Особенности применения дидактического материала по коррекции нарушений и развитию словоизменения у детей с дислалией.
Использование дидактического материала является самым распространенным в условиях специального ДОУ компенсирующего типа для детей с ПМ, ведь характеризуется ассоциативностью, дифференцированностью, обобщенностью, доступностью и вариативность. Мультимедийная наглядность. Мультимедийная наглядность может быть представлена динамическими фотографиями, презентациями (вроде "Вундеркинд с пеленок"), аудиозаписями голосов животных и птиц, звуков природы, деятельности человека, видеофрагментами, видео- и анимационными фильмами (с музыкальным и / или речевым сопровождением), компьютерными развивающими играми (типа "игры Тигры") и др. Этот вид наглядности особенно полезен для работы с детьми, ведь способствует развитию слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, формированию правильного звукопроизношения и фонематических процессов. Печатные таблицы. К этой группе относят графическую наглядность (друдл, схемы, таблицы для чтения). На печатных таблицах может быть представлена последовательность создания рисунков, аппликаций, изготовление различных изделий из природного материала, пластилина, бумаги, схемы описания предметов, помогает развить у детей аналитическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, навыки самоконтроля. Во время проведения игр-занятий крайне необходимо организовывать взаимодействие с детьми так, чтобы педагогу было удобно демонстрировать наглядность, а дошкольникам воспринимать ее. Отбор и использование наглядности осуществляется:- с соблюдением параллельно-последовательного усложнения комплексных составляющих игры-занятия (вербального материала и наглядных средств); - в соответствии с темой, намеченных учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач игры-занятия; - с соблюдением определенной последовательности в подборе и использовании наглядных средств - от объемных (муляжи, игрушки) в графических и символических; - с учетом логики осложнения использование наглядного материала: презентация, узнавание, актуализация, активизация, обобщения, дифференциация, контекстуализация; - с одномоментным или параллельным привлечением всех анализаторов; - обязательно учитывая педагогические условия, психофизиологические возрастные нормы и требования психогигиены и техники безопасности; - учитывая количество детей, принимающих участие в игре-занятии при фронтальных и подгрупповых играх-занятиях желательно использовать реальные предметы и яркие игрушки больших размеров, на индивидуальных возможно использование мелких игрушек и небольших картинок. Продуманное использование наглядности педагогами логопедической группы способствует:автоматизации и дифференциации звуков у детей; обогащению словарного запаса; уточнению грамматических категорий; формированию связной речи; обучению в рамках наглядно-действенного мышления; развития зрительного восприятия, внимания и памяти, основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации); поддержанию у детей интереса к познавательной деятельности и речевой активности. В качестве технических средств для представления иллюстраций обычно применяют графопроекторы и слайд-проекторы. В последнее время в учебном процессе стали активно использовать видеоисточники и особенно компьютеры в сочетании с видеопроекторами или жидкокристаллическими дисплеями. Ниже кратко рассматриваются характеристики этой аппаратуры. Экранно-звуковые средства.Экранно-звуковые средства занимают особое место среди других средств обучения. Они оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность, позволяют проникать в сущность процессов и явлений, раскрывают их в развитии и динамике. Экранно-звуковые средства являются синтезом достоверного научного изложения фактов, событий, явлений с элементами искусства, поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными средствами (кино - и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.). Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, экранно-звуковые средства вызывают многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности. Необходимо также подчеркнуть, что применение экранно-звуковых средств положительно сказывается на организации учебного процесса, придает ему большую четкость и целенаправленность. Однако следует заметить, что применение экранно-звуковых средств должно не исключать или заменять традиционные формы работы, а органически дополнять и вписываться в учебную и практическую деятельность. Довольно часто причинами, сдерживающими применение технических средств обучения, являются боязнь и неумение преподавателей пользоваться аппаратурой, устранять простейшие неполадки в процессе ее эксплуатации. Поэтому