Игра «К кому пришел, от кого ушел волк?»

Краткое описание

Воспитатель ставит на доску 3 картинки, на которых изобра­жен волк, пришедший к козлятам, к волчатам, к охотнику. Про­износит фразу Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить, кто это ска­зал — козлята, волчата или охотник. Аналогичная работа прово­дится по трем другим картинкам (фраза Волк ушел говорится с радостью, с сожалением, с досадой),

Методические указания. Дети должны внимательно слушать воспитателя, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали козлята?».

Звук з\ Артикуляция звука

Положение органов артикуляционного аппарата при произ­несенииз (з мягкого) такое же, как и при произнесении з (з твер­дого) (только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу), поэтому I этап работы не проводится.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звуказ или вызывание его по подражанию. Развитие фонематического слуха.

Цель. Добиваться умения правильно произносить звук зи различать на слух звукиз из'.

Предшествующая работа. Детей учили правильно произносить звук з и различать звукис ис.

Подготовительная работа. Подготовить раздаточ­ный материал: картинки с изображением большого комара и маленького комарика.

Игра «Угадай, какой комар звенит»

Краткое описание

Воспитатель вспоминает с детьми, каксердито звенел боль­шой комар:з-з-з. Потом показывает картинку с маленьким

комариком и говорит, что он звенит ласково,мягко: зьзьзь. Дети повторяют звукоподражания.

Затем педагог раздает всем по 2 картинки. На одной изобра­жен большой комар, на другой — маленький. Воспитатель попе­ременно подражает то сердитому звону большого комара, то мяг­кому — маленького. Дети должны показывать соответствующие картинки.

Методические указания. Воспитатель должен про­износить звукиз из длительно, фиксируя внимание детей на том,

что песенка большого комара сердитая, твердая, а маленького комарика — ласковая, мягкая.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание четкого, правильного произношения зву­каз в словах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з в словах.

Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звуказ'.

Подготовительная работа. Подобрать парные кар­тинки (по количеству детей в группе), например: земляника, зебра, зеркало, зефир, газета, магазин, озеро, обезьяна, корзина, гвоздика, узел, козел, гвозди, резинка и др. Звукз не должен стоять перед глухими согласными или в конце слова, так как в этих положениях он оглушается и произносится какс\ например:

князь, лезть. Кроме того, при подборе материала надо помнить,

что з перед мягкимид, л, н произносится мягко, например: гвоз' ди, козлик, кузнечик.

Игра «Назови картинку»

Краткое описание

Воспитатель часть картинок кладет на свой стол рисунками вниз, остальные раздает детям. Вызванный ребенок берет кар­тинку, громко, четко ее называет. Тот, у кого имеется парная картинка, должен выйти к столу педагога и назвать ее. Затем

оба ребенка отдают свои картинки воспитателю. Так разбирают­ся все картинки.

Методические указания. Добиваться, чтобы при на-

зывании картинок дети произносили звукз более четко, чем остальные звуки. Обратить их внимание на то, что во всех сло­вах — названиях картинок мы произносим звук з мягко, ласково.

IV этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание правильного, четкого произношения зву­каз в речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з во фразовой речи.

Подготовительная работа. Приготовить красивую резиновую куклу в зеленом платье, с зелеными ленточками в косичках и предметные картинки, использованные в предыдущей игре.

Игра «Подарки кукле Зине»

Краткое описание

Воспитатель вносит нарядную резиновую куклу, рассказыва­ет: «Ребята, это кукла Зина. Ее купили в магазине. Она резино­вая. И ножки у Зины резиновые, и ручки у Зины резиновые. Щеч­ки резиновые, носик резиновый. Как зовут куклу?.. Где ее ку­пили?.. Из чего у нее сделаны руки, ноги, щеки, нос?..» Дети отвечают.

