Устранение дисграфии. таблицы
Письмо. Порядок работы.
1) Пишем гласные – А, О, У, И, Ы, Э;
Инструкция: - Сейчас ты будешь писать ту букву, которую я назову. Слушай, как я проговариваю, и говори также. Как только твоя ручка коснётся бумаги, сразу начинай проговаривать и не заканчивай до тех пор, пока не напишешь букву полностью. Начинаем.
После команды «Начинаем» никаких инструкций не нужно давать. Это же правило необходимо соблюдать при любой письменной работе с детьми, в том числе при выполнении диктанта.
2) Пишем согласные – М, Н, С, З, Р, Ш, Ж … Если ребенок страдает нарушением произношения, берем только неконфликтные звуки.
3) Пишем закрытые слоги АС, ОМ, УЛ, ИН, ЫР … Инструкция: - Проговариваешь ту букву, которую пишешь. Пока ее не написал, не начинай проговаривать следующую. Начинаем.
4) Пишем открытые слоги – СА, МО, ЛУ, РЫ, ШО … (С гласной И не пишем).
5) Пишем короткие слова – СОН, НОС, СОМ, ШАР, ХОР…
6) Задание: самостоятельно составить и записать слоги, как в заданиях3-м и 4-м; составить и записать слова из трех-четырех букв.
7) Не надо писать слишком много слогов и . Задача данного этапа – понять принцип письма и приобрести навык, а автоматизация этого навыка проводится на базе следующих этапов.
УСТРАНЕНИЕ ДИСГРАФИИ. ТАБЛИЦЫ
Таблица 1.
А | В | С | Ж | З | И |
Л | М | Н | О | Р | С |
У | Ф | Х | Ш | Ы | Щ |
Э | а | О | Ж | З | Ш |
З | Л | В | У | С | Э |
С | Э | Щ | Ф | Ж | а |
Щ | а | Р | ы | У | Ш |
Таблица 2.
Чем отличается эта таблица от первой? Если в первой были только те звуки, которые при произнесении можно петь, интонировать, то в этой таблице неинтонированые звуки. Их мы произносим четко, отрывисто, с утрированным артикулированием, как будто «Шарик лопнул». Вначале покажите ребенку, как это надо делать.
Порядок работы.
1.Читаем буквы в различном порядке. Просим прочитать буквы из определенной строки или столбика.
2. Пишем отдельные буквы, кроме йотированных.
Инструкция: как только ручка касается бумаги, четко и отрывисто поизносишь и дописываешь букву до конца.
3. Пишем буквы Я, Е, Ё, Ю. Инструкции те же, что и при написании согласных.
4. Пишем слоги типа:
- АК, ОТ, УД, ЭГ, ЫТ …
- ЯМ, ЕС, ЁР, ЮН …
- ЯЦ, ЕК, ЁТ, ЮЧ,
- КА, ТО, ДУ, ГЭ, ТЫ …
Инструкция :как только начинаешь писать слог, проговаривай его полностью, как ты делал раньше, при обычном письме. Пока не закончишь писать, тянешь гласную. ( Это трудно на первый взгляд. В данном случае объяснение сложнее, чем само выполнение). Необходимо избегать попыток детей тянуть согласный или несколько раз его проговаривать: ДДДО.
- КОТ, ТОК, ГОД, ДУБ, ПОТ …
- Не надо писать слишком много слогов и слов. Задача данного этапа – понять принцип письма и приобрести навык, а автоматизация этого навыка проводится на базе следующих таблиц.
- Не писать пока открытые слоги с йотированными гласными. Эта работа впереди.
5. Задание: самостоятельно составить слова из трех-четырех букв, записать их.
Таблица 2
П | Й | Ц | Т | К | Ю |
е | Д | Б | ё | Г | П |
Ч | б | Т | Я | б | Ю |
Ю | К | Ц | б | Г | ё |
Ц | Й | Ч | Д | К | Я |
Таблица 4
В этой таблице представлены закрытые слоги. Но это не просто слоги, а последние две буквы самых разнообразных слов. Отработка написания этих слогов с утрированным проговариванием является одним из элементов коррекционной работы не только при дисграфии, но и при дизорфографии.
