Организационный момент, объявление темы занятия.
Логопед приглашает детей в кабинет и предлагает сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом.
Логопед. Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Корова с телятами и бык» и составим рассказ по ней. Но сначала послушайте рассказ Евгения Чарушина «Корова».
2. Чтение логопедом рассказа Е. Чарушина «Корова» и беседа по тексту.[Создание эмоционально положительного фона восприятия картины. Развитие диалогической речи.]
Логопед выразительно читает рассказ.
Логопед. Стоит Пеструха на зеленом лугу, траву жует-пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет.
— А что тебе, Пеструха, повкуснее жевать — простую зеленую траву или разные цветочки? Может быть, ромашку, может, синий василек, или мышиный горошек, или незабудку, или гвоздичку, а может, иван-да-марью? Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее — молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить — надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.
Логопед. О ком я прочитала рассказ?
Дети. Вы прочитали рассказ о корове.
Логопед. Как описывает корову автор рассказа? Какие у нее рога, бока, вымя? Что она делает?
1-й ребенок. У коровы крутые рога.
2-й ребенок. Толстые бока.
3-й ребенок. Вымя с молоком.
4-й ребенок. Она помахивает хвостом, мух отгоняет.
Логопед. Я думаю, вы хорошо представили, как Пеструха стоит на лугу и жует зеленую травку. А почему автор назвал ее Пеструхой?
Дети. Наверное, она пестрая, пятнистая.
3. Загадывание детьми загадок о домашних животных.[Развитие памяти, речевого слуха, мышления.]
Логопед достает и помещает на мольберт несколько картинок с изображениями домашних животных (корова, бык, теленок, лошадь, кот, собака).
Логопед. А теперь Настя и Ваня загадают нам загадки о домашних животных, которые они выучили дома, а вы эти загадки отгадаете. Картинки помогут вам отгадать загадки.
1-й ребенок.
Голодна — мычит.
Сыта — жует.
Малым деткам
Молока дает.
Дети. Это корова.
Логопед. Как вы догадались?
Д е т и. В загадке говорится, что она мычит и детям молока дает.
2-й ребенок.
Этот маленький ребенок
Спит без простынь и пеленок.
Под коричневые ушки
Не кладут ему подушки.
У него четыре ножки.
Он гуляет без пальто.
Он галошки и сапожки
Не наденет ни за что.
Он сказать не может: «Мама,
Есть хочу!» А потому
Целый день мычит упрямо:
«Му-у-у!»
Это вовсе не ребенок.
Это маленький... В. Бахревский
Дети. Теленок.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Он мычит упрямо, у него коричневые ушки, он маленький.
Логопед. Молодцы. Вы не только отгадали загадки, но и объяснили, как это сделали.
4. Рассматривание картины и беседа по ней. Составление описательных рассказов о животных и их детенышах по образцу. [Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания. Совершенствование умения задавать вопросы.]
Логопед помещает на мольберт картину и дает детям несколько минут для ее свободного рассматривания, а потом начинает беседу.
Логопед. Кого вы видите на картине?
Дети. Мы видим корову, телят и быка.
Логопед. Посмотрите на корову и послушайте мой рассказ о ней, а потом расскажите о телятах и быке. Слева на картине изображена черно-белая пятнистая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.
Вы послушали мой рассказ. Сначала я сказала, какого цвета и размера корова, потом рассказала о некоторых частях тела коровы, затем — о том, что она делает. Расскажите по такому же плану о быке и телятах.
1-й ребенок. Рядом с коровой стоит маленький пятнистый теленок. У него тоненькие ножки, маленькие ушки и коротенький хвостик. Теленок щиплет травку.
2-й ребенок. Светло-коричневый теленок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть маленькие рожки.
3-й ребенок. Справа на картине стоит большой коричневый бык. У него крупная голова, длинные острые рога и сильные ноги с большими копытами. Бык жует зеленую траву.
Логопед. Мне понравилось, как вы рассказали о телятах и быке. Теперь давайте расскажем о природе, которая окружает животных. Какой день изображен на картине? Какое время года? Каким кажется лес вдалеке? Какие небо и вода в озере? Какая трава на лугу?
4-й ребенок. Стоит солнечный осенний день. Листья на деревьях уже начали желтеть и краснеть. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу еще зеленая и сочная. Небо светлое, и вода в озере тоже светлая.
Логопед. Что еще вы видите на заднем плане картины?
1-й ребенок. Слева на берегу мы видим стога сена. А справа на заднем плане — коровник и изгородь вокруг него.
2-й ребенок. Там живут корова, телята и бык. А зимой их выпускают гулять в загон возле коровника.