Воспитатель продолжает: «Зина любит изюм. Лена, иди уго­сти Зину изюмом». («Возьми, Зина, изюм».) Дети по очереди угощают Зину изюмом. Потом воспитатель предлагает сделать Зине подарки.На столе стопкой лежат картинки (рисунками вниз). Вызванные дети берут по одной картинке и говорят:

«Я дарю Зине землянику» и т. д.

Методические указания. Воспитатель должен чет­ко произносить звукз, Дети должны давать полный ответ, так же четко произносить звукз, но не выделять его.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звуков з и з

К нам зайдет Новый год, Заведет хоровод, Зазвенят голоса, Засверкают глаза.

*

Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет, Зина в лес пошла, Землянику нашла.

*

В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зеленый листок, как флажок, я несу. Зеленая шишка под елкой молчит,

Зеленая музыка где-то звучит. Зеленый кузнечик в зеленой стране Играет зеленую песенку мне.

•»

Зайке холодно зимой. Зайке голодно зимой. Зубки ззйкины стучат, Так капустки хотят.

Звук ц

Описание правильной артикуляции звука см. на с. 41.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ц или вы­зывание его по подражанию.

Цель. Добиваться правильного произношения изолирован­ного звука ц.

Предшествующая работа. Отработаны звукиг и с,лежащие в основе звука q.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети про­износят звукц, чтобы вовремя и правильно помочь каждому ре­бенку.

Упражнение «Тихо, тихо»

Краткое описание

Дети сидят на стульях полукругом. Каждый держит на руках куклу или мишку. Воспитатель говорит: «Дети, наши ребятки расшалились. Скажем им, чтобы они сидели тихо-тихо: «ц-ц-ц...» Дети грозят куклам пальцем и говорят: «ц-ц-ц...» Заметив, кто из детей произносит звук ц неправильно или тихо, воспитатель

говорит: «Все куклы у нас успокоились, а у Вали кукла шалит. Успокой, Валя, свою куклу».

Методические указания. Чтобы дети хорошо про­износили звукq, необходимо следить за правильным положением их губ, языка, наличием воздушной струи. Если у ребенка звук ц не получается, надо предложить ему многократно слитно про­износить звукигс, все убыстряя темп, пока не послышится звук ц.

Примечание. I этап не проводится, так как ранее были отработаны звуки г и с, однотипные по артикуляции со звуком ц.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение правильного произношения звука ц в сло­вах. Развитие фонематического слуха.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка q в словах.

Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звука ц.

Подготовительная работа. Подобрать предметы, игрушки, в названии которых имеется звук ц в начале, середине и конце слова, например: цапля, цыпленок, пуговицы, птица, заяц, цветок, цепь, блюдце и др.

Игра «Разведчики»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям предметы, игрушки. Они на­зывают их. Дети, назначенные разведчиками, выходят из комна­ты. Воспитатель вместе с оставшимися детьми раскладывает предметы в разных местах комнаты. Разведчики, возвратившись, разыскивают предметы, показывают, называют. Затем развед­чиками становятся другие дети и раскладываются новые пред­меты.

Методические указания. Называя предметы, дети должны четко произносить звукц, но не тянуть его, а то будет слышаться звук с. Необходимо помнить, что звук ц произносится всегда твердо, поэтому после ц звук и произносится как ы: цирк, мотоцикл.

IV этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного, четкого произношения зву­ка q в речи, развитие речевого дыхания.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка ц во фразовой речи. Учить слитно, плавно, на одном выдохе произносить фразу из четырех-пяти слов.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ц и в словах.

Подготовительная работа. Подготовить предметы, в названии которых имеется звукц, и продумать, кому и для чего они нужны.

Игра «Что кому?»

Краткое описание

Воспитатель раскладывает на столе предметы. «Сейчас, дети, вы должны отгадать, кому какой предмет нужен». Вызывая де-

тей по очереди, он говорит: «Дедушке для часов подарили...» («Цепочку».) Или: «Портнихе для работы нужны...» («Ножни­цы».) Ребенок называет подходящий предмет и показывает его.