Порядок работы
1. Попросите ребенка читать слоги по строчкам. Количество строчек, прочитанных без ошибок, - рабочая «единица чтения» в этой таблице. Обычно это составляет 2 – 4 строчки. Большое количество материала для работы делать не целесообразно.
2. Читать слоги не спеша, четко и утрированно проговаривая все звуки. Особенно делать упор на последний звук. Не оглушать звуки. Читать так, как написано.
3. После чтения приступаем к письму. Под диктовку ребенок пишет с проговариванием серии 7 – 10 слогов (количество слогов зависит от тяжести нарушения и работоспособности).
4.Затем предлагаем отгадать – от какого слова могли оторваться эти две буквы. Причем в первую очередь вспоминаем слова, где эти буквы стоят в конце слова. Подскажите, если ребенок затрудняется, дальше ребенок сам справиться с заданием. Запишем только односложные или двусложные слова без стечения согласных и без мягких согласных.
5. Теперь можно записать те слова, где эти буквы стоят в середине. ОВ – сОВа.
6. Термин «слог» специально не употребляется на стадии поиска и записи слов, потому что совсем не обязательно эти две буквы будут в слове слогом. Например: АБ – крАБ, ОВ – сОВа.
7. Все выше перечисленные упражнения выполняются на тех 2 – 4 строчках, которые ребенок читал.
8. Затем та же работа проделывается с остальной таблицей. На эту таблицу уходит 3 – 5 занятий.
Таблица 3
А | Я | Ш | Г | С | О | ||||||
Ё | Ц | Й | К | ё | П | ||||||
Ю | У | б | т | п | Ч | ||||||
п | Д | Ф | ы | ч | у | ||||||
а | ш | ю | я | д | Л | ||||||
М | З | С | Щ | Н | б | ||||||
д | з | щ | м | ы | ц | ||||||
Ю | е | Э | Р | и | ш | ||||||
аб | ол | ёг | ок | ог | юз | ув | эж | ар | |||
ык | эн | эщ | од | эр | ёт | уд | ил | ыд | |||
ац | ёв | ущ | уж | ош | ег | эх | ыф | ор | |||
ощ | ал | ом | ём | аз | эф | ёз | ев | юм | |||
иг | ос | эд | эч | ег | ёт | юд | ак | ен | |||
ел | ёс | ож | иш | эк | ус | ум | яр | ед | |||
юс | ез | эп | ук | ащ | эв | ун | ох | яц | |||
ов | оц | ёд | ух | эм | уч | эс | юг | ем | |||
ам | ут | им | ыщ | яд | он | ёг | уг | эр | |||
оз | ур | об | ыс | ям | ещ | ик | ад | ёл | |||
оч | яв | юш | эб | ющ | ыт | юц | ас | ||||
ёщ | юл | яс | ым | уз | ян | ыз | ел | уф | |||
яз | эг | юр | ив | ех | аг | ер | еф | уп | |||
уц | яц | ич | ыб | еч | ыр | эз | ык | аж | |||
оп | ек | ын | ях | ач | иф | ах | ящ | ир | |||
ёц | ид | ул | ыв | ёш | як | ыж | ец | ес | |||
ип | ет | еш | ют | ыц | юв | яг | юф | ан | |||
ыг | ыл | ёф | эл | ищ | ат | ис | эц | юн | |||
ящ | от | ит | юх | из | ят | ёч | аф | уб | |||
ых | ав | ыч | ин | юк | ыш | ёк | ял | ап | |||
уш | юч | оф | эш | ёх | яф | яч | уз | ад | |||
ус | ел | ос | ор | ён | ав | яв | эп | он | |||
ТАБЛИЦА 5
Порядок работы.
1.В таблице открытые прямые слоги. К этому занятию ребёнок уже должен понять принцип письма с проговариванием и в основном правильно писать слоги.
2. Вначале работаем по первому варианту таблицы. Таблица разделена на две части. В первой – слоги с длительными согласными, которые можно «пропеть». Во второй – с согласными, которые «петь» невозможно.
Сначала отрабатываем чтение первой части. Читаем по одному слогу, по строчкам. Затем пишем эти слоги (частично эта работа уже велась при работе над Таблицей 1). Следите за правильность проговаривания.
3. Затем просим ребенка найти спрятанные в первой части слова: ЛУНА, МЫЛО, НОСЫ … Он находит эти слова и пишет их.
