Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Р в словах»

Цель : : «Автоматизация звука Р в словах»

Задачи:

1. Коррекционно – развивающие:

Развивитие навыки звукопроизношения

Развитие фонематического восприятия.

Развитие мышления, внимания и памяти.

Развитие чувства ритма, дыхания и голоса.

2. Образовательные:

Расширение и активизация словаря на материале темы «Осень».

Определение позиции звука [р] в слове.

Упражнение в согласовании существительных с числительными.

3. Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к лягушкам.

Воспитание интереса к занятию.

Оборудование:игрушка-лягушонок с пришитым языком и перчатками, игрушка - подъемный кран, картонное дерево с листочками, картинки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятие к нам пришел гость. Я загадаю о нем загадку, а вы отгадайте, кто это.

.Загадка

Скачет по болотуЗелёная квакушка.Зелёненькие ножки,Зовут её ...(лягушка)

Приход лягушонка с сюрпризным мешочком (дети рассматривают лягушонка)

Артикуляционная гимнастика

Логопе. Дети, давайте покажем нашему гостю, что мы умеем делать. Сначала выполним гимнастику для языка:

«Чистка верхних зубов»

Зубы верхние - смотри:

Чищу «щеткой» изнутри.

«Маляр»

Язык как кисточка моя,

И ею небо крашу я.

«Барабанщик»

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

«Лошадка»

Рот широко открываю,

К небу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок,

И раздается щелчок.

«Грибок»

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на небо,

Челюсть вниз - и вся учеба.

(дети выполняют упражнения, один ребенок выполняет, всунув свою руку в язык лягушонка и манипулирует им.)

Закрепление знаний об осени и осенних признаках.

Логопед. Дети, Лягушонок жил в болоте и не знает, какое сейчас время года. Поможем ему отгадать загадки (отгадывание и толкование)

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это все когда бывает?

(дети называют время года).

Растут-зеленеют

Упадут-желтеют

Полежат-почернеют (листья)

Шел дологовяз,

В сырую зеодю увяз (дождь)

Логопед. О каких признаках осени говорится в стихотворении?

(дети отвечают)

4.Пальчиковая гимнастика

Логопед. А сейчас лягушонок вместе с нами выполнит гимнастику для пальчиков и еще раз вспомнит признаки осени.(один из детей надевает лапки (пришитые перчатки) и выполняет упражнения вместе с другими детьми).

Поочередно соединять пальцы рук на каждый признак осени:

«Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья;

Пустынны поля;

Первым снежком принакрылась земля»

5. Развитие дыхания

Логопед. Осенью часто дует ветер.

(дети дуют на дерево с листьями тихо; сильно; плавно; порывисто).

6. Развитие ритма.

Логопед: Послушайте стихотворение:

Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.

(дети постукивают по столу подушечками пальцев поочередно)

Логопед: Вы услышали, как стучит дождь?

Дети. Да, мы же стучали пальчиками, как капли.

7.Автоматизация звука [ р] в словах

Логопед. -Давай четко произнесем слова (с ударением на слоге)

Травы, трап, трасса, травка тетрадь, трос, трое, тройка, тропинка, трогать, матрос, метро, патрон, труд, трубка, трудный ватрушка, петрушка, трутни.

-драп, драка, драчун, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, подросток, дрогнуть, дрожжи. Космодром, друг, дружба, вдруг, подруга.

(Слова, без ударения на слоге)

-Трава, трамвай, тромплин, траншея. Завтра, утро, тропа, хитрость, тросник. Труба, трубач, гетры, метры, театры, ветры;

-пудра, выдра, ведра, тундра, драчун, дрова, дровосек, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры.

(Слова, со стечением согласных)

-завтра, завтрак, астры, быстрая, быстрая, страх, страус, страна, страница, строка, строгать., с тройка, втроем, быстро, струя, струна, острый, пестрый, костры., скафандр, сестра, остров.

8. Координация речи с движением.

Логопед. Давайте покажем, как могут кружиться листья.

(звучит спокойная музыка, дети выполняют)

Листья осенние тихо кружатся

(кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,

(движения руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаются, кружатся).

Развитие звукового анализа

Логопед. Посмотрите на домик с окошечками и на картинки. Лягушонок все перепутал. Помогите ему правильно распределить картинки.

(дети выполняют задание, определяя позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце)

Арбуз, огурец, помидор, дерево, перец, виноград, груша, редис и др.

Наши рекомендации