Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Р в словах»
Цель : : «Автоматизация звука Р в словах»
Задачи:
1. Коррекционно – развивающие:
Развивитие навыки звукопроизношения
Развитие фонематического восприятия.
Развитие мышления, внимания и памяти.
Развитие чувства ритма, дыхания и голоса.
2. Образовательные:
Расширение и активизация словаря на материале темы «Осень».
Определение позиции звука [р] в слове.
Упражнение в согласовании существительных с числительными.
3. Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к лягушкам.
Воспитание интереса к занятию.
Оборудование:игрушка-лягушонок с пришитым языком и перчатками, игрушка - подъемный кран, картонное дерево с листочками, картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня на занятие к нам пришел гость. Я загадаю о нем загадку, а вы отгадайте, кто это.
.Загадка
Скачет по болотуЗелёная квакушка.Зелёненькие ножки,Зовут её ...(лягушка)Приход лягушонка с сюрпризным мешочком (дети рассматривают лягушонка)
Артикуляционная гимнастика
Логопе. Дети, давайте покажем нашему гостю, что мы умеем делать. Сначала выполним гимнастику для языка:
«Чистка верхних зубов»
Зубы верхние - смотри:
Чищу «щеткой» изнутри.
«Маляр»
Язык как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
«Барабанщик»
За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.
«Лошадка»
Рот широко открываю,
К небу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздается щелчок.
«Грибок»
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на небо,
Челюсть вниз - и вся учеба.
(дети выполняют упражнения, один ребенок выполняет, всунув свою руку в язык лягушонка и манипулирует им.)
Закрепление знаний об осени и осенних признаках.
Логопед. Дети, Лягушонок жил в болоте и не знает, какое сейчас время года. Поможем ему отгадать загадки (отгадывание и толкование)
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает?
(дети называют время года).
Растут-зеленеют
Упадут-желтеют
Полежат-почернеют (листья)
Шел дологовяз,
В сырую зеодю увяз (дождь)
Логопед. О каких признаках осени говорится в стихотворении?
(дети отвечают)
4.Пальчиковая гимнастика
Логопед. А сейчас лягушонок вместе с нами выполнит гимнастику для пальчиков и еще раз вспомнит признаки осени.(один из детей надевает лапки (пришитые перчатки) и выполняет упражнения вместе с другими детьми).
Поочередно соединять пальцы рук на каждый признак осени:
«Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья;
Пустынны поля;
Первым снежком принакрылась земля»
5. Развитие дыхания
Логопед. Осенью часто дует ветер.
(дети дуют на дерево с листьями тихо; сильно; плавно; порывисто).
6. Развитие ритма.
Логопед: Послушайте стихотворение:
Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
(дети постукивают по столу подушечками пальцев поочередно)
Логопед: Вы услышали, как стучит дождь?
Дети. Да, мы же стучали пальчиками, как капли.
7.Автоматизация звука [ р] в словах
Логопед. -Давай четко произнесем слова (с ударением на слоге)
Травы, трап, трасса, травка тетрадь, трос, трое, тройка, тропинка, трогать, матрос, метро, патрон, труд, трубка, трудный ватрушка, петрушка, трутни.
-драп, драка, драчун, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, подросток, дрогнуть, дрожжи. Космодром, друг, дружба, вдруг, подруга.
(Слова, без ударения на слоге)
-Трава, трамвай, тромплин, траншея. Завтра, утро, тропа, хитрость, тросник. Труба, трубач, гетры, метры, театры, ветры;
-пудра, выдра, ведра, тундра, драчун, дрова, дровосек, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры.
(Слова, со стечением согласных)
-завтра, завтрак, астры, быстрая, быстрая, страх, страус, страна, страница, строка, строгать., с тройка, втроем, быстро, струя, струна, острый, пестрый, костры., скафандр, сестра, остров.
8. Координация речи с движением.
Логопед. Давайте покажем, как могут кружиться листья.
(звучит спокойная музыка, дети выполняют)
Листья осенние тихо кружатся
(кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,
(движения руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются, кружатся).
Развитие звукового анализа
Логопед. Посмотрите на домик с окошечками и на картинки. Лягушонок все перепутал. Помогите ему правильно распределить картинки.
(дети выполняют задание, определяя позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце)
Арбуз, огурец, помидор, дерево, перец, виноград, груша, редис и др.