ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В -Ф В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ
Ваня – Фаня вон – фон конверты – конфеты
Ваза – фаза Веня – Феня вата – фата
Враки – фраки сова – софа
Враки – фраки вилка – Филка
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ф - В В ОДНОМ СЛОВЕ:
Вафли, фейерверк, фаворит, февраль, кофеварка.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ:
Т – Т`Н – Н`П – П`М – М`
Ток – тёк кон – конь пыл – пил – пыль мал - мял
Цветы – цвети нос – нёс пыли – пили мол – мёл
Тук – тюк банка – банька пылить – пилить мот – мёд
Тын – тина тонна Тоня пальцы – пяльцы масса – мясо
Тапки – тяпки тону – тони паны – пьяны мыла – Мила
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ы - И В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ:
Был – бил мыл – мил дары – дари
Выл - вил мыло – мило сады – сади
Выли – вилы - вили забыл – забил носы – носи
Мыла – Мила сыта – сито пари – пары
Колы – коли возы – вози шипы – шипи
Мышка – мишка осы – оси крути – круты
Дым – Дима были – били цветы – цвети
Выдал – видал косы – коси пусти – пусты
Дыня – Дина рысь – рис пыл – пил
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ О - Ё В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ:
Село – соло лото – лето ров – рёв Соня – Сеня
Вёл – вол неси – носи Дёма – дома зов – зев
Пол – пел пой – пей дала – дела мох – мех
Бой – бей нос – нёс роет – реет воз – вёз
Воет – веет тема – Тома ложа – лёжа
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДИКТАНТА И СПИСЫВАНИЯ.
Спортсмен добежал до финиша за одиннадцать минут.
Ваня нарисовал наседку на листе бумаги.
Эти деньги я заработал за уборку здания.
Я вас приглашаю при всех в гости.
Со второго пути сошёл поезд.
Воробей влетел в форточку.
Во двор вошёл незнакомец.
При мне приехала сестра.
У меня убежал щенок.
Врач извлек стекло из раны.
Анна сняла с полки книжку.
Геннадий убрал у стола мусор.
Я подставляю блюдце под цветок.
Эти книги привезли из издательства.
Над домом висела надломленная ветка.
Дедушка забыл закрыть калитку за гостем.
Дедушка осторожно отвернул гайку от прибора.
По дороге бегают безнадзорные собаки без поводков.
Дедушка мне прочитал рассказ о новогодней ёлке.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДИКТАНТА И СПИСЫВАНИЯ.
Мы разучили танец польку, а потом положили ноты на полку.
Волна накрыла галку, которая села у моря на гальку.
Наша семья собирает льняное семя для лекарства.
Если польёт сильный дождь, отменят полёт
Я люблю Дарью, поэтому дарю ей цветы.
На морозе бельё стало очень бело.
Я вольна в своих поступках.
Жанна внесла щенка в дом.
Собака Булька съела булка.
Уголь сложили в угол.
С ели упала шишка.
Мы закончили обедать.
Дети съели весь завтрак.
С деревьев облетают листья.
Собаки стали объедать кости.
Вот и появились хлопья снега.
Учительница громко зачитала объявления.
Ворон сел на ель. Он ел сыр, пока весь не съел.
Маленьким ребятам она объяснили всё своими словами.
На дальнюю лесную полянку съехались ученики двух школ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДИКТАНТА И СПИСЫВАНИЯ.
Крестьяне объезжали свои поля, выбирая свои поля, выбирая место для подъезда транспорта.
На балу я получила за костюм пять баллов.
У дома сгрузили одиннадцать тонн земли.
Рассказ оказался очень интересным.
У Инны большая коллекция марок.
Анна моет чугунную ванну.
Шофёр предъявил пропуск.
Алла купила фотоаппарат.
Геннадий взял аккорд.
У меня гриппозное состояние.
Жираф – длинношее животное.
Сумма чисел равна одиннадцати.
Мы занимаемся конным спортом.
Засоренные трубы чистит слесарь.
Падают с деревьев осенние листья.
Маленький Филипп пришёл в школу.
Весенний день обещал быть интересным.
На улицах начались массовые беспорядки.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДИКТАНТА И СПИСЫВАНИЯ.
У нас на крыше установили телевизионную антенну.
В детском саду прошёл интересный утренник.
Тётя Васса участвовала в лыжном кроссе.
Мой вес – двадцать шесть килограммов.
