Игра «К кому пришел, от кого ушел волк?»
Краткое описание
Воспитатель ставит на доску 3 картинки, на которых изображен волк, пришедший к козлятам, к волчатам, к охотнику. Произносит фразу Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить, кто это сказал — козлята, волчата или охотник. Аналогичная работа проводится по трем другим картинкам (фраза Волк ушел говорится с радостью, с сожалением, с досадой),
Методические указания. Дети должны внимательно слушать воспитателя, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали козлята?».
Звук з\ Артикуляция звука
Положение органов артикуляционного аппарата при произнесенииз’ (з мягкого) такое же, как и при произнесении з (з твердого) (только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу), поэтому I этап работы не проводится.
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звуказ’ или вызывание его по подражанию. Развитие фонематического слуха.
Цель. Добиваться умения правильно произносить звук з’ и различать на слух звукиз из'.
Предшествующая работа. Детей учили правильно произносить звук з и различать звукис ис’.
Подготовительная работа. Подготовить раздаточный материал: картинки с изображением большого комара и маленького комарика.
Игра «Угадай, какой комар звенит»
Краткое описание
Воспитатель вспоминает с детьми, каксердито звенел большой комар:з-з-з. Потом показывает картинку с маленьким
комариком и говорит, что он звенит ласково,мягко: зьзьзь. Дети повторяют звукоподражания.
Затем педагог раздает всем по 2 картинки. На одной изображен большой комар, на другой — маленький. Воспитатель попеременно подражает то сердитому звону большого комара, то мягкому — маленького. Дети должны показывать соответствующие картинки.
Методические указания. Воспитатель должен произносить звукиз из’ длительно, фиксируя внимание детей на том,
что песенка большого комара сердитая, твердая, а маленького комарика — ласковая, мягкая.
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звуказ’ в словах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з’ в словах.
Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звуказ'.
Подготовительная работа. Подобрать парные картинки (по количеству детей в группе), например: земляника, зебра, зеркало, зефир, газета, магазин, озеро, обезьяна, корзина, гвоздика, узел, козел, гвозди, резинка и др. Звукз’ не должен стоять перед глухими согласными или в конце слова, так как в этих положениях он оглушается и произносится какс\ например:
князь, лезть. Кроме того, при подборе материала надо помнить,
что з перед мягкимид, л, н произносится мягко, например: гвоз' ди, козлик, кузнечик.
Игра «Назови картинку»
Краткое описание
Воспитатель часть картинок кладет на свой стол рисунками вниз, остальные раздает детям. Вызванный ребенок берет картинку, громко, четко ее называет. Тот, у кого имеется парная картинка, должен выйти к столу педагога и назвать ее. Затем
оба ребенка отдают свои картинки воспитателю. Так разбираются все картинки.
Методические указания. Добиваться, чтобы при на-
зывании картинок дети произносили звукз’ более четко, чем остальные звуки. Обратить их внимание на то, что во всех словах — названиях картинок мы произносим звук з мягко, ласково.
IV этап работы
(проводится как целое занятие)
Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звуказ’ в речи.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з’ во фразовой речи.
Подготовительная работа. Приготовить красивую резиновую куклу в зеленом платье, с зелеными ленточками в косичках и предметные картинки, использованные в предыдущей игре.
Игра «Подарки кукле Зине»
Краткое описание
Воспитатель вносит нарядную резиновую куклу, рассказывает: «Ребята, это кукла Зина. Ее купили в магазине. Она резиновая. И ножки у Зины резиновые, и ручки у Зины резиновые. Щечки резиновые, носик резиновый. Как зовут куклу?.. Где ее купили?.. Из чего у нее сделаны руки, ноги, щеки, нос?..» Дети отвечают.
Воспитатель продолжает: «Зина любит изюм. Лена, иди угости Зину изюмом». («Возьми, Зина, изюм».) Дети по очереди угощают Зину изюмом. Потом воспитатель предлагает сделать Зине подарки.На столе стопкой лежат картинки (рисунками вниз). Вызванные дети берут по одной картинке и говорят:
«Я дарю Зине землянику» и т. д.
Методические указания. Воспитатель должен четко произносить звукз’, Дети должны давать полный ответ, так же четко произносить звукз’, но не выделять его.
Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звуков з и з’
К нам зайдет Новый год, Заведет хоровод, Зазвенят голоса, Засверкают глаза.
*
Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет, Зина в лес пошла, Землянику нашла.
*
В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зеленый листок, как флажок, я несу. Зеленая шишка под елкой молчит,
Зеленая музыка где-то звучит. Зеленый кузнечик в зеленой стране Играет зеленую песенку мне.