желательно, чтобы педагоги проходили специальную подготовку на курсах или семинарах. Они обязаны знать правила пожарной безопасности, а также инструкции по технике безопасности при эксплуатации электроустановок. Особое внимание следует обращать на исправность шнуров и розеток, проверять надежность и безопасность оборудования перед началом просмотра (прослушивания). ГрафопроекторыГрафопроектор (кодоскоп, оверхед) представляет собой оптическое устройство, предназначенное для проецирования информации со специальной прозрачной пленки. Графопроекторы появились сравнительно недавно, тем не менее сегодня это самые распространённые проекционные аппараты. В основе прибора - специальная короткофокусная линза. Информацию на пленку наносят с помощью копировального аппарата (предварительно изготовив оригинал на белой бумаге), лазерным или струйным принтером или вручную фломастером. Плёнка с информацией кладётся на рабочее поле проектора, которое просвечивается от специального источника света. Преимущество графопроектора заключается в простоте подготовки информации и в большой яркости изображения за счет использования прозрачной пленки - нет необходимости затемнять помещение. Графопроекторы различаются конструкцией (на просвет или зеркальные), назначением (стационарные или переносные), а главное - мощностью светового потока. Наиболее мощныеграфопроекторы применяют в больших аудиториях, а также при использовании жидкокристаллических дисплеев. Слайд-проекторыЭти приборы рассчитаны на использование стандартных слайдов 24х36 мм. Применяются слайд-проекторы с прямоугольными магазинами емкостью 50-100 слайдов и карусельные емкостью 80-140 слайдов. Известны различные модификации слайд-проекторов, отличающиеся набором дополнительных функциональных возможностей. Видеопроектор - это электронно-оптическое устройство, предназначенное для проецирования на удаленный экран информации, поступающей в форме видеосигнала. В качестве источника данных может использоваться видеомагнитофон или видеокамера. Видеопроекторы, дополнительно оснащённые компьютерными входами (что позволяет проецировать данные непосредственно из компьютера), называют мультимедиа проекторами. Принцип действия видеопроектора следующий: информация от источника видеосигнала подается на встроенный небольшой жидкокристаллический дисплей с высокой разрешающей способностью, выполненный по тонкопленочной технологии, а затем изображение с этого дисплея через оптическую систему проецируется на удаленный экран. В некоторых моделях используются 3 встроенных дисплея с диагональю 3, 3 см, каждый из которых обеспечивает базовый цвет (красный, зелёный, синий). Это усложняет оптическую систему, но обеспечивает более высокое качество изображения. Проекторы различаются разрешающей способностью (от VGA до SXGA) мощностью светового потока, некоторыми дополнительными возможностями. Самые мощные видео и мультимедиа проекторы (со световым потоком 500 ANSI лм и выше) не требуют затемнения помещения. Мультимедиа проекторы оснащаются специальной инфракрасной системой, позволяющей манипулировать мышью на большом экране и тем самым дистанционно управлять работой компьютера. Современные видео и мультимедиа проекторы на жидкокристаллических дисплеях - это сложнейшие приборы, воплощающие последние достижения электроники, оптики и вычислительной техники. Появившись на рынке только несколько лет назад, они постоянно совершенствуются, не уступая в темпах развития современным компьютерам. Лёгкие (5-10 кг), исключительно надёжные, простые в использовании приборы чрезвычайно привлекательны для использования в учебном процессе, на конференциях и разнообразных презентациях. Их применяют также для создания информационно-диспетчерских центов. Еще совсем недавно считалось, что применение технических средств в процессе работы логопеда не может иметь решающего значения, поскольку основной продукт этой работы базируется на субъективных ощущениях ребенка, разнообразие которых нельзя измерить объективными средствами. Однако технические средства для работы логопеда постоянно совершенствуются. Если постановка звукопроизношения, отработки механизмов голосообразования, пропедевтические упражнения и артикуляционная гимнастика ранее опирались в основном на тактильные ощущения в органах, образующих звук, а оптический контроль за состоянием органов речи классически осуществляется в виде упражнений перед логопедическим зеркалом, то в последнее время современное стремительное развитие техники позволяет логопеду работать не на уровне субъективных ощущений ребенка, а на основе более объективных компьютерных средств оценки продуцирующей речи и корректирующих упражнений. Современное развитие компьютерных технологий привело к тому, что персональный компьютер становится незаменимым помощником для специалиста. Компьютер третьего тысячелетия может интегрировать в себе видеомагнитофон и телевизор, домашний кинотеатр и типографию, быть ценным партнером ребенку во время игры. На сегодняшний день компьютер в работе логопеда может обеспечить следующее:- Наличие интересного обратной связи для ребенка;- Быстрое установление эмоционального контакта с ребенком; - Выбор, дозированность и контроль информации (в отличие от просмотра телевизионных программ);- Возможность проведения сравнительной диагностики детей любых городов и регионов: 1) выявление территориальных особенностей, связанных с влиянием внешних факторов (экономических, экологических, этнических и т.