4. Предлагаем вспомнить слова, частью которых являются эти слоги (слова только двусложные). Например: ЛЫжи, фаРЫ, Рука. Если это задание вызовет затруднение, помогите.
5. В такой же последовательности проводится работа во второй части таблицы. Делается это на следующем занятии.
Убедившись, что написание с проговариванием слогов и двусложных слов усвоено, переходим ко второму варианту таблицы.
У детей, страдающих нарушениями чтения и письма, часто нарушена слоговая структура слова, им трудно воспроизвести ритмический рисунок слова, фразы. Они не чувствуют ударения в слове, а значит, неизбежны ошибки в написании безударных гласных. Чтение часто носит «угадывающий» характер. При выполнении предлагаемых упражнений «угадывание исключается». Ребенок вынужден удерживать свое внимание на читаемом «слове» до конца. А также немаловажно, включить свое воображение.
-Представь себе, что мы, например, папуасы. Наш язык непонятен окружающим, но мы с тобой понимаем друг друга прекрасно. Вначале потренируемся. Читаем по два слога с ударением на первый слог: СЫмо, НУлы, СЭжу… (Читаем с ребенком по очереди). Затем меняем ударение, очередь, увеличиваем слово до трехсложного.
Таблица 5
СЫ | МО | НУ | ЛЫ | СЭ | ЖУ |
НО | ЗА | ЛЫ | ША | ЩИ | ВУ |
СЭ | ФЫ | РЫ | ШУ | ХА | СО |
МЫ | ЛУ | НА | ЖО | СЫ | МА |
ЛО | ЗУ | ШУ | РУ | ХО | ЩА |
Таблица 5
ГА | ДО | КУ | ПЫ | ТО | ЧУ |
ЦО | ЧА | БЭ | ГЫ | ДО | КЫ |
ПО | ТЫ | ГЕ | ДЁ | ТЮ | ДЯ |
БИ | ПЕ | ТЯ | ТЁ | КИ | ДИ |
ТАБЛИЦА 6 (два варианта) (контрольная)
Эта таблица, как и третья, является контрольной. Здесь можно использовать любые формы работы:
- Утрированное чтение и письмо (под диктовку) с проговариванием по строчкам, столбикам и диагоналям;
- чтение «по – дикарски»;
- запись двусложных «дикарских» слов под диктовку и списывание;
- вспоминаем слова, частью которых являются эти слоги (упражнение можно проводить в виде соревнований со сверстниками); записываем эти слова, если они имеют не больше двух слогов.
Можно придумать много всяких видов упражнений. Например, фишки или кости
Основным условием является утрированное чтение и письмо с усиленным проговариванием. Необходимо следить за артикуляцией. К этому занятию должны появиться элементы самоконтроля за четкой артикуляцией. Первый вариант таблицы особенно полезен для детей, у которых много ошибок на смешение согласных, близких по звучанию (глухие – звонкие)
Талица 6
сы | зо | ты | да | сё | зю |
ну | ге | ку | жу | ша | ме |
тя | цо | бы | пу | дэ | ту |
рэ | ла | пё | бе | во | фу |
се | зо | те | ды | вы | фа |
ря | су | фэ | ва | зи | сю |
вю | фе | ку | гю | хы | га |
гу | кы | пы | ба | ге | кё |
ча | ти | ка | ве | мё | хё |
ще | чи | та | ца | во | фу |
ро | хи | де | тю | щи | че |
дю | ты | зё | се | тё | тя |
фе | вё | пя | щё | си | щу |
сы | ву | ню | га | вы | фи |
не | ги | ха | цу | хя | чи |
СЫ | МО | ТЫ | ЛЫ | СЁ | ЖЕ |
НУ | ЗЕ | КЮ | ЖУ | БЫ | МЕ |
СЭ | ЦО | БЫ | НО | ДЭ | ФЫ |
РЭ | ЩИ | ПЁ | ХО | ЛИ | ТЮ |
ЖО | ЗО | ТЕ | ЗИ | ВЫ | КО |
РЯ | СУ | ФЭ | ДЫ | РЕ | СЮ |
ВЮ | КЁ | БУ | ГЮ | ХЫ | ЛЯ |
ГУ | НА | ПЫ | ШО | ГЕ | ВЭ |
ЧА | МИ | КА | ВЕ | МЁ | ХЁ |
ЩЕ | РЫ | ТА | ЦА | БЭ | ФУ |
РО | ХИ | ДЕ | БИ | МЫ | ЧЕ |
ДЮ | ТЫ | ГО | СЕ | НЁ | ТЯ |
ФЕ | ТЁ | ПЯ | ЩЁ | СИ | ЩУ |
СЫ | ВУ | НЮ | ГА | ЗА | ФИ |
НЕ | ГИ | ХА | ЦУ | ХЯ | ЧИ |
ТАБЛИЦА 7
Из опыты работы можно сказать, что эта таблица вызывает наибольшие затруднения. Происходит это потому, что употребление мягкого знака на письме (как смягчающего, так и разделительного) дает большего всего ошибок у детей с недоразвитием письма. Если у ребенка есть трудности с написанием мягких согласных, не связывайте его с устным фонетическим разбором.
