.
1-й ребенок. Нитками, иголкой, ножницами, наперстком.
Логопед. Закройте глаза.
Убирает одно изображение
Логопед. Чего не стало?
1-й ребенок. Не стало наперстка.
Таким же образам проводится игра с каждым из детей.
8. Чтение предложений с пройденными буквами. [Совершенствование навыка чтения.]
Логопед убирает картинка с коврографа а раздает детям карточки с предложениями
Логопед. Давайте почитаем. Положите карточки перед собой. Прочитайте предложения.
1-й ребенок. У Оксаны кофта
2-й ребенок. Сима носит муфту.
3-й ребенок. У Сани тапки.
4-й ребенок.Никита носит носки.
Логопед. Молодцы! Я горжусь вами!
Логопед убирает карточки.
9. Упражнение «Что лишнее?» [Развитие памяти.]
Логопед. В предложениях, которые вы прочитали, были названия одежды и обуви. Какое из четырех слов лишите? Почему?
Дети. Лишнее слово тапки, потому что это обувь, а кофта, муфт и носки — одежда.
10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей]
Логопед подводит итог изучения темы, оценивает работу каждого ребенка, дарит детям наклейки или стикерсы.
Февраль3-я неделя