п.); 2) оценки качества работы логопедов;- Возможен перенес части компьютерной лого терапевтической работы в домашние условия, что ведет к регулярной и направленной работе с ребенком;- Удаленная работа с ребенком благодаря всемирной сети Интернет;- Выбор и изготовление разнообразного качественного дидактического материала. В настоящее время из российских разработок предлагаются тренажеры "Дельфа" - Москва, "Учимся говорить" - С.-Петербург и белорусский "Визуальный тренажер произношения" - Минск. В настоящее время широкое распространение получают различные компьютерные программы, которые используют технологии визуализации речи. Программно-аппаратный комплекс "SpeechViewer-3" является разработкой известной в компьютерном мире фирмы ИБМ; Он предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. 14 модулей программы, включенные в комплект, позволяют работать как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля и игровой принцип работы позволяют ускорить работу по формированию навыков речи. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, исключает эффект пресыщения в работе с пациентами и способствует мотивационной готовности ребенка к занятиям. Основные условные направления использования компьютерных технологий для логопедической работы. Диагностика предусматривает определение компьютерных программ для выявления нарушений речевой деятельности. Эти программы могут быть направлены как на выявление нарушений фонационные оформления произношения, а именно: дислалии, ринолалии, дизартрии, дисфонии, тахилалии, брадилалии, заикания, так и на выявление нарушений структурно-семантического оформления произношения: алалии, афазии, нарушений письменной речи: дислексии, дисграфии. Вспомогательные функции использования компьютеров в логопедической работе включает разработку дидактического материала (картинки, карточки, лото, пазлы, контурные рисунки т.п.), а также хранение и анализ полученных данных. Для этого можно применять Corel DRAW, пакет MicrosoftOffice. Коррекция - определение компьютерных программ для исправления нарушений речи. Компьютерные программы визуализации речи могут быть применены во время коррекционной работы при дислалии, ринолалии, дизартрии, дисфонии, тахилалии, брадилалии, заикании, моторных формах алалии, афазии, а также при письменной речи. Программы для коррекционной работы условно можно разделить на развивающие программы и программы визуализации речи. Развивающие программы - это программы, которые не имеют анализаторов звуков и речи. Они построены по принципу интерактивных мультимедиа энциклопедий или мультфильмов. В качестве примера, большое количество продукта издательства "Кирилл и Мефодий": разнообразные энциклопедии для детей и множество интерактивных мультипликационных фильмов, в частности "Рыбка Фредди". Визуализация речи - это компьютерные программы, которые имеют в своем составе программные модули, благодаря которым выполняется физический и логический анализ параметров звуков, во время которого эти параметры отображаются на мониторе в виде графиков, кривых, интерактивных анимаций и тому подобное. Распознаватель РЕЧИ - это отрасль компьютерных программ, которые в своем составе имеют логический блок, благодаря которому распознается речи человека, то есть компьютер "понимает" команды оператора, которые он говорит, а также определенным образом реагирует на них. В качестве примера можно вспомнить русскую программу "Горыныч", которая выполнена как модуль в английской программе распознавателя речи "Dragon", а также многие другие. Распознаватель параметры звука - отрасль компьютерных программ которые имеют в своем составе программные модули, позволяющие анализировать физические параметры звуков, а именно: высоту, спектр, тембр, амплитуду, длину речевого выдоха и тому подобное. Локальные программы - компьютерные программы, предназначенные для работы на компьютере без использования компьютерных сетей. Программы для интернет- это компьютерные программы, которые позволяют работать дистанционно с использованием глобальной сети Интернет.