Порядок работы. Выясните, различает ли ребенок на слух твердые и мягкие согласные (смягчение должно быть вызвано Ь). Проведите серию упражнений на развитие фонематического восприятия:
- Хлопнуть в ладоши, когда услышит изолированный гласный звук;
- то же самое с заданным звуком в слоге, слове;
- отобрать картинки, в названии которых есть Ь.
- Игры с мячом.
1) Вы называете закрытый слог, а ребенок называет этот слог, но с Ь в конце: АН – АНЬ.
2) Вы называете слово без Ь, а ребенок называет это же слово, но с Ь в конце (КОН – КОНБ, СТАЛ – СТАЛЬ).
3) То же самое в обратном порядке – ребенок убирает Ь и называет новое слово.
4) То же самое, но Ь вставляем в середине слова (БАНКА – БАНЬКА, ПОЛКА – ПОЛЬКА). Детям, которые делают особенно много ошибок, стоит предложить упражнения с включением движений.
Инструкция: Стоя или сидя (при наиболее тяжелых нарушениях – лучше стоя и в движении) сгибаете перед собой ведущую руку в локте под прямым углом в локте и просите ребенка сделать также. Теперь попросите ребенка представить, что он едет на велосипеде или на роликах (что ему ближе). Утрировано произносите слово, одновременно двигая рукой:
ПОЛЯ – рука движется по прямой, плавно, « едешь по ровной дороге».
ПОЛЬКА – делаем акцент при произнесении мягкого знака, рукой производим ныряющее движение, «словно в ямку въехал». Момент «попадания в ямку» надо прочувствовать всем телом, не только рукой. Таким образом, в процессе работы мы включаем и двигательные ощущения.
ПОЛЬЮ – то же, что и в слове ПОЛЬКА. Ребенок повторяет все движения вместе с вами, а затем таким же способом проговаривает слоги и слова, вызывающие затруднения. При особенно большом количестве ошибок в словах с Ь имеет смысл всю таблицу проработать с движениями. А также и все слова с Ь, которые вы дадите для чтения и письма.
- При первом чтении таблицы лучше Ь закрыть и попросить прочитать букву без Ь, а затем с ним. Таким образом, получится: С – СЬ, Л – ЛЬ, М – МЬ и т.д.
Мягкий знак закрыт, и ребенок начинает произносить звук твердо. Затем Ь постепенно открывается, и ребенок, не останавливаясь, переходит в произношении на мягкий вариант.
Например: ММММММММЬ. Берутся только согласные из Таблицы 1 (интонированные).
Те же действия помогают выполняются и при письме во время проговаривания.
Все эти действия помогают лучше почувствовать разницу между твердыми и мягкими согласными, как бы «пропустить эту мягкость через себя». Эти упражнения не сложны. Их описание занимает больше времени, чем выполнение.
