Игра «Поймай звук» - развитие фонематического слуха.
Звуки: [у], [о], [д], [ш], [л], [ш], [з], [с], [ш], [p], [ш], [ж], [ш], [ш], [с], [ч], [ш], [ж], [с], [ш].
Подведение итогов занятия.
Занятие №2
Цель:подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [ш]; развитие навыка звукового анализа; развитие фонематического слуха.
Оборудование: зеркало, черные и белые квадраты (фишки).
Ход занятия:
Оpгмомент.
Постановка цели занятия.
2. Показ правильной артикуляции звука [ш] логопедом.
При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлёны, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.
Артикуляционная гимнастика.
4. «Подумай, не торопись».С помощью картинок подбери слово, которое начинается на последний звук слова:
мак, кот, тыква, альбом, мама, аист, тополь, липа, антенна, автомат, танк, кубики, индюк, капли.
Игра «Чёрный - белый» - развитие фонематического слуха.
Цель: нахождение звука [ш] в словах, воспринимаемых на слух. Поднимите чёрную фишку, если услышите в слове [ш], белую - если данного звука в слове нет.
мак, шапка, дом, уши, шуба, танк, лук, мыши, шкаф.
Подведение итогов занятия.
Занятие №3
Цель: постановка звука [ш]; автоматизация звука [ш] в слогах; развитие фонематического слуха.
Оборудование: зеркало, мяч.
Ход занятия:
Оргмомент.
Постановка цели занятия.
2. Постановка звука [ш]. Показ правильной артикуляции звука [ш] логопедом.При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.
Постановка звука [ш] смешанным способом.
3. Артикуляционная гимнастика. (см. Приложение 1, с. 160-163).
4. Закрепление звука [ш] в слогах.
Игра «Здравствуй, пальчик!».
Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребёнок каждый раз произносит сначала одинаковые, а потом различные приветствия. Когда ребёнок произносит разные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, И, О, У).
Инструкция логопеда:
- Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слог ША (ШИ, ШО, ШУ).
Самостоятельное воспроизведение слогов.
5. Автоматизация [ш] в слогах.
а) Повтори за мной:
ша - ша - ша ша - ши - ши ши - ша - ша
ши - ши - ши ши - ша - ша ши - ши - ши
ша - ша - ши ша - ши - ша ши - ши - ша
ши - ша - ши ши - ши - ша ша - ша - ши
б) «Закончи слово» - игра с мячом.
Слогом -ша: Слогом -ши:
на на
ва ва
Да ша камы ши
Ната мы
Ма у
(Луша, груша, Алёша, Катюша, галоши, шалаши, ниши)
Что лишнее?»
Дети поднимают руку, услышав лишний слог.
Па - па - па - ба пу - пу - бу - пу
по - по - по - бо пы - пы - бы - пы.
Подведение итогов занятия.
Занятие №4
Цель: автоматизация звука [ш] в слогах; развитие фонематического слуха; развитие навыка звукового анализа.
Оборудование: зеркало, фишки.
Ход занятия:
Оргмомент.
Постановка цели занятия.
2. Показ правильной артикуляции звука [ш] детьми.
При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.
Артикуляционная гимнастика.
4. Закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах.
Игра «Здравствуй, пальчик!».
5. Автоматизация звука [ш] в слогах:
а) Игра «Повтори за мной»:
шо - шо - шо шу - шу - шо ша - ши - шо - шу
ше - ше - ше шу - шо - шу ша - шо - ши - шу
шо - шо - шу шо - шу - шу ша - шу - ши - шо
шу - шо - шо ше - ше - ше ша - шу - шо - ши
шу - шо - шо ше - шо - ше ша - ши - шу- шо
б) «Угадай слово».
Логопед начинает, а ребёнок добавляет часть слова:
ме - ... (шок) ла-шу Мы увидели: Пашу
пу -... (шок) ма-шу Машу
гор -...(шок) пи-шу Мишу
лету -... (шок) ту - шу Дашу
реме -... (шок) про - шу Катюшу
поро -... (шок) ды-шу Алёшу
гребе - .... (шок) ко - шу Наташу
Физкультминутка.
Руки вперёд, вверх, в стороны с одновременным проговариванием слогов: ша - шо - шу - ше.