Логопед. Вы рассмотрели картину и ответили на мои вопросы. Может быть, есть вопросы, которые вы сами хотите задать по картине?
3-й ребенок. Как вы думаете, на кого похож большой теленок?
Д е т и. Он похож на быка. У него даже есть белое пятно на лбу, как у его папы.
4-й ребенок. Мы видим на картине стога. А вы знаете, для чего нужно сено?
Дети. Это корм для коровы, быка и телят на зиму.
Логопед. Молодцы. Ваши вопросы были интересными, и вы правильно ответили на них. А теперь давайте отдохнем.
5. Физкультурная пауза «Я, младешенька, Буренушку пасу».[Координация речи с движением, развитие общей моторики.]
Логопед приглашает детей на коврик, предлагает им встать в круг и выполнить знакомое упражнение.
Я, младешенька, Буренушку пасу. Идут в хороводе.
Я с Буренушкой до вечера в лесу.
Я медведя повстречать боюсь, Меняют направление движения.
Я медведю низко в пояс Останавливаются лицом в круг.
поклонюсь:
Дедушко, Медведушко, Три раза низко кланяются.
Не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!
Народная песенка
6. Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи?»[Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]
Логопед берет в руки мяч и предлагает детям поиграть в уже знакомую игру.
Логопед. Давайте поиграем в игру «Чей, чья, чьё, чьи?» Я бросаю вам мяч и называю часть тела животного, вы ловите мяч и говорите, чья это часть тела. Хвост быка.
1-й ребенок. Бычий хвост.
Логопед. Голова лошади.
2-й ребенок. Лошадиная голова.
Логопед. Вымя коровы.
3-й ребенок. Коровье вымя.
Логопед. Рога барана.
4-й ребенок. Бараньи рога.
Аналогично образуются словосочетания: собачий язык, овечья шкура, козье вымя, кошачьи усы.
7. Коллективное составление плана рассказа по картине.[Развитие диалогической речи, мышления.]
Логопед вновь приглашает детей на стульчики к мольберту.
Логопед. Подумайте, с чего вы начнете рассказ: с описания животных или с описания природы, которая их окружает?
Дети. Лучше начать рассказ с описания природы.
Логопед. О ком вы расскажете потом?
Дети. Потом мы опишем корову, телят и быка, расскажем о том, что они делают.
Логопед. Чем можно закончить рассказ?
Дети. В конце можно рассказать о том, что понравилось на картине.
8. Рассказ по картине по частям несколькими детьми, потом — обобщающий рассказ одним ребенком.[Развитие связной речи. Совершенствование навыка составления рассказа по картине.]
Логопед дает детям одну-две минуты для подготовки к рассказыванию.
Логопед. Теперь давайте составим рассказ по картине. Сначала вы будете рассказывать по частям. Один из вас расскажет о природе, другой — о корове и телятах, третий — о быке, а четвертый повторит все целиком.
Трое детей составляют рассказ по частям, последний ребенок повторяет все целиком.
Корова с телятами и бык
Стоит солнечный осенний день. Листья на деревьях уже начали желтеть и краснеть. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу еще зеленая и сочная. Небо и вода в озере светлые.
На берегу озера — луг. На лугу пасутся корова, телята и бык. Слева изображена пятнистая черно-белая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.
Рядом с коровой стоит маленький пятнистый теленок. У него тоненькие ножки, маленькие ушки и коротенький хвостик. Теленок щиплет травку.
Светло-коричневый теленок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть маленькие рожки.
Справа на картине стоит большой коричневый бык. У него крупная голова, длинные острые рога и сильные ноги с большими копытами. Бык жует траву.
Слева на берегу озера мы видим стога сена. Это корм для животных на зиму. А справа на заднем плане — коровник и изгородь вокруг него. Там живут корова, телята ибык.
Мне особенно понравился на картине маленький пятнистый теленок. К нему хочется подойти поближе и погладить его.
9. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Домашние животные».)]
Логопед приглашает детей к зеркалу, проверяет, чтобы они правильно сели и хорошо видели в зеркале свои лица и лицо логопеда. Выполняют упражнения, которые отработаны на предыдущих занятиях. Если упражнения хорошо отработаны, можно ввести еще одно новое, которое все дети уже пробовали делать на индивидуальных занятиях.
Логопед. Новое упражнение называется «Балалайка». Широко откройте рот, поставьте язык за верхние зубы на бугорки, быстро произнесите: «д-д-д-д-д», а я буду по очереди делать вам массаж языка соской, чтобы научить кончик языка дрожать.
После работы с каждым ребенком логопед тщательно моет руки с мылом, грязную соску убирает в контейнер для использованных инструментов.