Упражнение на развитие фонематического слуха - работа с картинками.

(См. предыдущее занятие пункт 5.)

Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Цель: закрепление правильного произношения звука [ж] в словах и предложениях; развитие фонематического слуха, внимания, памяти.

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

Артикуляционная гимнастика

3. Закрепление правильного произношения звука [ж] в словах.

Отражённое повторение слов за логопедом:

жаба жить жук Женя

жатва живот жуки желе

жакет живой жупан жених

жалить животное жуть уже

ужата ужи жутко хуже

ежата ежи жуткий ежевика

медвежата ножи жую ожог

пижама этажи хожу обжёг

уважать ужин лежу утюжок

бежать ужинать мажу флажок

вожатый ожидать вижу

кожаный ухаживать

кожа пожинать

ждать однажды нужно

одежда дважды важно

надежда каждый нежно

невежда дожди отважный

жду подожди надёжный

побеждать жажда можно

4. Автоматизация звука [ж] в предложениях.

Повторение за логопедом предложений (с опорой на картинки).

Под ежевикой живёт ёжик. Женя ужинает, ежевикой. Под елью живут ежиха и ежата. Женя живёт на пятом этаже. Жанна ухаживает за животными.

5. Автоматизация звука [ж] в предложениях.Упражнение в спряжении. Проспрягать:

Ждать дождика каждый день. (Я жду дождика каждый день. Ты…он…мы....вы ...они ...).

Подведение итогов занятия.

Занятие №4

Цель: закрепление правильного произношения звука [ж] во фразовой речи; развитие фонематического слуха, вникания, памяти; образование относительных прилагательных.

Оборудование: зеркало, предметные картинки, фишки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Автоматизация звуки [ж] в чистоговорках.

Жа - жа - жа - ежата у ежа.

Жу - жу - жу - ужи идут к ежу.

Жи - жи - жи - ежат нам покажи.

Жу - жу - жу - я ежат бужу.

Жа - жа - жа - ужи уходят от ежа.

Жи - жи - жи - в нашем доме этажи.

Жа - жа - жа - надо мной два этажа.

Жа - жа - жа - подо мной два этажа.

Же - же - же - на каком я этаже?

3. Автоматизация звука [ж] в предложениях.

а) Упражнение в образовании относительных прилагательных.

Образуйте признаки по образцу:

Одежда из кожи - кожаная одежда.

Жилет из кожи - кожаный жилет.

Юбка из кожи - кожаная юбка.

Жакет из кожи - кожаный жакет.

Туфли из кожи - кожаные туфли.

Шляпа из кожи - кожаная шляпа.

Пиджак из кожи - кожаный пиджак.

б) Отражённое повторение за логопедом потешек (можно с использованием картинок):

В багаже

У Жени в багаже флажок,

Джем, пижама, утюжок,

Жаба, уж и ножик,

Жилет, жетон и... ёжик.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра «Запомни, повтори».

Жаба - жук - живот - жакет.

Пижама - ужата - медвежата - ежата.

Одежда - надежда - невежда - жажда.

Звуковой анализ слова жук.

Подведение итогов занятия.

Занятие №5

Цель:закрепление правильного произношения звука [ж] в тексте; развитие фонематического слуха; образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Оборудование: зеркало, сюжетная картинка.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Отгадайте загадки, в отгадках определите место звука [ж] в словах.

а) Шесть ног без копыт, летит - жужжит, упадет - землю роет. (Жук)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт, и никуда я не иду, покуда он идёт. (Дождик)

Вот иголки и булавки выползают, из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят. (Ёжик)

б) Измени слова по образцу:

жук - жуки - жуков,

дождик, ёжик, пижама, жаба.

3. Автоматизация звука [ж] в чистоговорках.

Весёлые чистоговорки

Джек ждёт джем,

Джим ждёт джем,

Джон тоже ждет джем,

Даже Джина ждёт джем.

А Надежда не ждёт,

А Надежда жуёт.

Может ёжик побежать?

Ёжик может побежать.

Может жаба подождать?

Жаба может подождать.

Может жук жужжать, жужжать?

Может, может жук жужжать.

Составление рассказа по картинке.

Еж и ежата

Ёжик живёт под елью. Ужи живут под дубом. У ежа - ежата, у ужа - ужата. Летом ежи и ужи сыты. Они едят мышей, лягушек, жуков. Не живут ужи, где живут ежи!

Игра «Четвёртое слово лишнее».

Жук, жаба, ёжик, мышка.

Лягушка, мышка, кукушка, жук.

Пижама, жакет, шуба, жилет.

Подведение итогов занятия.

Дифференциация звуков [з] - [ж]

Цель: различение звуков [з] - [ж] в слогах, словах и предложениях; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Различение звуков [з] - [ж] в слогах:

жа - за жа - за - за за - жа - за

жо - зо жо -жо - зо зо - жо - зо

жу - зу жу - зу - жу зу - жу - зу

жи - зы жи - жи - зы зы - жи - зы

же - зе же - зе - зе зе - же - зе

3. Различение звуков [з] - [ж] в словах и словосочетаниях.

а) Отражённое повторение за логопедом:

зажму зажим жизнь зимняя одежда

зажгу зажать железо забежать домой

завяжу забежать жезл полезное животное

заложу зажигать возможно забавный ёжик

б) «Четвёртое слово лишнее» (с опорой на картинки):

зайка, замок, жаба, зубы;

зонт, пижама, гвоздика, незабудки;

жук, ёжик, одежда, фазан;

ваза, ежевика, ужи, ножи.

в) Закончите фразу:

Тарелки не надо... (лизать);

после обеда надо... (лежать);

во время занятий не надо... (зевать);

пищу надо хорошо... (жевать);

улетел быстрее... (жук);

разболелся сильно... (зуб).

4. Различение звуков [з] - [ж] в предложениях (с опорой на картинки).

У змеи жало.

Ежи - полезные животные.

Зоя живет возле завода.

Женя и Зоя ужинают.

У Зои живой зайка.

Нельзя обижать животных.

Женя уже давно ждёт Зою.

У Зои важное задание.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

У Зои - забавный ёжик.

Наши рекомендации