На лице долго не заживала седина.
По улице шёл военный человек.
Между нами произошла ссора.
В субботу у меня банный день.
Во дворце начался аттракцион.
Я очень люблю манную кашу.
У кассы была масса народа.
Я молю Бога, чтобы все жили в мире.
Шуба была съедена молью.
На улице нашёл кошелёк.
Сорвал со стены картину.
Улетел у Коли шарик.
Побежал по дороге кот.
Зашёл Андрей за Колей.
Забыл зайти за книгой.
Сняла с плеч платок.
Добежал до дерева.
Во двор вошёл.
Г | К | Ц | Д | Ё | Й |
К | Б | Й | Я | Ц | Ю |
Ц | Т | Е | П | К | Ч |
Я | К | б | Ю | Д | Й |
Ц | Й | Ч | Д | К | Я |
Таблица 10
СОН | ТРИ | БОЙ | ЕСТ | БОК | ВОТ |
ГАЗ | ДАР | ВОН | ЖАЛ | ЗОНТ | КИТ |
ЖИЛ | ЗУБ | ЖУК | КОД | ЛЮК | ЖАР |
КОТ | ЛУК | ДАЛ | ЛОМ | ЛАК | ДАР |
ДЫМ | МАК | НОС | ПАР | НЫЛ | СТОЛ |
СТАЛ | СТУЛ | МОК | РАК | СНЫ | СТО |
СТОГ | МЫС | ТОК | ШЛА | ФЛАГ | БЫЛ |
ХОР | ЦЕПЬ | ЧАС | ШТАБ | ШУМ | ШВЫ |
Таблица 10
ЖУК | ГОЛ | ТОМ | СПИ | РАД | СНЫ |
РУБЛЬ | РВИ | ГРОМ | КРОТ | ГРИБ | ГРАД |
ЦАРЬ | ХЛЕБ | ХЛОП | БЕГ | БЫК | ПИЛ |
БИЛ | ХВОЩ | ШОВ | ГАЗ | ГУЛ | ШВЫ |
ГНИЛ | ДРОЗД | ЧУБ | ТРАП | ЛЕГ | МЕЛ |
ЛЕЩ | МЯЛ | БОТ | ПОТ | БЫЛЬ | ПЫЛЬ |
ЩИТ | МОЛЬ | МОЩЬ | СЕЛ | ВЕЩЬ | КЛЁН |
СЛОН | СТОН | СТАН | КРАН | БОР | БАНК |
ТАБЛИЦА 3
(контрольная)
На базе этой таблицы закрепляется навык письма с проговариванием отдельных букв.
Порядок работы.
Задача: правильно назвать букву, усиленно артикулируя. Не надо заучивать наизусть, какие звуки мы тянем, какие – нет. Необходимо добиваться, чтобы ребёнок понял на уровне ощущений. Для этого необходимо заниматься развитием фонематического восприятия.
2. Просим ребёнка назвать буквы в любом порядке:
- указывая ему столбик или строчку;
- «вслепую» - куда попадёт палец;
- по типу игр с фишками и игральными костями – как дети их называют «ходилки»- называют ту букву на которую выпадет ход;
3. Убедившись, что ребенок правильно называет все буквы, можно переходить к письму. Здесь нет нужды писать слоги. Проверяем, насколько точно усвоил ребенок написание буквы с проговариванием.
ТАБЛИЦА 11
Из таблицы слогов это самая сложная.
Не все представленные слоги являются частью каких – то слов, тем интереснее устроить соревнования соревнование (возможно и с участием взрослых) – кто найдет больше слов, добавляя буквы к слогам.
В случае отсутствия каких –либо проблем при работе по предыдущим таблицам здесь предусмотрен обычный порядок работы
Порядок работы.
- Читаем слоги с утрированной артикуляцией (по одному слогу) по строчкам, столбикам, по диагоналям, используя фишки и игральные кости.
Например, вы просите прочитать слово во второй строчке снизу, в пятом столбике справа… Или ребенок бросает игральные кости и отсчитывает нужный слог, переставляя фишку.
- Пишем слоги под диктовку, списываем. Так же как и при чтении, ребенок может искать заданный слог по заданию взрослого. Количество предлагаемых для написания слогов зависит от успешности работы ребенка. Если навык проговаривания усвоен, можно его постепенно переводить на шепот.
- С помощью добавления букв образовать слова. Короткие записать.
Это последняя таблица из числа слоговых.