Методические указания. Воспитатель должен сле­дить, чтобы ребенок давал полный ответ, четко произнося звук ц. На один и тот же вопрос могут ответить 3—4 человека.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука и

Цып, цып, цып, цыплятки! Есть водица в кадке. Кто меня боится, Тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки, Не боятся Натки. Возле кадки блюдце. Все они напьются.

*

В цветнике две овцы Целый день пасутся. У крыльца без конца Киска ест из блюдца. Из цветов, наконец, Прогоните овец!

*

Любовалась цыплятками курица Что ни цыпленок—то умница! Молодец, удалец, Очень ценный птенец!

Полон хлевец белых овец. (Зубы.)

Гололедица

Не идется и не едется ,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается,

Почему ж никто

Не радуется?

*

Забрели к нам в детский сад Двенадцать маленьких цыплят Привела их с улицы Беленькая курица. Миленькая курица, Ты забыла улицу. Это детский сад, Но не для цыплят.

*

Цапля, стоя на крыльце, Объясняет букву «ц»:

* Подойди, цыпленок Цып, Повторяй-ка: цып-цып-цып. Если выучишь урок, Подарю тебе цветок.

*

Курица волнуется, Не пугайте курицу.

•х-

Крыльев нет,

Но эта птица

Полетит

И — прилунится. (Ракета.)

*

Два братца

в воду глядятся,

век не сойдутся. (Берега.)

Примечание. В конце слова сочетаниется произносит­ся какца.

Вопросы и задания

1. Чем характеризуется речь детей в возрасте от четырех до пяти лет?

2. На что в первую очередь должен обратить внимание воспитатель при обследовании речи детей в возрасте от четырех до пяти лет?

3. На что в средней группе направлена работа по формированию правиль­ного произношения?

4. Покажите преемственность в работе над звуками г — д, с — с' — з — з'—ц.

Краткая характеристика речи детей

Словарь. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500—3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явле­ний окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шесто­го года жизни, как правило, не встречаются пропуски, переста­новки слогов и звуков. Исключение составляют только некото­рые трудные малознакомые слова (экскаватор).

Воспитатель вводит в речь детей новые слова, углубляет по­нимание ребенком смысла слов, уже имеющихся в его актив­ном словаре, учит пользоваться словами, выражающими раз­личные смысловые оттенки.

Грамматический строй. У детей пяти-шести лет возрастает

количество простых распространенных, а также сложных пред­ложений. При оформлении фразы ребенок использует все основ­ные части речи.

Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок спосо­бен замечать особенности произношения у других детей и неко­торые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменя­ется л илии; л заменяетсял\ Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Перед воспитателем стоит задача научить детей правильно произно­сить все звуки родного языка и вводить их в речь.

Обследование речи детей

У детей старшей группы словарь и фразовая речь уже до­статочно развиты. Нарушения в словаре (перестановки, пропуск звуков, слогов) или во фразовой речи (несогласование членов предложения) бывают редко и сразу обращают на себя вни­мание при проведении занятий и бесед. В таком случае ребенка необходимо направить к логопеду и психоневрологу для оказа­ния специальной помощи.

Обследование звукопроизношения детей проводится по кар­тинкам, подобранным на следующие группы звуков: свистящие (с, с' з' з ц), шипящие(ш, ж, ч, щ), сонорные(л, л' р, р'). Добавляются картинки для обследования произношения йоти­рованных гласных:я(/а), е(iэ), e(io),ю(iy),

Проверяя произношение звуков каждым ребенком, воспита­тель подробно записывает неправильно произнесенные слова в тетрадь, а по окончании индивидуального обследования состав­ляет таблицу состояния речи детей, где отмечает основные груп­пы звуков: свистящие, шипящие, сонорные, йотованные гласные, а в графе «другие звуки» — недостатки произношения различ­ных звуков (к,г, х и др.). Все остальные недостатки и особен­ности речи, встречающиеся у детей, а также улучшения во фразо­вой речи в течение года отмечаются в графе «Примечание»

Занятия

В старшей группе продолжается работа по совершенство­ванию произносительной стороны речи, воспитанию речевого слу­ха, речевого дыхания, звукопроизношения.