Таблица 7
СЬ | ЛЬ | МЬ | БЬ | ВЬ | ДЬ |
ЗЬ | КЬ | НЬ | ГЬ | ПЬ | РЬ |
ТЬ | ФЬ | ХЬ | МЬ | СЬ | ДЬ |
ВЬ | ЛЬ | КЬ | НЬ | ТЬ | ЕПЬ |
ОНЬ | ЕЛЬ | АВЬ | ОВЬ | ЯВЬ | ЁНЬ |
ОБЬ | АТЬ | ЕРЬ | УНЬ | АЛЬ | ЫТЬ |
ЮНЬ | АСЬ | УСЬ | ОМЬ | ЕСЬ | ОТЬ |
ИНЬ | ЯСЬ | ЕЗЬ | ЁДЬ | ИТЬ | ИВЬ |
ОПЬ | ЕРЬ | ЕМЬ | ЯДЬ | ОЛЬ | АЗЬ |
ТАБЛИЦЫ 8, 9
Эти таблицы служат для отработки навыка утрированного чтения с проговариванием.
Порядок работы.
- Чтение слогов (в Таблице 8 по одному слогу) по строчкам, по столбикам, по диагонали, ступеньками.
- В Таблице 9 приведены слоги со стечением согласных. Здесь, кроме обычного чтения, можно использовать «инопланетянское» - по и по три слога с ударением в разных позициях.
o Игра «Добавь буквы».
Выбрать слог (намеренно или случайно), добавляя буквы с одной или с двух сторон, образовать слово.
- Писать слоги – под диктовку, списывая. Необходимо использовать все виды работ в зависимости от проблем ребенка, выявленных при обследовании.
- Писать слова, которые получились в игре «Добавь буквы» (только из одного и двух слогов).
Обратить особое внимание на чтение и письмо слогов и слов с мягким знаком. Если ребенок будет допускать ошибки, попросите его вспомнить упражнения с движением (из Таблицы 7).
Таблицы 8, 9
ами | уто | оса | ита | эко | уха |
око | ымо | азу | алы | ено | яма |
эво | иго | ясу | осы | ёса | ухо |
ыло | ала | это | усы | ото | еда |
ела | ова | ута | юла | эхо | ума |
или | ычи | оба | ода | яга | очи |
ами | оля | авя | уме | ызи | эля |
ётя | еце | юня | ече | яря | афе |
юри | или | унья | яму | ёте | ица |
атя | ожи | аля | ещё | овя | ылья |
ельё | они | опе | эхи | иди | ечу |
ёма | обью | оси | ица | ётю | осью |
убью | еду | алё | юни | аре | юси |
ми | узя | ыши | адья | ищи | ужи |
БРА | ВНЕ | ГНИ | ДРО | ЖНИ | ЗРЯ |
КНО | ЛЬНО | МНЕ | НРА | ПНЕ | РВА |
СТО | ТЩЕ | ФЛА | ХРА | ЦВЕ | ЧРЕ |
ШМЕ | СПО | ЦКО | ДНИ | ГРО | ВЛО |
ЖМИ | ЗНО | КЛУ | ЛЬТО | МНО | ХЛО |
ФРА | ПТИ | СЦЕ | МЩУ | ХВА | ЖНО |
ПЛА | БРЕ | ВЗЯ | ГЛЁ | ДЛЯ | СЛЁ |
ПЛЮ | СТЫ | ЗДНО | КЛЯ | ШЛО | СЪЕ |
ВЪЕ | ЛЬЗЯ | БРЫ | ЖВА | ЧЬЯ | ТРУ |
ЗВУ | ЦВИ | ВЧЕ | МЦЫ | ДЦЕ | ТЩЕ |
Таблицы 8, 9
ТАБЛИЦА 10
Это контрольная таблица
Если до сих пор ребёнок справлялся со всеми заданиями успешно, четко артикулирует при чтении, усвоил письмо с проговариванием, вы можете на этой таблице долго не задерживаться. Выберете саамы сложные слова и подиктуйте их. Затем списываем (15-20 слов).
- Найти (работа устная) в таблице слова, где в конце слышится один звук, а пишется другой.
Совет:
Очень хочется, чтобы все получилось быстро, без задержек. Появляется желание ускорить ход занятий. И здесь есть опасность игнорирования ошибок, пусть даже и не частых.
Не спешите!
Не оставляйте без внимания чтение с вялой артикуляцией, письмо с неправильным проговариванием. Лучше немного задержаться и отработать как следует то, что вызывает затруднения, чем накапливать ошибки.