•»
Зайке холодно зимой. Зайке голодно зимой. Зубки ззйкины стучат, Так капустки хотят.
Звук ц
Описание правильной артикуляции звука см. на с. 41.
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ц или вызывание его по подражанию.
Цель. Добиваться правильного произношения изолированного звука ц.
Предшествующая работа. Отработаны звукиг и с,лежащие в основе звука q.
Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звукц, чтобы вовремя и правильно помочь каждому ребенку.
Упражнение «Тихо, тихо»
Краткое описание
Дети сидят на стульях полукругом. Каждый держит на руках куклу или мишку. Воспитатель говорит: «Дети, наши ребятки расшалились. Скажем им, чтобы они сидели тихо-тихо: «ц-ц-ц...» Дети грозят куклам пальцем и говорят: «ц-ц-ц...» Заметив, кто из детей произносит звук ц неправильно или тихо, воспитатель
говорит: «Все куклы у нас успокоились, а у Вали кукла шалит. Успокой, Валя, свою куклу».
Методические указания. Чтобы дети хорошо произносили звукq, необходимо следить за правильным положением их губ, языка, наличием воздушной струи. Если у ребенка звук ц не получается, надо предложить ему многократно слитно произносить звукигс, все убыстряя темп, пока не послышится звук ц.
Примечание. I этап не проводится, так как ранее были отработаны звуки г и с, однотипные по артикуляции со звуком ц.
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение правильного произношения звука ц в словах. Развитие фонематического слуха.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука q в словах.
Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звука ц.
Подготовительная работа. Подобрать предметы, игрушки, в названии которых имеется звук ц в начале, середине и конце слова, например: цапля, цыпленок, пуговицы, птица, заяц, цветок, цепь, блюдце и др.
Игра «Разведчики»
Краткое описание
Воспитатель показывает детям предметы, игрушки. Они называют их. Дети, назначенные разведчиками, выходят из комнаты. Воспитатель вместе с оставшимися детьми раскладывает предметы в разных местах комнаты. Разведчики, возвратившись, разыскивают предметы, показывают, называют. Затем разведчиками становятся другие дети и раскладываются новые предметы.
Методические указания. Называя предметы, дети должны четко произносить звукц, но не тянуть его, а то будет слышаться звук с. Необходимо помнить, что звук ц произносится всегда твердо, поэтому после ц звук и произносится как ы: цирк, мотоцикл.
IV этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука q в речи, развитие речевого дыхания.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ц во фразовой речи. Учить слитно, плавно, на одном выдохе произносить фразу из четырех-пяти слов.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ц и в словах.
Подготовительная работа. Подготовить предметы, в названии которых имеется звукц, и продумать, кому и для чего они нужны.
Игра «Что кому?»
Краткое описание
Воспитатель раскладывает на столе предметы. «Сейчас, дети, вы должны отгадать, кому какой предмет нужен». Вызывая де-
тей по очереди, он говорит: «Дедушке для часов подарили...» («Цепочку».) Или: «Портнихе для работы нужны...» («Ножницы».) Ребенок называет подходящий предмет и показывает его.
Методические указания. Воспитатель должен следить, чтобы ребенок давал полный ответ, четко произнося звук ц. На один и тот же вопрос могут ответить 3—4 человека.
Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука и
Цып, цып, цып, цыплятки! Есть водица в кадке. Кто меня боится, Тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки, Не боятся Натки. Возле кадки блюдце. Все они напьются.
*
В цветнике две овцы Целый день пасутся. У крыльца без конца Киска ест из блюдца. Из цветов, наконец, Прогоните овец!
*
Любовалась цыплятками курица Что ни цыпленок—то умница! Молодец, удалец, Очень ценный птенец!
Полон хлевец белых овец. (Зубы.)
Гололедица
Не идется и не едется ,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается,
Почему ж никто
Не радуется?
*
Забрели к нам в детский сад Двенадцать маленьких цыплят Привела их с улицы Беленькая курица. Миленькая курица, Ты забыла улицу. Это детский сад, Но не для цыплят.
*
Цапля, стоя на крыльце, Объясняет букву «ц»:
* Подойди, цыпленок Цып, Повторяй-ка: цып-цып-цып. Если выучишь урок, Подарю тебе цветок.
*
Курица волнуется, Не пугайте курицу.
•х-
Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит
И — прилунится. (Ракета.)
*
Два братца
в воду глядятся,
век не сойдутся. (Берега.)
Примечание. В конце слова сочетаниется произносится какца.
Вопросы и задания
1. Чем характеризуется речь детей в возрасте от четырех до пяти лет?