Специальные игры для развития речевого дыхания и рече­вого слуха с детьми пяти-шести лет уже не проводят. Все боль­шее внимание произносительной стороне речи уделяется не только на специальных занятиях по звуковой культуре речи, но и на всех занятиях по родному языку. Обучая пересказу, разучивая с детьми стихотворения, воспитатель обращает внимание на слит­ную, плавную речь ребенка, которая невозможна без хорошо развитого речевого дыхания; на выразительность речи, которая достигается с помощью интонационных средств: повышения и понижения голоса во фразе, изменения темпа речи, пауз между речевыми отрезками, изменения звуковой окраски голоса, вслед­ствие чего речь приобретает различные эмоционально-экспрес­сивные оттенки (грустный, веселый и др.). Все эти требования к речи детей можно предъявлять в том случае, если в результа­те работы, которая проводилась в предыдущих группах, у ребен­ка достаточно развиты речевой слух, речевое дыхание, умение пользоваться голосом. На данном этапе продолжается работа и по развитию фонематического слуха: дети учатся различать звонкие и глухие звуки(ш — ж), твердые и мягкие(л — л', р — р'). Обычно уже к пяти годам многие правильно произносят все зву­ки родного языка. Однако работа по усвоению фонематической системы русского языка продолжается. Отрабатываются следу­ющие звуки:/, ш, ж, ч, щ, л, л\ р, p1 — и йотированные гласные (т. е. гласные, имеющие перед собой звукi': /а, /э, /о, /у.

В первой и второй младших группах, а также в средней про­водилась большая работа по развитию движений органов арти­куляционного аппарата, поэтому в старшей группе при работе над вышеперечисленными звуками мы опускаем 1 этап работы,

цель которого — уточнить движения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения данного звука. Работа над всеми звуками в старшей группе начинается со II этапа—уточнения правильного произнесения данного зву­ка. Но на разные звуки в зависимости от сложности их усвое­ния, подготовленности детей работу проводят по-разному. Так, на йотированные гласныея, ю, е проводят 2 этапа работы

II и III:

уточнение произношения гласного;

закрепление произношения гласного. На j и ё проводится только один этап работы, на котором

одновременно идет и уточнение произношения, и закрепление. На звукищ, ж,ч, щ,л, л' р, р' проводятся II, III и IV этапы

работы:

вызывание и уточнение произношения дан-

ного звука;

закрепление произношения звука в словах;

закрепление произношения звука во фразовой -

речи.

Чтобы помочь ребенку закрепить звук в словах и во фразо­вой речи, воспитатель использует специально подобранные сти­хотворения, загадки, скороговорки.

Каждый этап работы проводят один раз в неделю в, течение

всего года.

Ознакомление с основными органами и движениями артикуля­ционного аппарата

(проводится как целое занятие)

Тема. Ознакомление с органами артикуляционного аппара­та и их основными движениями.

Цель. Вспомнить с детьми основные органы артикуляцион­ного аппарата (рот, губы, язык, нёбо, зубы, кончик языка) и ос­новные движения языка (поднимать вверх, опускать вниз; делать движения в стороны, к углам рта; делать язык широким, тонким). Ознакомить детей с верхними и нижними губами и зубами, со спинкой языка, научить делать язык попеременно то широким,

то узким.

Предшествующая работа. Проводили занятия по

звукопроизношению во второй младшей и средней группах.

Подготовительная работа. Продумать форму пре­поднесения материала и вопросы к детям.

Краткое описание.