Таблица 11
АБРЬ | ОДН | ЫЖЛ | ЯЗН | ОНЬК | ЭКЛ |
УГРЬ | АСВ | ЭВБ | ОНТ | ЯЛД | ЫМП |
ЕРЧ | ЮГЛ | АШНЬ | ЕДВ | ОБР | ИЧМ |
АПШ | АЖД | ЁЦК | ОХЛЬ | ЮРК | УМН |
ЁФН | ИЗН | ОЗЬМ | ЫКШ | ЯВЩ | УТК |
АНЬХ | УПР | ОСЬК | ИСЦ | ЯТК | ЁФЧ |
ЯХТ | УЦН | ЭЧК | ЕЩН | ЮШК | ЭЖМ |
ИСП | ЯНТЬ | ОВСЬ | ЕЦТ | ЮХТ | ОЛЬН |
ЁЖН | ИТР | УЛН | ЭВР | ЫТН | ОБН |
ЯВЛ | ЮСНЬ | ЕФР | ИНТ | АРФ | УКР |
ИЗМ | ЕСН | ОЩР | УДМ | ЯБЛ | ОСТ |
ТАБЛИЦЫ 12, 13
Работа по этим таблицам рассчитана на длительное время.
Существительные расположены по мере усложнения. Работу проводим в двух формах.
1. Чтение и письмо.
2. Лексико – грамматические изменения слов в соответствии с таблицей из Приложения 6.
Чтение и письмо
Порядок работы
- Чтение слов по столбикам, в порядке усложнения. Количество предъявляемых для чтения слов зависит от уровня работоспособности ребенка. Следить за четкостью артикуляции.
- Списывание слов.
2.Для следующей формы работы необходима отдельная тетрадь.
На обложку с внутренней стороны приклеивается «Приложение к тетради» (Существительные) так, чтобы, на какой бы странице ребенок ни писал, таблица всегда была перед ним. Степень включенности в содержание таблицы зависит от возраста. Если ребенок в 1-м классе, он только отвечает на вопросы, выделенные цветом. Ответы на остальные вопросы завися от возраста ребенка.
Устно по схеме прорабатываем все существительные. А для письма выбираем только те, которые вызывают наибольшее затруднение (безударные гласные, с оглушенной согласной в конце, с непроизносимой согласной, с удвоенной согласной).
Для примера возьмем слово ЛЕС. Вот как будет выглядеть страничка в тетради, когда ребенок проделает всю необходимую работу. Все пишется с проговариванием.
ЛЕС 1.2 скл.. 4. ЛЕСОК, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСАМИ, ЛЕСИСТЫЙ,
2.ЛЕСА ЛЕСОВ ПОДЛЕСОК …
ЛЕСУ ЛЕСАМ 5.Мы с друзьями ходили в лес за грибами.
ЛЕС ЛЕСА
ЛЕСОМ ЛЕСАМИ За одно занятие ребенок работает письменно только с одним словом. Пока
О ЛЕСЕ О ЛЕСАХ не начнется работа с предложением, пятый пункт таблицы выполнять устно.
3.е. ч., м.р. Требуйте четкого, стройного оформления страницы при работе со словом.