2. На что в первую очередь должен обратить внимание воспитатель при обследовании речи детей в возрасте от четырех до пяти лет?
3. На что в средней группе направлена работа по формированию правильного произношения?
4. Покажите преемственность в работе над звуками г — д, с — с' — з — з'—ц.
Краткая характеристика речи детей
Словарь. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500—3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (экскаватор).
Воспитатель вводит в речь детей новые слова, углубляет понимание ребенком смысла слов, уже имеющихся в его активном словаре, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.
Грамматический строй. У детей пяти-шести лет возрастает
количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л илии; л заменяетсял\ Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Перед воспитателем стоит задача научить детей правильно произносить все звуки родного языка и вводить их в речь.
Обследование речи детей
У детей старшей группы словарь и фразовая речь уже достаточно развиты. Нарушения в словаре (перестановки, пропуск звуков, слогов) или во фразовой речи (несогласование членов предложения) бывают редко и сразу обращают на себя внимание при проведении занятий и бесед. В таком случае ребенка необходимо направить к логопеду и психоневрологу для оказания специальной помощи.
Обследование звукопроизношения детей проводится по картинкам, подобранным на следующие группы звуков: свистящие (с, с' з' з ц), шипящие(ш, ж, ч, щ), сонорные(л, л' р, р'). Добавляются картинки для обследования произношения йотированных гласных:я(/а), е(iэ), e(io),ю(iy),
Проверяя произношение звуков каждым ребенком, воспитатель подробно записывает неправильно произнесенные слова в тетрадь, а по окончании индивидуального обследования составляет таблицу состояния речи детей, где отмечает основные группы звуков: свистящие, шипящие, сонорные, йотованные гласные, а в графе «другие звуки» — недостатки произношения различных звуков (к,г, х и др.). Все остальные недостатки и особенности речи, встречающиеся у детей, а также улучшения во фразовой речи в течение года отмечаются в графе «Примечание»
Занятия
В старшей группе продолжается работа по совершенствованию произносительной стороны речи, воспитанию речевого слуха, речевого дыхания, звукопроизношения.
Специальные игры для развития речевого дыхания и речевого слуха с детьми пяти-шести лет уже не проводят. Все большее внимание произносительной стороне речи уделяется не только на специальных занятиях по звуковой культуре речи, но и на всех занятиях по родному языку. Обучая пересказу, разучивая с детьми стихотворения, воспитатель обращает внимание на слитную, плавную речь ребенка, которая невозможна без хорошо развитого речевого дыхания; на выразительность речи, которая достигается с помощью интонационных средств: повышения и понижения голоса во фразе, изменения темпа речи, пауз между речевыми отрезками, изменения звуковой окраски голоса, вследствие чего речь приобретает различные эмоционально-экспрессивные оттенки (грустный, веселый и др.). Все эти требования к речи детей можно предъявлять в том случае, если в результате работы, которая проводилась в предыдущих группах, у ребенка достаточно развиты речевой слух, речевое дыхание, умение пользоваться голосом. На данном этапе продолжается работа и по развитию фонематического слуха: дети учатся различать звонкие и глухие звуки(ш — ж), твердые и мягкие(л — л', р — р'). Обычно уже к пяти годам многие правильно произносят все звуки родного языка. Однако работа по усвоению фонематической системы русского языка продолжается. Отрабатываются следующие звуки:/, ш, ж, ч, щ, л, л\ р, p1 — и йотированные гласные (т. е. гласные, имеющие перед собой звукi': /а, /э, /о, /у.
В первой и второй младших группах, а также в средней проводилась большая работа по развитию движений органов артикуляционного аппарата, поэтому в старшей группе при работе над вышеперечисленными звуками мы опускаем 1 этап работы,
цель которого — уточнить движения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения данного звука. Работа над всеми звуками в старшей группе начинается со II этапа—уточнения правильного произнесения данного звука. Но на разные звуки в зависимости от сложности их усвоения, подготовленности детей работу проводят по-разному. Так, на йотированные гласныея, ю, е проводят 2 этапа работы
II и III:
уточнение произношения гласного;
закрепление произношения гласного. На j и ё проводится только один этап работы, на котором
одновременно идет и уточнение произношения, и закрепление. На звукищ, ж,ч, щ,л, л' р, р' проводятся II, III и IV этапы
работы:
вызывание и уточнение произношения дан-
ного звука;
закрепление произношения звука в словах;
закрепление произношения звука во фразовой -
речи.
Чтобы помочь ребенку закрепить звук в словах и во фразовой речи, воспитатель использует специально подобранные стихотворения, загадки, скороговорки.
Каждый этап работы проводят один раз в неделю в, течение
всего года.