Дети сидят полукругом. Воспитатель, обращаясь к ним. го­ворит: «Дети, посмотрите все внимательно на меня. Что это у меня? (Показывает на рот.) Правильно, рот. А вы знаете, что наш рот похож на домик? Вспомните, кто живет в этом домике. Правильно, язык. В каждом домике есть дверца. И у этого домика, где живет язычок, тоже есть дверца, и даже не одна. Первая двер-

ца — губы, вторая дверца — зубы. И потолок в этом домике тоже есть. Как он называется? Правильно, нёбо. Когда мы молчим,

обе дверцы в домике закрыты и язычка не видно. Закройте все рты и посмотрите друг на друга...

Надоело Язычку сидеть в темном домике. Он захотел выйти погулять. Высунул сначала кончик—посмотрел, какая погода на улице. Давайте все так сделаем. Хорошая погода, солнышко светит, можно выходить на улицу. Вышел Язычок на улицу и стал греть спинку. Давайте все так сделаем. (Проверяет выполне­ние по подгруппам.) Вот какой широкий Язычож, посмотрите друг на друга. Вдруг подул сильный ветер. Язычок съежился и стал узенький, а потом совсем в домик спрятался и лег спать. (Про­веряет по подгруппам, как дети выполняют упражнение.)

Выспался Язычок, решил зарядку сделать. Стал поднимать­ся наверх (за верхние зубы), потом опускаться вниз (за ниж­ние зубы). (Проверяет, как получается упражнение у каждо­го ребенка.) Сначала делал медленно, потом стал прыгать быстро-быстро, до самого потолка. Попрыгал и погладил потолок кончи­ком. (Проверяет выполнение по подгруппам.) Сделал Язычок зарядку и решил снова выйти на улицу. Вышел, сидит на кры­лечке. (Кладет широкий кончик языка на нижнюю губу, следит, чтобы дети при этом не подворачивали нижнюю губу, не натяги­вали ее на нижние зубы.) Скучно одному сидеть, не с кем по­играть. Посмотрел Язычок направо: нет ли ребяток,— нет; по­смотрел налево — нет. Стал Язычок бегать вокруг, искать ребя­ток. (Делает круговые движения языком.) Нашел—обрадовал­ся и запрыгал, защелкал от радости. (Щелкает кончиком языка, присасывая его к нёбу. Проверяет выполнение по подгруппам.)

Погулял Язычок, опять пошел домой и закрыл обе дверцы. Дверцы у него не простые, а из двух половинок. Первая двер­ца — губы. Вот верхняя, а вот нижняя. (Показывает.) Губы тоже умеют многое делать. Вот им стало весело, и они улыбну­лись. Давайте все улыбнемся. Потом они на что-то рассерди­лись и вытянулись в трубочку. (Проверяет выполнение по под­группам.) Потом губы приоткрылись и показали вторую двер­цу—зубы. Вот верхние зубы, а вот нижние. (Показывает,) Закроем все дверцы. Язычок устал и хочет отдохнуть,

Еще, дети, у нас с вами есть Голосок! Он тоже живет в доми­ке. Только у него свой домик, там, где шея. (Показывает.) Иногда Голосок спит и тихонько по-разному посапывает, его и не слыш­но. (Произносит звукс, а затем звукф, вслед за ним дети про­износят звуки с и ф. Приложив тыльную сторону руки к шее спереди, они проверяют, спит голосок или нет.)

А когда Голосок проснется, он песни поет, да так громко, что стенки домика начинают дрожать. (Дети произносят зву­ки з, в и, приложив тыльную сторону руки к шее спереди, про­веряют, поет голосок или нет. Так произносят, чередуя по 2—3 раза, звуки с—з или ф—в и определяют, спит Голосок или

песни поет.) Вот, дети, как много мы сегодня узнали! (Кратко перечисляет, что узнали на занятии.)

Методические указания. Следить за выполнением движений каждым ребенком. Отмечать, кто не справляется с заданием и нуждается в дополнительных индивидуальных за­нятиях.

Наши рекомендации