кот | лист | группа | пиджак | капуста | ||||||||||
рак | мост | халат | торшер | паутина | ||||||||||
сук | куры | уголь | спички | верблюд | ||||||||||
лук | трап | крыло | бумага | галстук | ||||||||||
лес | шило | пчела | клумба | носорог | ||||||||||
лев | гриб | грипп | яблоко | ботинок | ||||||||||
шар | болт | касса | кресло | аппарат | ||||||||||
таз | коса | масса | дерево | конница | ||||||||||
газ | трос | носки | тюлень | кровать | ||||||||||
дуб | окоп | вожжи | каблук | суббота | ||||||||||
лук | сноп | тонна | сверло | терраса | ||||||||||
дом | банк | сумма | собака | морковь | ||||||||||
душ | танк | ссора | молния | тетрадь | ||||||||||
куб | ноты | сумка | ледник | чернила | ||||||||||
лещ | кеды | горох | балкон | зеркало | ||||||||||
бык | мышь | карта | волосы | батарея | ||||||||||
мак | плащ | город | поднос | крыльцо | ||||||||||
сом | река | канал | кирпич | пустыня | ||||||||||
барометр | кроссворд | сигарета | пружина | |||||||||||
перчатка | термометр | шлагбаум | дудочка | |||||||||||
бумажник | будильник | ожерелье | зоопарк | |||||||||||
цыплёнок | пудреница | мыльница | занавес | |||||||||||
клубника | картофель | вертолёт | автобус | |||||||||||
обезьяна | телевизор | кокошник | кошелёк | |||||||||||
аквариум | коллектив | кастрюля | деревня | |||||||||||
крокодил | крыжовник | саксофон | катушка | |||||||||||
апельсин | напёрсток | байдарка | коридор | |||||||||||
квартира | профессор | шкатулка | молоток | |||||||||||
гусеница | проволока | карусель | таракан | |||||||||||
проспект | мороженное | отвёртка | пылесос | |||||||||||
карандаш | прожектор | макароны | вешалка | |||||||||||
черепаха | вестибюль | теплоход | ножницы | |||||||||||
таблетка | бульдозер | ресторан | духовка | |||||||||||
салфетка | универмаг | пирожное | потолок | |||||||||||
микрофон | пластилин | чернозём | тапочки | |||||||||||
мушкетёр | мышеловка | пуговица | спутник | |||||||||||
сор | руль | папка | кольцо | стебель | стрекоза | бутерброд | сандалии | |||||||
воз | куль | какао | компот | пианино | угольник | гостиница | шаровары | |||||||
вол | вода | кросс | массив | русский | Буратино | баррикада | этикетка | |||||||
боб | аист | грамм | рябина | осенняя | грузовик | каравелла | тумбочка | |||||||
бор | очки | экран | солнце | центнер | форточка | колесница | кисточка | |||||||
люк | дыня | дверь | костёр | браслет | пирамида | килограмм | консервы | |||||||
щит | вещь | щётка | патрон | антенна | гардероб | сантиметр | прилавок | |||||||
мех | хвощ | крупа | иголка | рубашка | мощность | полотенце | трамплин | |||||||
мох | слон | школа | сухари | тюльпан | светофор | фломастер | кукуруза | |||||||
кит | мощь | шкура | плакат | картина | аэропорт | ступенька | портфель | |||||||
щит | арфа | ручка | ракета | свисток | памятник | параллель | таблетки | |||||||
ухо | сеть | точка | медуза | водопад | ласточка | пропеллер | пипетка | |||||||
нос | бусы | акула | гнездо | запятая | трапеция | двоеточие | стамеска | |||||||
чек | пила | пожар | паштет | магазин | лабиринт | телевизор | маргарин | |||||||
меч | лицо | лоток | ливень | кружево | маслёнок | стремнина | нафталин | |||||||
год | поле | район | лошадь | трактор | режиссёр | лейтенант | раковина | |||||||
туш | боец | рация | телега | ромашка | телятина | бандероль | броневик | |||||||
чай | ядро | камин | колпак | занавес | теплоход | будильник | виноград | |||||||
ТАБЛИЦА 14
В этой таблице 168 глаголов – почти все глаголы, встречающиеся в учебниках русского языка начального и среднего школьного звена.
Так же как и в таблице существительных, работа имеет две формы.
1. Порядок работы.
- Читать с утрированной артикуляцией по 10-15 глаголов. Обязательно делать артикуляционный акцент в конце слова.
- Писать глаголы под диктовку и списывать.
- 2.Работа ведется в отдельной тетради. Таблицу для глаголов из Приложения наклеиваем в тетрадь так, чтобы при работе на любой странице она была перед глазами.
- Дети начальной школы только отвечают на выделенные вопросы. Определять вид, время глагола, уточнять, что такое возвратная форма, нет необходимости.
- Это можно сделать с детьми постарше, которые уже учили эти грамматические темы в школе.
Но задача нашей работы – не повторение правил правописания. Акцентирование при артикуляции, письмо с проговариванием, причем проговаривание не «себе под нос», а также утрированное, позволяет более активно включать в работу анализаторы, участвующие в процессе образования письменной речи.
- Каждый раз, когда начинаете работать над глаголом из таблицы, уточняйте, что это слово отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?
- Работа по этой таблице, как и по двум предыдущим, рассчитана на длительное время. В результате глагольный словарь ребенка увеличивается в 25 раз.