Ознакомление с основными органами и движениями артикуляционного аппарата
(проводится как целое занятие)
Тема. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями.
Цель. Вспомнить с детьми основные органы артикуляционного аппарата (рот, губы, язык, нёбо, зубы, кончик языка) и основные движения языка (поднимать вверх, опускать вниз; делать движения в стороны, к углам рта; делать язык широким, тонким). Ознакомить детей с верхними и нижними губами и зубами, со спинкой языка, научить делать язык попеременно то широким,
то узким.
Предшествующая работа. Проводили занятия по
звукопроизношению во второй младшей и средней группах.
Подготовительная работа. Продумать форму преподнесения материала и вопросы к детям.
Краткое описание.
Дети сидят полукругом. Воспитатель, обращаясь к ним. говорит: «Дети, посмотрите все внимательно на меня. Что это у меня? (Показывает на рот.) Правильно, рот. А вы знаете, что наш рот похож на домик? Вспомните, кто живет в этом домике. Правильно, язык. В каждом домике есть дверца. И у этого домика, где живет язычок, тоже есть дверца, и даже не одна. Первая двер-
ца — губы, вторая дверца — зубы. И потолок в этом домике тоже есть. Как он называется? Правильно, нёбо. Когда мы молчим,
обе дверцы в домике закрыты и язычка не видно. Закройте все рты и посмотрите друг на друга...
Надоело Язычку сидеть в темном домике. Он захотел выйти погулять. Высунул сначала кончик—посмотрел, какая погода на улице. Давайте все так сделаем. Хорошая погода, солнышко светит, можно выходить на улицу. Вышел Язычок на улицу и стал греть спинку. Давайте все так сделаем. (Проверяет выполнение по подгруппам.) Вот какой широкий Язычож, посмотрите друг на друга. Вдруг подул сильный ветер. Язычок съежился и стал узенький, а потом совсем в домик спрятался и лег спать. (Проверяет по подгруппам, как дети выполняют упражнение.)
Выспался Язычок, решил зарядку сделать. Стал подниматься наверх (за верхние зубы), потом опускаться вниз (за нижние зубы). (Проверяет, как получается упражнение у каждого ребенка.) Сначала делал медленно, потом стал прыгать быстро-быстро, до самого потолка. Попрыгал и погладил потолок кончиком. (Проверяет выполнение по подгруппам.) Сделал Язычок зарядку и решил снова выйти на улицу. Вышел, сидит на крылечке. (Кладет широкий кончик языка на нижнюю губу, следит, чтобы дети при этом не подворачивали нижнюю губу, не натягивали ее на нижние зубы.) Скучно одному сидеть, не с кем поиграть. Посмотрел Язычок направо: нет ли ребяток,— нет; посмотрел налево — нет. Стал Язычок бегать вокруг, искать ребяток. (Делает круговые движения языком.) Нашел—обрадовался и запрыгал, защелкал от радости. (Щелкает кончиком языка, присасывая его к нёбу. Проверяет выполнение по подгруппам.)
Погулял Язычок, опять пошел домой и закрыл обе дверцы. Дверцы у него не простые, а из двух половинок. Первая дверца — губы. Вот верхняя, а вот нижняя. (Показывает.) Губы тоже умеют многое делать. Вот им стало весело, и они улыбнулись. Давайте все улыбнемся. Потом они на что-то рассердились и вытянулись в трубочку. (Проверяет выполнение по подгруппам.) Потом губы приоткрылись и показали вторую дверцу—зубы. Вот верхние зубы, а вот нижние. (Показывает,) Закроем все дверцы. Язычок устал и хочет отдохнуть,
Еще, дети, у нас с вами есть Голосок! Он тоже живет в домике. Только у него свой домик, там, где шея. (Показывает.) Иногда Голосок спит и тихонько по-разному посапывает, его и не слышно. (Произносит звукс, а затем звукф, вслед за ним дети произносят звуки с и ф. Приложив тыльную сторону руки к шее спереди, они проверяют, спит голосок или нет.)
А когда Голосок проснется, он песни поет, да так громко, что стенки домика начинают дрожать. (Дети произносят звуки з, в и, приложив тыльную сторону руки к шее спереди, проверяют, поет голосок или нет. Так произносят, чередуя по 2—3 раза, звуки с—з или ф—в и определяют, спит Голосок или
песни поет.) Вот, дети, как много мы сегодня узнали! (Кратко перечисляет, что узнали на занятии.)
Методические указания. Следить за выполнением движений каждым ребенком. Отмечать, кто не справляется с заданием и нуждается в дополнительных индивидуальных занятиях.