Заключение
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения. В настоящее время логопедическая практика испытывает острую необходимость в определении надежных диагностических показателей развития грамматического компонента языковой способности детей с ОНР, в частности, грамматической системы словоизменения, обосновании адекватных их лексико-грамматическим возможностям современных моделей коррекционно-педагогического воздействия, разработки содержания и методов поэтапного логопедического воздействия.
Список литературы:
1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина
2. .—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской
4. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
5. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. 112с.
6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).
7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
8. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н.А.Чевелева Г. В. Чиркина-М.: Просвещение,1989//
9. Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. и др. Основы логопедии с
практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000г.
10. Хватцев М. Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. – 272 с.
11. Балобанова, В.П., Богданова, Л.Г., Венедиктова, Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
12. Бельтюков, В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики // Дефектология. - №3. 1977.
13. Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. - 170 с.
14. Власова, Т.А. Каждому ребёнку - надлежащие условия воспитания и обучения.//Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. - М: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 73-81.
15. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. - СПб.: Детство, 2004.
16. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. - Москва: Владос, 2004. - 232 с.
17. Гаубих, Ю. Г., Липкина, Ю. С. Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. -2-е изд. - М.: Просвещение. - 1979.
18. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.; 1961.
19. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. - 220 с.
20. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. - М.: Педагогика, 1959. - С.63.
21. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М., 1999.
22. Журова, Л.Е., Эльконин, Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М., 1963.
23. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп. и испр.. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. - 96 с.
24. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002.
25. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000.
26. Лебединский, В. В., Шахнарович, А. М. К проблеме развития речи в онтогенезе // Проблемы психолингвистики. - М., 1975.
27. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 357 с.
28. Мартынова, Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 3. - М.: Просвещение, 1967
29. Мелехова, Л. В. Дифференциация дислалий. Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С.Ляпидевского. Вып. 3. - М.: Просвещение, 1967.
30. Мелехова, Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии. Ученые записки Моск. гос. педагог. ин-та им.В.И.Ленина, 1964, вып. 219.
31. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. - М., 2002. - 637 с.
32. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - С. 210.
33. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития речи. - СПб.; Дельта 1998. - 208 с.
34. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - 400 с.
35. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
36. Практикум по детской логопедии учебное пособие для пед. ин-тов / В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Т. Н. Воронцова, Ю. Г. Гаубих; под ред. В. И. Селиверстова. - 2-е изд. - Москва : Владос, 1997. - 272 с.
37. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.
38. Pay, Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
39. Резниченко, Т. С, Ларина, О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. : Альбом для педагога. - М.; Владос, 2000. - 96 с.
40. Розенталь, Д.Э. Голуб, И.Б. Теленкова, М.А. Современный Русский язык.- М., 2000.- 448с.
41. Сергеев, Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 1999. - 96 с.
42. Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. - 1996. - №5. - С. 38-51.
43. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей.- Л.- 1976.
44. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников. - М.; Издательство института психотерапии, 2001. - 240 с.
45. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.
46. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.-223 с.
47. Хватцев, М.Е. Логопедия. - М., 1959.
48. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320 с.
49. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. - М.: Просвещение, 1988.
50. Эльконин, Б.Д. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 360 с.