- Вот пример работы с одним из глаголов для ребенка начальной школы.
ШИТЬ. 1. Я шью Мы шьём
Ты шьёшь Вы шьете
ТАБЛИЦА 15
Эту таблицу можно использовать при любых формах дисграфии, когда ребёнок плохо усваивает образ буквы. Но особенно она нужна при оптической форме.
Повесьте лист на видном месте у рабочего стола ребенка
Вот упражнения, которые можно дать:
- На уровне графемы:
- диктуем детям вразброс буквы – паронимы с предварительным анализом их написания;
- на таблице просим показать заданную букву; показать, с какими буквами их можно спутать; чем они отличаются;
- среди неконфликтных букв даем написать те, которые ребёнок путает.
Эти же задания даём на дом. Как только ребёнок стабильно начинает правильно писать буквы, можно переходить к слогам.
- На уровне слога:
- диктуем различные слоги ( открытые и закрытые, по одному, по парам).
Прочие упражнения.
1.Даем карточку с письменной буквой и много картинок. Букву не называем. Ребёнок отбирает картинки с этой буквой (в любой позиции).
2.Перед ребенком разложены буквы. Показываем картинку. Необходимо показать ту букву, с которой начинается название этой картинки.
3.По двум картинкам, где есть звуки паронимы (уточняем, что нарисовано), ребёнок должен найти эти буквы и написать их: СУП – ЗУБ, пишет П – Б.
4.Картинный диктант. Показываем картинки – паронимы. Ребёнок пишет не слова, а только буквы – паронимы. Будьте внимательны – на первоначальных этапах работы букв может быть только одна пара.
Если у ребенка нет проблем с правильным прочтением и написанием букв, эта таблица может служить как проверочная. В таком случае работа по ней займет небольшую часть одного занятия.
О | п | Е | п | М | э | К | н | Ц |
А | П | В | б | Я | г | Ж | п | Щ |
Л | а | Б | ф | И | ч | З | х | Д |
Х | е | И | ы | Н | в | Ш | ц | Е |
Й | д | Б | ж | Д | ъ | Ё | я | Ш |
А | й | Р | ю | П | е | Щ | ч | Ч |
Ч | р | Ё | м | В | щ | Ж | т | У |
Й | у | С | ю | Ч | н | М | ц | Г |
Т | ш | Я | е | Ф | х | У | б | Г |
Ц | к | Т | л | Х | з | К | и | Н |
Э | ь | Р | ы | Л | я | Н | Е | А |
ТАБЛИЦА СЛОВ – ПАРОНИМОВ
Таблицы слов – паронимов можно использовать в работе при любых формах нарушений письма и чтения.
Время включения слов – паронимов в работу зависит от формы и тяжести нарушения, работоспособности ребёнка, автоматизации навыка письма с проговариванием.
Если у ребенка только элементы дисграфии или легкая степень, если он быстро усваивает то, что ему даете, можно достаточно скоро включать слова – паронимы в работу (параллельно с таблицами).
Если же нарушение тяжелое и работа двигается медленно, не стоит торопить события. В таких случаях к таблицам слов – паронимов надо переходить после завершения цикла занятий по первым пятнадцати таблицам.
Не ставьте себе целью проработать все таблицы. Если нарушения легкой и средней степени, то вы берете те разделы таблиц, которые относятся к конкретным проблемам ребенка, выявленным при детальном предварительном обследовании.
Если же вам придется работать с тяжелой степенью нарушения, то лучше не торопиться и проработать все таблицы.
Виды упражнений
- Все пары слов и отдельные слова в представленных таблицах должны быть прочитаны с усиленной артикуляцией и написаны с утрированным проговариванием. Причем звуки – паронимы произносятся с еще большим артикуляционным и голосовым акцентом.
- Писать слова лучше небольшими «порциями», предварительно прочитав их.
- К написанию предложений приступать можно, только проработав предыдущие таблицы, хотя устно составлять предложения можно и раньше.
- Со всеми словами – паронимами можно выполнять все упражнения, предлагаемые специальной литературой.
Дифференциация С – З в словах – паронимах:
суп – зуб советы – заветы косу – козу
грустный – грузный
соя – Зоя сайка – зайка сыпь – зыбь
соль – зол
роса – роза Сима – з